СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безударные гласные в корне слова. Написание буквосочетаний -оро- -оло- -ере-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.

Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове подбором слов с чередованием буквосочетаний  оро//ра, оло//ла,  ере//ре  и мотивировать    учащихся  на  изучение данной темы.   

     Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка,  вызывать стремление учащихся осознанно применять правило.

     Стимулировать желание учащихся проникать в смысл слов, интересоваться историей родного языка.

      Планируемые результаты: учащиеся научатся применять новый способ проверки безударных гласных с помощью чередования в самых распространённых словах на данное правило.

Просмотр содержимого документа
«Безударные гласные в корне слова. Написание буквосочетаний -оро- -оло- -ере-»

Тема. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, -ере-.

Цель.

Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове подбором слов с чередованием буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре и мотивировать    учащихся на изучение данной темы.

Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка,  вызывать стремление учащихся осознанно применять правило.

Стимулировать желание учащихся проникать в смысл слов, интересоваться историей родного языка.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять новый способ проверки безударных гласных с помощью чередования в самых распространённых словах на данное правило.

УУД

Личностные: осознание значимости правильного понимания лексического значения слова.

Регулятивные: освоение способа проверки безударных гласных по алгоритму.

Познавательные: систематизация знаний о способах проверки безударных гласных.

Коммуникативные: формирование умения объяснить свой выбор.

Планируемые результаты: наблюдать, делать выводы; работать в парах, высказывать свое мнение, объяснять способ новой проверки безударных гласных в словах.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ



  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  1. Повторение пройдённого. Подвести к восприятию новой темы

  • Внимательно прочитайте слова.

город огород брег золото берег злато

  • Разделите эти слова на две группы.

город огород золото берег ??? (в слове две безударные гласные)

брег злато ???(старинные слова)

  • Какие орфограммы в этих словах?

  • Подберите пары слов.

  • Какие пары слов у вас получились?

  • Работа в группах. С каждой группы по одному ученику, доказывают, почему, считают эти слова «старинной парой».

Город -? золото-злато

Берег-брег огород -?

  • Чем же объясняется разное написание корня в словах?

  • Какие слова остались без пар?

  • Попробуйте подобрать к этим словам пару.

  • Назовите тему нашего урока.

  • Перед нами появилась орфографическая задача, которую необходимо решить на этом уроке.

  • Чему будем учиться на уроке?

  • Что вы хотите узнать на уроке?

2. Определение темы урока

  • Сегодня на уроке мы продолжим работать со словами с безударными гласными, в которых есть буквосочетания –оло-, -оро-, -ере-. Будем учиться подбирать к ним проверочные слова.

  • А какие способы проверки вы знаете?

Знаю:

  • Проверяю по словарю

  • Изменяю форму слова

  • Подбираю однокоренные слова

  1. Создание учебной ситуации

Задача: организовать учебную ситуацию, вывести на новый способ проверки: подбор слов с чередованием оро//ра, оло//ла, ере//ре.

1.Решение орфографической задачи.

  • А сейчас, ребята, отгадайте мою загадку

Что на грядках я посею

Летом солнечным созреет.

Огурец, арбуз, картофель,

Кабачок, капуста и морковь…

Догадались? Огород.

  • Что посеяли в огороде?

  • Какие орфограммы имеются в этих словах?

  • Как мы их можем проверить?

  • И получился у нас прекрасный огород. Толька одна беда. Повадилась в огород коза . Как нам сохранить урожай ?

  • Нужно нам наш огород ???? огородить.

  • Что значить огородить ???? ограда.

2. Выход на постановку учебной задачи.

ОГОРОД -- ОГОРОДИТЬ -- ОГРАДА

  • Слово огород образовался от глагола огородить.

  • А наш огород стоял на окраине большого града . У самого брега морского.

  • Как вы объясните слова ГРАД и БРЕГ ?

ОГОРОД --- ОГРАДА ГОРОД --- ГРАД БЕРЕГ ---- БРЕГ

  1. Работа с учебником

  • Вот откуда пришли слова злато град брег мы с вами узнаем из учебника. Откройте учебники на с.109. прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных» текст «Следы».

  • Что нового узнали из текста?

  • Какие сочетания пришли в наш язык из старославянского?

  • Какие сочетания присущи исконно русским словам?

  • Прочитайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

  • Какие слова придают стихотворению торжественность?

  1. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Выполнение упр. 205 с.109

  • Прочитайте пары слов.

  • Понятно ли вам значение данных слов?

  • Какие из этих слов не употребляются в современной речи?

  • Где можно встретить эти слова?

  • Произнесите выделенные буквосочетания.

  • К каким словам можно подобрать проверочные слова?

  • Запишите эти слова. С двумя словами составьте и запишите предложение.

  1. Выполнение упр.206 с.110

  • Прочитайте предложения. Найдите в предложениях слова из старославянского языка . Где употребляются такие слова? Почему?

  • Какие слова из русского языка соответствуют данным?

  • Спишите предложения. Подчеркните слова, пришедшие из старославянского языка.

  • Выпишите из предложений два слова с безударным гласным звуком в корне.

  • Запишите проверочные слова.

  1. Физминутка

  2. Выполнение упр.

«Семейка» исторических родственных слов

  • Какие родственные слова можно подобрать с парой

млад-молодой -оло - ла-

молодой моложе молод млад младенец молодежь младший молоко

  • У нас получилась «семейка» исторических родственных слов.

  • Какие из слов могут помочь при проверке безударных гласных?

2. Работа в парах

  • Соберите «семейку» исторических родственных слов , добавьте по одному слову к каждой группе.

1гр. Короткий краткий подкоротить

Загороженный загородить ограда


2гр. Среди среда середина

Молодой моложе младший молодежь младший


3гр. Гласный гласит голосовать

Стража сторожить сторожа стражник


4гр. Гласный голос голосование гласить возглас

Облачение оболочка облако


5гр. Нрав норов нравиться

Брада борода ….



  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Чтение четверостиший детьми





И сорока, и ворона,

Воробей и соловей

Написать две буквы «О»

Дружно просят всех детей!

Вдаль бежит, спешит дорога.

В город мы приедем скоро.

И колёса у машины —

Словно сочетанье «ОРО».

Спит корова на соломе.

Ах, какая благодать!

Не забудьте сочетанья

«ОРО», «ОЛО» написать.

Колокольчик, колосок

Привяжу за поясок.

В колотушку колочу,

Дятла тукать я учу.

Из леса я домой вернусь,

Слова с «ОЛО» писать научусь.

  • Какие слова слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-. Подберите проверочные слова, если возможно.

  1. ИТОГ УРОКА

  • Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

  • Какие слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере- вы запомнили?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр.207 с.110


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!