СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Болонский процесс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Болонский процесс"»

Болонский процесс как воплощение тенденции интернационализации образования

Болонский процесс – это процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных процессов, которые интенсивно протекают в последние годы во всем мире. Европейские страны все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях разнородность систем высшего образования, несопоставимость присваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы. Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области. Начало этому процессу было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

Основная цель Болонской декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Интегрирование образования охватывает весь спектр преподавательской деятельности. Касается это образовательных программ и стандартов, системы аттестаций и контроля над качеством обучения, обучающих технологий и менеджмента. Интернационализация рассматривается ведущими государствами как одно из основных направлений развития самой образовательной политики. И при ее разработке учитывают очень широкий перечень внешних и внутренних факторов: национальные интересы, мировой рынок труда с анализом на перспективу, а также реальные потребности и возможности собственной системы образования. Таким образом, интернационализация процесса образования объединяет все виды и формы деятельности конкретно взятых стран и их учебных заведений, при этом предусматривая международное взаимодействие на уровне систем образования, учебных заведений и преподавателей. Популярность интернационализации образования привела к появлению множества форм интеграции и к возможности их структурировать

Национальный уровень предполагает осуществлять интернационализацию образования посредством программ национального уровня, утвержденных законодательно и исполнительной властью страны. Региональный уровень несет задачу не только развивать «на местах» инфраструктуру для динамичного развития учебных заведений и связанных с ними организаций, но и создать максимально комфортные условия иностранным студентам.

Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (циклы обучения), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц/кредитов (система зачетных единиц/система кредитов) и отражение учебной программы в Приложении к диплому, образец которого разработан Евро­пейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО. повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала, обеспечение необходимого качества высшего образования (система обеспечения качества), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о 10-ти позициях БП: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образо­вания, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так называемое «обучение в течение жизни»).

Трудоемкость. В системах высшего образования понятие кредитов/зачетных единиц основывается на различных параметрах, включая трудоемкость освоения студентом образовательной про­граммы для получения соответствующих компетенций (компетентностный подход) и результатов обучения. Так как кредиты количественно отражают работу студента для освоения каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, необходимой для освоения программы в течение академического года в вузе, то под трудоемкостью понимается количественное измерение всех видов учебной деятельности, которые необходимы для получения знаний. К ним можно отнести время контакта с преподавателями при проведении лекций, семинаров и практических занятий, но и также самостоятельную работу студента в библиотеке или дома, подготовку к сдаче экзаменов, поиск информации, проведение научных исследований.

Система зачетных единиц системы кредитов. Система зачетных единиц представляет собой формализо­ванный способ описания образовательных программ путем присвоения зачетных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и так далее). В настоящее время в европейских университетах в качестве системы зачетных единиц вводится Европейская система переводных зачетных единиц, которая основана на общей трудоемкости работы студента, требуемой для освое­ния образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения, знаний, умений и навыков (компетенций). Считается, что при введении системы облегчается вопрос академического признания дипломов и квалификаций, делаются прозрачными образовательные программы и учебные планы.

Эта система должна сделать европейское высшее образование более привлекательным для студентов из разных стран.

Приложение к диплому. Цель Болонского процесса – расширение доступа к евро­пейскому образованию, в том числе, посредством введения сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения Европейской системы переводных зачетных единиц – ECTS, выдачи выпускникам вузов общеевро­пейского Приложения к диплому на основе зачетных единиц. Это позволит обеспечить трудоустройство выпускников, поскольку все академические степени и другие квалифи­кации будут ориентированы на европейский рынок труда.

Положительные моменты. Интернационализация образования - это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподаватель­скую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. И от адекватного внедрения в процесс образования аспектов глобализации зависит в итоге уровень квалификации рабочих ресурсов. Для России этот процесс крайне важен. Он предоставляет:

  • шанс повысить конкурентоспособность отечественных вузов и внедрить отечественные стандарты и программы на рынке образовательных услуг;

  • участие в Болонском процессе позволило многим российским студентам избрать тот вуз, который им по душе, независимо от страны, где он расположен;

  • программа обмена студентами также способствует повышению уровня знаний и открывает перспективы для практики в зарубежных странах с тем, чтобы потом использовать знания на благо собственной страны.

Одним словом, когда в современном обществе происходит интернационализация образования, выигрывают от этого все. Но нельзя забывать о другом моменте – каждая страна старается удержать у себя наиболее талантливую молодежь, предлагая более выгодные условия обучения, гарантированное трудоустройство и достойную оплату труда после окончания вуза.

Проблемы вхождения. Вхождение России в международное образовательное пространство сопровождается определенными трудностями. Россия имеет собственные традиции в обучении, наше образование всегда отличалось от европейского. Если в ряде других стран зачастую не придается особого значения расписанию, учебные программы носят неопределенный характер, то в России всегда существовали Государственные стандарты обучения, программы четко структурированы, а расписание стабильное. Российское образование также базируется на национальных, культурных и педагогических ценностях, имеет глубокие исторические формы и основывается на российском менталитете.

Интернационализация системы образования в России столкнулась также с проблемой языкового барьера. В западных странах почти все студенты свободно говорят на английском, российским студентам требуется перевод всех программ.

Еще одна проблема – система кредитов (зачетных учебных единиц), которая у нас пока не разработана. В странах запада студенты имеют единую систему образования, могут свободно перемещаться из университета в университет по разным странам, обучаться нескольким специальностям.

И еще одно препятствие – отсутствие должной мобильности студентов и преподавателей. У нас еще не создана необходимая инфраструктура для иностранных студентов и преподавательский состав не готов обучать студентов из других стран, так как нет должной языковой подготовки.

2) Некоторые цели ориентированы только на экономически развитые страны, что будет способствовать утечке умов из бедных стран в богатые, ведь люди не захотят жить в бедной стране и поедут жить в более богатую и развитую. (Рисунок 1)

3) Из-за болонского соглашения идет разделение образования на элитарное и неэлитарное

4) Из-за Болонского процесса в РФ сокращается срок обучения в ВУЗах с 5 до 4 лет, в результате качество высшего образования падает

5) Также влияет и сохраняющаяся дискриминация в признании дипломов. В странах ЕС не признаются дипломы других стран-участниц Болонского процесса и наоборот.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!