СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология 8 класс "Рефлекторная деятельность нервной системы" (1)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биология 8 класс "Рефлекторная деятельность нервной системы" (1)»

Тема: «Рефлекторная деятельность нервной системы»

Задания:

1. Выполнить тестовый контроль

2. Изучить теоретический материал, составить опорный конспект

3. Запишите определение что такое рефлекс, торможение, навыки? Заполните таблицу:

Сравнение безусловных и условных рефлексов

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

















Тестовый контроль знаний.
Задание: Перечень свойств и признаков распределить к соответствующему анализатору или их группе анализатора.
Перечень признаков
1. Масса 1) Зрительный
2. Размеры 2) Слуховой
3. Температура 3) Мышечный
4. Форма 4) Осязательный
5. Окраска 5) Вкусовой
6. Запах 6) Обонятельный
7. Объем 7) И зрительный и осязательный
8. Особенности поверхности 8) И зрительный и мышечный
9. Расположение тела в пространстве 9) Вестибулярный аппарат
10. Расстояние до предмета
11. Прочность и хрупкость
12.Характер звука
13.Вкусовые качества

Теоретический материал

Под высшей нервной деятельностью (в.н.д.) понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой; это деятельность высших отделов центральной нервной системы – коры больших полушарий вместе с подкорковыми ядрами.

Изучение в.н.д. в России связано, прежде всего, с именами двух великих ученых Сеченова И.М. и Павлова И.П.

Заслуга И.М. Сеченова состоит а том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. В своей книге «Рефлексы головного мозга» он старался показать, что вся сложная психическая жизнь человека не есть проявления какой-то загадочной «души». Поведение человека зависит от внешних раздражителей. Нет их – нет и психической деятельности.

Факты:

  • В одной из клиник лежал больной, у которого действовал лишь один глаз и одно ухо, другие органы чувств и кожа не воспринимали внешних раздражителей. Стоило этому больному прикрыть рукой глаз и ухо, как он тот час же засыпал: никаких раздражителей из внешнего мира к нему теперь не поступало.

  • У собак ученые оперативным путем выключали зрение, слух и обоняние, и такие собаки спали по 23 часа в сутки. Таинственная «душа» оказалась на редкость сонлива: предоставленная самой себе, изолированная от внешнего мира, она немедленно засыпает.



«Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы» - утверждал Сеченов. Работы Сеченова продолжил Павлов. Он создал экспериментальный метод исследования функций коры больших полушарий. Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» доказал, что рефлекс — это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определённых нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций.

И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:

  • первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

  • Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).

  • Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Сеченовым был сделан вывод, что мозг — это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Он также обратил внимание на существование врождённых рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретённых, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Предположения и выводы И. М. Сеченова опережали своё время.

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов. 

Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.

У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.

  • Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного.

  • Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.

  • Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.

  • Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.

Пример: мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.

Условные рефлексы

Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.

Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.

Пример: чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.

Эти рефлексы могут исчезать. Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.

Рефлекторная дуга условного рефлекса состоит:

1. Рецептор, реагирующий на условный раздражитель;

2. Чувствительный нерв;

3. Соответствующий ему восходящий путь с подкорковым образованием;

4. Участок коры, воспринимающий условный раздражитель (например, зрительный центр);

5. Участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса (пищевой центр);

6. Центр безусловного рефлекса;

7. Двигательный нерв;

8. Рабочий орган.

Для образования условного рефлекса необходимо: сочетание во времени двух раздражителей – безразличного условного для данного вида деятельности (свет, звук и т.п. для пищеварения) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс.

Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают или ослабевают при изменении условий существования в результате торможения. И.П. Павлов различал 2 вида торможения: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Пример, с новой болью (1), (2) не подкрепляется действием безусловного раздражителя.

Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения.

Ученые приходят к выводам, что головной мозг работает по следующим закономерностям:

  1. Закон взаимной индукции возбуждения и торможения И.П. Павлова: развившееся возбуждение затормаживает конкурирующее раздражение (читать стр. 236-238)

  2. Явление доминанты, открытое Ухтомским: возбуждение в центрах головного мозга, вызванное обострившейся потребностью, приобретает свойство доминанты, т.е. оно временно становится господствующим и затормаживает все конкурирующие центры (стр. 239-240)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!