СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Битва титанов или на перекрёстке трёх наук» (география, биология, химия) Интегрированный урок, 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать знания учащихся по географии, химии, биологии; показать значимость единства естественных наук. Используется во время Недели естесвенно-научного цикла.

Просмотр содержимого документа
««Битва титанов или на перекрёстке трёх наук» (география, биология, химия) Интегрированный урок, 10 класс»

«Битва титанов или на перекрёстке трёх наук» (география, биология, химия) Интегрированный урок, 10 класс

Цель:

систематизировать знания учащихся по географии, химии, биологии; показать значимость единства естественных наук.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

  • систематизировать и расширить знания учащихся по предметам, показать роль естественных наук в окружающем мире, практическое применение знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

Оборудование: музыкальное оформление, компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, столы и стулья для участников, стол и стулья для жюри, карточки с текстом для конкурса, протокол и бланк учета ответов команд (для жюри), грамоты, подарки для игроков, ручки, бумага, интерактивная презентация, подключение к интернету.


Ход мероприятия

В игре участвуют команды по 5–6 человек из числа учащихся 10-х классов. Игра состоит из 6 основных туров. Перед первым туром проводится творческое задание – представление визитной карточки команды в течение 1 минуты. При подготовке к мероприятию учащиеся придумывают название командам, визитку, представление, домашнее задание. Во время пауз между испытаниями проводится игра с болельщиками.


Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители!

Приветствую всех вас на игре, которую мы назвали Битва титанов «На перекрестке трех наук».

Ведущий 2

Три науки о природе

Повстречались на дороге.

Спор затеяли они-

Кто важней из них, пойми!

Ведущий 1

География– какая емкость слова!

География– не просто простор

География– надежда и опора

Всех без исключения наук!

Ведущий 2

Биология - наука о живом.

Мир живой - наш общий дом.

Каждый должен знать отлично,

Все в природе гармонично!

Ведущий 1

От простого к сложному,

От невозможного к возможному.

Химия – наука мироздания,

Скажет из чего построить здание.

Пояснит нам сущность изменения

Фотосинтеза, горения, гниения.

Ведущий 2

Три науки о природе

Повстречались на дороге.

Перекресток трех наук

Ждет тебя, наш юный друг.


Ведущий 1

Помоги им спор решить

Важность каждой определить.

Чему мы должны у них научиться,

Чтоб это могло нам, потом пригодиться.


Ведущий 2

Все в нашей жизни закономерно,

Все очень точно, а не примерно.

Логика жизни состоит в том

С каким багажом знаний

По жизни пойдем.


Ведущий 1: Вам предоставляется возможность доказать, что некоторые тайны этих чудесных наук вами уже открыты и определить какая из наук важнее. Мы надеемся, что вы готовы к любым испытаниям. Пожелаем вам успехов.

Ведущий 2: Битва титанов позволит каждому проявить свой интеллект, показать свои знания и эрудицию.

Представляем команды участницы.


Ведущий 1: 1 конкурс - представление команд «Хромосомки» и «Карыч»


Ведущий 2: 2 конкурс - разминка. Интеллектуальный спринт «Набираем обороты» (отвечает команда быстрее поднявшая карточку)

На обдумывание каждого ответа на вопрос тура дается 30 секунд, отсчет времени осуществляется по звуковому сигналу. Когда ответ готов, команда поднимает сигнальную карточку. Без поднятой карточки ответ не фиксируется.


Ведущий 1: Что в организме человека является электрической системой?

Ответ: нервная система


Ведущий 2: Где расположены два острова, жители которых могут встретить Новый Год два раза?

Ответ: Чукотка и Аляска


Ведущий 1: Какое действие может оказать электрический ток на нервную систему?

Ответ: удар, шок, ожог


Ведущий 2: Почему человек является хорошим проводником электрического тока?

Ответ: растворы: кровь, лимфа


Ведущий 1: Самое маленькое государство 

Ответ: Ватикан.


Ведущий 2: Процесс распада солей, кислот и оснований при действии электрического тока?

Ответ: электрическая диссоциация


Ведущий 1: Как называются заряженные частицы, движущиеся к электродам в растворе?

Ответ: катион, анион.


Ведущий 2: В какую аллотропную модификацию электрический ток может преобразовать кислород?

Ответ: озон.


Ведущий 1: Какое явление лежит в основе всасывания волосками корней растений питательных веществ из почвы?

Ответ: диффузия


Ведущий 2: Подберите синоним к перечисленным понятиям - перепонка, диафрагма, плазмолемма…

Ответ: мембрана


Ведущий 1: Как называется давление, создаваемое неорганическими солями в плазме крови?

Ответ: осмотическое давление


Ведущий 2: Как называется напряженное состояние растительных тканей, создаваемое осмотическим давлением?

Ответ: тургор


Ведущий 1: 7 самых больших стран мира

Ответ: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия и Аргентина)

Ведущий 2: Какой электролит содержится в организме человека, а так же употребляется им в пищу?

Ответ: поваренная соль - NaCl


Ведущий 1: Где находится музей, в котором можно ходить внутри гигантского дождевого червя?

Ответ: Австралийские гигантские дождевые черви, живущие в холмах Юго-Западного Гипсленда, могут достигать 4 метров в длину. Недалеко от города Басс в Австралии находится музей-аттракцион в виде 100-метрового дождевого червя. Здесь можно совершать путешествия «внутри» самого червя и по червячным ходам на четвереньках.


Ведущий 2: На каких деревьях России до сих пор стоит красивейший город мира – Венеция?

Ответ: Сваи, на которых стоят дворцы и дома Венеции, сделаны из лиственницы сибирской


Ведущий 1: В какой химической реакции участвует электрический ток для создания оксида?

Ответ: NO


Ведущий 2: Почему кошка, из какого бы положения ни начинала падать, всегда приземляется на лапы?

Ответ: своим хвостом кошка создаёт вращательный момент


Ведущий 1: Изменилась ли масса сена, если его спрессовали в тюк?

Ответ: нет


Ведущий 2: Какому городу его жители дали прозвище «три шурупа»?

Ответ:. Название города Уфа на башкирском языке, записанное в верхнем регистре, выглядит как ӨФӨ. Такая стилизованная надпись достаточно часто используется в оформлении, а в народе её прозвали «три шурупа» или «три таблетки


Ведущий 1: Материк с наибольшим числом границ

Ответ: Африка -107


Ведущий 2: Что объединяет алмаз, графит, карбин?

Ответ: это-аллотропные модификации углерода


Ведущий 1: Капитан в команде является примером для остальных, никогда не сдается.


Ведущий 2: 3 конкурс - конкурс капитанов «Вживание» (метод эмпатии)


Ведущий 1: Представьте себе, что вы …. Опишите свои ощущения.

Пример: Амеба - одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная и т. д.

Капитаны выбирают закрытые задания, на обдумывание 3 минуты.

Варианты для «вживания»:

Представьте, что вы - гусеница, превращающаяся в бабочку. Опишите свои ощущения.

Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?

Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.

Представьте себя уссурийским тигром на охоте. Опишите свои ощущения.

Оценивается творчество, креативность, знания.


Слово жюри


Ведущий 2: Пока капитаны готовятся игра с болельщиками.


Ведущий 1: «Игровой автомат»

Классифицировать предлагаемые явления (физические - химические)

Правильный ответ – 1 бал в пользу команды.


Выступления капитанов команд.


Слово жюри


Ведущий 2: 4 конкурс «Домашнее задание».

Задание командам: выбрать биологический объект из предложенных (лягушка, рыба, питон, сороконожка, летучая мышь, сова и т.д. ) Охарактеризовать их с точки зрения биологии, географии, химии


Слово жюри


Ведущий 1: 5 конкурс «Робинзонада»

Девиз конкурса

«Используй то, что под рукою и не ищи себе другое»   Вилиас Фог.

Командам на столы выдаются: картофель, яблоко, кусок медного изолированного провода, несколько проводов, зубная паста, соль, зубочистки, нож, ложка, стакан, соль, вода, гвоздь.

Задание командам. Вы оказались на необитаемом острове. Вам удалось найти на острове только те предметы, которые лежат на столе. Для того, чтобы согреется и приготовить пищу надо развести костер. Спичек нет. Предложите способ получения огня с помощью имеющихся находок, продемонстрируйте его.

Готовая команда поднимает карточку. Заслушивается ответ. Если вторая команда предлагает другое решение, то оно тоже оценивается.


Пока команды готовятся, предлагается игра со зрителями.

Ведущий 2: «Эй, болельщик не скупись, своими знаниями с командой поделись!»

Верные ответы болельщиков засчитываются командам.


Ведущий 1: Предложите способы выделения в чистом виде компонентов смеси,

состоящей из железных опилок. Порошка цинка, сахарного песка.

Ответ: Железо отделяют магнитом, к остальной части приливают воду – цинк остается на дне, сахарный песок растворяется. Цинк отделяют фильтрованием, раствор сахарного песка выпаривают - остается чистый сахар.


Ведущий 2: Во время похода Александра Македонского в Индию офицеры реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Почему?

Ответ: Офицеры пользовались посудой, изготовленной из серебра.


Ведущий 1: Отрывок из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай, проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

Как называется данный процесс? На каком свойстве угля он основан?

Ответ: Процессы: фильтрования и адсорбции. Уголь обладает свойством адсорбции – удерживать, на своей поверхности растворённые в воде вещества.


Ведущий 2: Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению ученых, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства?

Ответ: ультрафиолет.


Ведущий 1: Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

Ответ: У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.

Ведущий 2: Почему, с физической точки зрения, косить траву легче при росе?

Ответ: Роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей степени деформируется (изгибается) и его легче срезать. Кроме того, роса играет роль смазки, облегчающей движение косы.


Ведущий 1: Почему архипелаг Огненная Земля так называется?

Ответ: На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке нет ни одного вулкана. Своё название он получил от Магеллана, увидевшего с корабля многочисленные огни, которые были кострами индейцев.

Ведущий 2: Почему нельзя тушить водой керосин и бензин?

Ответ: Плотность керосина и бензина меньше, чем у воды, поэтому они будут всплывать на поверхность и пожар распространится на большую площадь.


Ведущий 1: Если же подводник начинает всплывать слишком быстро всплывать с глубины, то кровь у него «закипает».В чем причина этого явления?

Ответ: Кровь подводника «закипает» из-за быстрого понижения давления вдыхаемой газовой смеси, в результате которого газы, растворенные в крови и тканях организма (азот, гелий, водород — в зависимости от дыхательной смеси), начинают выделяться в виде пузырьков в кровь пострадавшего.


Ведущий 2: Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях?

Ответ: Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения.


Ведущий 1: Почему шпинат, салат, щавель, укроп для употребления в пищу следует срывать в конце дня, а не утром?

Ответ: В пищу употребляются листья этих растений. Питательные вещества, образующиеся во время фотосинтеза в течение дня, к вечеру накапливаются в листьях и еще не успевают поступить в другие органы растения.


Ведущий 2: В школьной столовой к обеду приготовили винегрет, щедро приправленный уксусом. Как будет перевариваться картофель из винегрета в ротовой полости? Ответ обоснуйте.

Ответ: В ротовой полости пищеварению помогает слюна. В слюне содержатся два фермента, расщепляющие углеводы, которые работают в слабощелочной среде. Картофель из винегрета не будет перевариваться ферментами, так как в кислой среде они не активны.


Ведущий 1: Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают?

Ответ: Лавр.


Ведущий 2: В 1596 г. Жак Картье выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой, при этом 26 матросов погибли. Высадившись на берег, команда не смогла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Однако местное население дало простой совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет?

Ответ: Цинга развивается при недостатке в организме витамина “С”; местное население посоветовало использовать сосновую хвою, в которой содержится в 7 раз больше витамина “С”, чем в лимонах.


Ведущий 1: Поделитесь сухариками со своим товарищем и начните вместе с ним грызть. Не кажется ли Вам, что Вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом сосед? Почему?

Ответ: Звук, идущий к Вам от грызущего соседа по воздуху, рассеивается значительно сильнее, чем звук, распространяющийся к Вашему уху непосредственно по черепным костям.


Ведущий 2: Отчего при растягивании суставов трещат пальцы?

Ответ: При растягивании суставов уменьшается объем суставной сумки, давление в ней падает, и жидкая "смазка" как бы закипает. В этой вязкой жидкости появляются пузырьки газа. При сильном растяжении давление сильное и пузырьки с треском лопаются. Когда кости возвращаются в нормальное положение, газ поглощается жидкостью. На это надо около 15 минут.

Заслушиваются ответы команд по 5 конкурсу.


Слово жюри


Ведущий 1: 6 конкурс - задачи ТРИЗ

В этом конкурсе вы можете проявить свою изобретательность, фантазию, креативность.


Ведущий 2:

Дубы для царя. Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли”. Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить? Дались ему эти дубы...

Контрольный ответ: один мастеровой посоветовал не дубы пересадить, а на поляне дворец построить. Так и сделали. Царь остался доволен. И дубы при дворце, и дворец при царе.


Ведущий 1:

Ёж в яблоках. Многим с детства знакома картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несёт? Ведь на зиму ежам запасы не требуются. Всю зиму они, как и медведи, спят. Более того, зоологи утверждают, что яблоки ежи вообще не едят  — они насекомоядные! Интересно, что из множества яблок ежи выбирают самые кислые или дички. Зачем ежам яблоки?

Контрольный ответ: ежи натыкают на иглы кислые продукты, чтобы продезинфицировать иглы и избавиться от паразитов.


Ведущий 2:

Умная галка. В кувшине с узким горлом налита вода. Птица галка до воды дотянуться не может. Как ей напиться воды из кувшина?

Контрольный ответ: набросать в кувшин камушки, вода поднимется.


Ведущий 1:

Ухо. Согласно исследованиям ученых в раннем возрасте человеческое ухо, как правило, способно хорошо воспринимать значительную часть звуков высокой частоты. С возрастом эта способность ухудшается. Это явление иногда используют полицейские некоторых европейских странах для наведения порядка. Каким образом они это делают?

Контрольный ответ: звуковое оружие. Принцип его действия основан на излучении звуковых и инфразвуковых волн определенных частот.

Представителем такого вида оружия можно считать LRAD (Дально­действу­ющее Акустическое Устройство). Люди находящиеся недалеко от данной пушки теряют самообладание, появляется страх, головокружение, тошнота. На близком же расстоянии — психическое расстройство, разрушение внутренних органов. Используются для разгона толпы, вызова паники в воинских подразделениях, защиты объектов от посторонних.


Ведущий 2:

Пища для рыбок. У вас есть аквариум с рыбками которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя- рыбки их съедят, и все равно будут голодать. Как поступить в этом случае?

Контрольный ответ: Сделать в аквариуме перегородку из оргстекла с небольшими отверстиями – достаточными для движения циклопов сквозь них и, в то же время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов»

Ведущий 1:

А знаете ли вы… Самой холодной столицей мира считается

Контрольный ответ: Улан-Батор (Монголия)

Ведущий 2: Рефлексия. Пока жюри подводит итоги, мы предлагаем участникам вспомнить слова, которыми начинался наш интел-микс.


Ведущий 1:

Три науки о природе

Повстречались на дороге.

Спор затеяли они-

Кто важней из них, пойми!


Ведущий 2: Обсудите и выскажите свое мнение о споре трех наук.

Составляется ПОПС – формула. Четыре предложения.

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…»

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …»

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …»

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»


Ведущий 1: Современные представления человека о мире формируются в сложной системе наук. Каждая  наука не может развиваться изолированно от других. То или другое явление или определённый предмет природы может быть объектом изучения различных наук.

Ведущий 2: " Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые" Дьёрдь де Хе́веши — венгерский химик.


Слово жюри. Подведение итогов конкурсов, награждение победителей.




11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!