Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский»
Экзаменационные билеты по природоведению. 6 класс.
2014-2015 учебный год.
Разработаны Дворяшиной Н.И.,
учителем химии, биологии
МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский
Билет № 1
1.Вселенная. Изменение представлений людей о строении Вселенной. Современные представления о Вселенной, Галактиках, Солнечной системе.
2.Задание. Выберите один правильный ответ:
1. Предками человека были:
а) шимпанзе; б) горилла; в) вымершие обезьяны дриопитеки.
2. Где началось развитие жизни на Земле:
а) в океане; б) на суше; в) в водах вулканов; г) в почвах.
3. Крылья – приспособление для существования в:
а) водной; б) наземно-воздушной; в) почвенной.
4. Астероиды – это
а) мельчайшие твердые частички;
б) достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, в основном между орбитами Марса и Юпитера;
в) крупные небесные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца.
5. Кто открыл Америку?
а) Христофор Колумб; б) Джеймс Кук; в) Марко Поло.
3. Среди имеющегося оборудования найдите измерительные приборы, объясните, для чего они используются.
Билет № 2
1. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет.
2.Задание. Выберите один правильный ответ:
1. В моделях Вселенной по Аристотелю и Птолемею в центре располагается:
а)Луна; б) Солнце; в)Земля.
2. Первым для исследования небесных тел использовал телескоп:
а) Н. Коперник; б) Дж. Бруно; в) Г. Галилей.
3. На поверхности Земли находится:
а) очаг землетрясения; б) эпицентр землетрясения.
4. Самый сухой материк:
а) Австралия; б) Африка; в) Южная Америка.
5. Огромными запасами воды обладают:
а) все планеты Солнечной системы; б) Земля и Меркурий; в) только Земля.
3. Проведите опыты с магнитом: определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Назовите известные вам методы изучения природы.
Билет № 3
1. Солнечная система, ее состав. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
2.Задание. Выберите один правильный ответ:
1. Какие организмы появились первыми и где?
а) многоклеточные на суше;
б) одноклеточные на суше;
в) многоклеточные в воде;
г) одноклеточные в воде.
2. Динозавры – это
а) древние земноводные;
б) одна из групп древних пресмыкающихся;
в) древние млекопитающие.
3. Зеленый цвет клеткам растений придают
а) митохондрии;
б) лизосомы;
в) хлоропласты;
г) оболочка.
4. Для животных, живущих в водной среде, характерно наличие
а) крыльев;
б) длинных конечностей;
в) плавников, перепонок между пальцами;
г) длинного узкого тела.
5.К наукам, изучающим тела и явления неживой природы, относятся:
а) физика и химия;
б) физика и экология;
в) химия и биология;
г) география и биология.
3. Проведите опыт по обнаружению крахмала в клубне картофеля. Назовите известные вам методы изучения природы.
Билет № 4
1. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
2.Задание. Выберите один правильный ответ:
1. Первым на Земле появился:
а) человек прямоходящий; б) человек умелый; в) человек разумный.
2. Главными органоидами клетки являются:
а) цитоплазма, ядро, мембрана;
б) оболочка, цитоплазма, митохондрия;
в) ядро, хлоропласты, лизосома.
3. Панда обитает:
а) Евразии; б) Африке; в) Австралии; г) Южной Америке.
4. Кометы, находясь около Солнца, состоят из:
а)ядра и хвоста; б)ядра и газовой оболочки; в)ядра, газовой оболочки и хвоста.
5. Кто открыл Австралию?
а) Джеймс Кук; б) Вилли Янсон; в) Васко де Гама.
3. Проведите измерение температуры воздуха и температуры тела человека. Сообщите результаты измерений. Назовите известные вам методы изучения природы.
Билет № 5
1.Представления людей о возникновении Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые.
2.Задание. Укажите, верными или неверными являются утверждения:
1. Галактика — это гигантское скопление звезд, звездная система.
2. Световой год — это расстояние, которое свет проходит за 1 год.
3. Самая высокая гора нашей планеты — Джомолунгма (Эверест).
4. Водная оболочка Земли называется атмосферой.
5. Наблюдения за погодой проводят на метеорологических станциях.
6. Вода существует на планете в твердом и жидком состояниях.
7. Вода занимает половину поверхности Земли.
3. На карте звездного неба найдите созвездия Большой медведицы и Малой медведицы. Объясните, как определить стороны горизонта по звёздам.
Билет № 6
1.Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
2.Задание. Укажите, верными или неверными являются утверждения:
1. Н. Коперник создал новую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце.
2.. Марс — планета земной группы.
3. Ближайшая к Солнцу планета — Венера.
4. Солнце — это звезда.
5. Планета — это относительно холодное небесное тело.
6. Звезды — это небесные тела, которые светят отраженным светом.
7. Ближайшая к Земле звезда — Солнце.
3. Выданы вещества: мел, крахмал и сода. Опишите свойства веществ по плану: агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде. Сравните признаки этих веществ.
Билет № 7
1.Планета Земля. Суша. Материки, острова. Атмосфера, её состав. Гидросфера, ее части. Уникальность планеты Земля.
2.Задание. Укажите, верными или неверными являются утверждения:
1. Тело простейших состоит из одной клетки.
2. Грибы - это растения.
3. Живую природу делят на 3 царства: растения, животные, бактерии.
4. Рыбы - обитатели наземно-воздушной среды обитания.
5. Саксаул, верблюжья колючка, много пресмыкающихся характерны для тундры.
6. Секвойи - деревья-гиганты, растущие в Северной Америке.
7. Влажный тропический лес - самое богатое видами природное сообщество Земли.
3. Зажгите парафиновую свечу. Проведите наблюдение за происходящими изменениями. Объясните, какие явления происходят. Можно ли их отнести к явлениям: а) физическим, б) химическим?
Билет № 8
1. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
2. Задание. Вставьте пропущенные слова:
1. Участки звёздного неба называют …
2. Ближайшая к Земле звезда – это…
3. Воздушная оболочка Земли называется …
4. Небесное тело, которое постоянно вращается вокруг планеты - …
5. Уменьшенная модель земного шара - …
3. Распределите карточки с изображениями живых организмов по их принадлежности к царствам живой природы. Назовите царства живой природы, обоснуйте правильность вашей классификации.
Билет № 9
1.Разнообразие живого на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
2.Задание. Выберите один правильный ответ:
1. Планета, населённая живыми организмами:
а)Венера б)Меркурий в)Земля г)Марс.
2. Больше всего спутников имеет:
а)Нептун б)Сатурн в)Юпитер г)Меркурий.
3. Астероиды – это:
а)мельчайшие твёрдые частицы,
б)достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца,
в)крупные небесные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца,
г)упавшие на Землю космические тела.
4. Метеор – это:
а)мельчайшие твёрдые частички, обращающиеся вокруг Солнца
б)остатки небесного тела, достигающие поверхности Земли
в)падающая звезда
г)световая вспышка, возникающая в результате сгорания космических частиц в атмосфере Земли.
5. Форму ковша имеет созвездие:
а)Большая Медведица б)Большой Пес в)Стрелец г)Близнецы.
3. Назовите живые организмы, изображённые на рисунке. К каким царствам они относятся?
Билет № 10
1.Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
2. Задание. Определите, какие из перечисленных признаков характерны для растений, а какие для животных:
1) Активно передвигаются в поисках пищи
2) Питаются органическими веществами, которые создают в процессе фотосинтеза
3) Питаются готовыми органическими веществами
4) Оболочка клетки содержит клетчатку
5) Имеют неограниченный рост
6) Растут только до определённых размеров
3. Рассмотрите внешнее строение кактуса. Его родиной является пустыня. Укажите черты приспособленности этого растения к среде обитания.
Билет № 11
1. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
2.Задание. Выберите один правильный ответ:
1. Вещества, образованные атомами одного вида, называются:
а) сложными
б) простыми
в) неорганическими
г) органическими
2. Рассмотрите рисунок цветкового растения. Под каким номером на нем изображен фотосинтезирующий орган.
3
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4 1
2
4
3. Полезные ископаемые – это:
а) продукт деятельности человека
б) природные ископаемые, используемые человеком
в) природные богатства, которые добывают из глубины Земли
г) природные богатства, добываемые на поверхности Земли
4. Прибор, с помощью которого изучают организмы:
а) телескоп
б) компас
в) микроскоп
5. Животное, занесенное в Красную книгу:
а) волк
б) божья коровка
в) снежный барс
г) белка
3. Рассмотрите изображение внешнего вида и модель скелета голубя. Укажите черты приспособленности животного к воздушной среде обитания (к полёту).
Билет № 12
1. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
2. Задание. Вставьте пропущенные слова:
1. Многолетний режим погоды данного района – это …
2. Все неровности поверхности Земли – это …
3. Наука о животных - ….
4. На рисунке под номером (1) изображён ….
3
1
2
4
5. Важнейшая задача человечества в деле охраны природы – это сохранение биологического …. видов организмов.
3. Проведите измерения роста, температуры и массы тела, сравните показатели своего развития с возрастными нормами; сделайте вывод.
Билет № 13
1. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
2. Задание. Вставьте пропущенные слова:
1. Изображённый на рисунке представитель живой природы относится к царству ….
2. На схеме строения цветка буквой (Б) обозначен …., а буквой (В) - …..
В
Б
Г
А
3. Самый большой материк - ….
4. Вихрь в виде крутящегося столба воздуха, способный поднимать с земли людей, животных, постройки – это …
3. Продемонстрируйте меры оказания первой помощи при ушибе и капиллярном кровотечении.
Билет № 14
1. Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.
2. Задание. Укажите, верными или неверными являются утверждения:
1. Бактерии - одноклеточные организмы.
2. В клетках грибов, растений, животных нет ядра.
3. Живую природу делят на 2 царства: растения и животные.
4. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
5. Почвенная среда плотная, в ней нет света.
6. Животные организмы могут быть средой для жизни других организмов.
7. Баобаб - знаменитое растение Австралии.
3. С помощью микроскопа рассмотрите готовый микропрепарат зелёного листа растения. Расскажите о своем исследовании. Сделайте рисунок изученного объекта. Сформулируйте вывод о строении растений.
Билет № 15
1. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
2.Задание. Выберите один правильный ответ:
1. Одним из первых мысль о том, что в центре Вселенной находится Солнце, высказал:
а)Аристотель; б)Аристарх Самосский; в)Птолемей.
2. Галактика – это:
а) Солнце и обращающиеся вокруг него планеты;
б) несколько звезд;
в) гигантское скопление звезд, звездная система.
3. В глубине вулкана находится:
а) вулканический кратер; б) очаг магмы.
4. Группы островов называют:
а) материками; б) континентами; в) архипелагами.
5. Развитие жизни на Земле началось:
а) 300 млн. лет назад; б) 3,5 млрд. лет назад; в) 10 млрд. лет назад.
3. Среди имеющегося оборудования найдите увеличительные приборы, объясните, для чего они используются. Как устроен микроскоп?