Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр технологического образования и детского технического творчества»
г. Белгорода
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО»
Большая интеллектуальная игра с элементами беседы и дискуссии
Подготовили: педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
Волокушин Вадим Михайлович
педагог-психолог
Носова Оксана Викторовна
Белгород 2019
Внеурочное мероприятие на тему
«Человек и природа: противостояние или партнерство»
Цели:
Образовательные: актуализация знаний учащихся о Международном дне леса, о проблемах лесов и путях их решения.
Развивающие: развитие мышления, речи у учащихся, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к природе; чувства ответственности за природные богатства Земли.
Задачи:
Образовательные:
– сформировать у учащихся представление о роли леса и природы в жизни человека
– познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека
– показать важность рационального использования и охраны лесов
– сформулировать и обосновать правила поведения в лесу
Развивающие:
– развивать познавательный интерес
– создавать условия для развития внимания, речи, мышления
Воспитывающие:
– воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в лесу
– создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, коммуникативных умений
Форма проведения: Большая интеллектуальная игра с элементами беседы и дискуссии
Материалы: раздаточные материалы (карточки с загадками, пословицами, криптограммами, кроссвордом), вопросник для викторины, зеленые листья для правил-слоганов, ручки, карандаши, фломастеры.
Время: 45 минут.
Использованные ресурсы:
Балякина М.А. Сценарий экологического вечера для старшеклассников "Это твоя Земля". URL: http://открытыйурок.рф/
Иванова З.П. Экологическая викторина для школьников 4-7 классов. URL: https://kladraz.ru/blogs.html
Миронович С.Я. Урок окружающего мира. Тема: "Лес и человек". 4-й класс. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/6191241/
Сценарий экологического внеклассного мероприятия: круглый стол «Глобальные экологические проблемы». URL: https://infourok.ru/870405.html
http://www.eduportal44.ru/Ponaz_EDU/HOSchool/DocLib6
Ход мероприятия
Вводное слово
Ведущий: Ребята, а какой праздник сегодня отмечается во всем мире? Что вы знаете об истории этого праздника? С какой целью он проводится? (ответы учащихся)
Сегодня во всем мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году. С тех пор ежегодно по инициативе ООН 20 или 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса. Причем было принято решение о праздновании этого дня именно в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии (последнее, по традиции, считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний). Цель проведения праздника – напоминание всем жителям Земли о важности сохранения лесных и любых других зелёных насаждений, необходимости их рационального и разумного использования. К этому дню большинство стран мира приурочивают массовые мероприятия, связанные с высадкой деревьев, различные агитационные и информационно-просветительные кампании. И это имеет очень серьёзное значение. Ведь защита лесов является одним из основополагающих законов экологии Земли и залогом сохранения жизни на планете.
Основная часть
Теоретическая часть: беседа с элементами дискуссии
Ведущий: В рамках этой темы я предлагаю вам сначала немного поразмышлять и порассуждать о проблеме лесов в нашей стране, а потом немного поиграть. Вот и посмотрим, насколько вы знатоки леса и природы.
Для начала попробуйте ответить на вопрос: Что такое лес в вашем понимании? (ответы детей)
Ведущий: Хорошо. Верно. Давайте выясним, каково значение леса для человека. Сейчас я раздам каждой команде или каждому из вас (в зависимости от количества участников) задания (Приложение 1). В задании написаны опорные слова, опираясь на них вы должны доказать какую роль играет лес в жизни человека. (работа в группах/индивидуальная работа).
1-ое задание – место отдыха, аптека.
2-ое задание – источник чистой воды, пищи и источник древесины, топлива.
3-е задание – дом для растений, животных, грибов.
4-ое задание – защитник воздуха, водоемов, почв.
Примерная схема ответа:
1-я группа.
1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений. Для здоровья человека – чистый воздух, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, турбазы.
2) В лесу много лекарственных растений: подорожник (применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле), валерьяна (успокаивающее средство при нервных состояниях), липа(при простудных заболеваниях), шиповник (в виде настоя и сиропов при гриппе), березовый сок (при заболевании легких, при бронхите как общеукрепляющее средство).
2-я группа.
3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.
4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.
Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.
3-я группа.
5) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
4-я группа.
6) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.
Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.
Ведущий: Молодцы. Отлично справились с заданиями. А сейчас для вас небольшая справка о лесах на нашей планете. А вы знаете, что…
Мировая площадь лесов - 4,1 млрд. га или около 27% площади суши и по запасам древесины на корню (350 млрд. м3)
Россия – крупнейшая лесная держава
Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га
Площадь лесов - России составляет 45,3% от общего количества лесов планеты.
Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.
Ведущий: Цифры впечатляют, правда?! Но!.. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Что происходит с нашими лесами сегодня? Какие основные проблемы наших лесов? (ответы детей)
Ведущий: И какой можно сделать из этого вывод? (ответы детей)
Верно. Ребята, а вам не кажется, что мы как-то странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а леса, озера, родники, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на нашу земную жизнь откуда-то со стороны. Мы на протяжении веков не хотим усвоить самого главного: Земля – это дом, Воздух – это наш отец, Вода – мать, Лес – национальное богатство.
Значит, наша первоочередная задача – это охрана природы, ее лесов, рек, воздуха. Существуют ли у нас в стране организации, которые занимаются охраной природы, и в частности лесов? Какие? А в нашем городе и области? (ответы детей)
Ведущий: Скажите, а может ли каждый из вас внести посильный вклад в защиту наших лесов. Как? (ответы детей)
Ведущий: Конечно, в наших силах участвовать в посадке зеленых насаждений. Но еще необходимо беречь то, что у нас есть.
Вот представьте ситуацию: Человек приезжает в лес с семьей на отдых. Он может гулять, играть, готовить еду, кушать, дышать лесным воздухом, наслаждаться красотой деревьев, цветов, а, отдохнув, собрать свои вещи и уехать. А может… натворить бед и единственное, что его сдерживает (если сдерживает!) – его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть и именно от них зависит отношение отдельного человека и всего человечества к окружающему миру, к природе. При миллионах разновидностей живых существ: зверей, птиц, насекомых, растений, – лишь человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир. Эти размышления принадлежат известному академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который рассматривает в целом проблему экологии с точки зрения нравственности. И я с ним согласна. А вы? (ответы детей)
Но мы с вами не будем углубляться в дебри философии и этики, а напомним еще раз себе самим, что конкретно должен делать каждый из вас, чтобы не нанести вред нашему зеленому другу - лесу. Давайте, каждый из вас здесь и сейчас придумает такое правило-слоган, и мы их запишем вот на этих зеленых листочках (работа над слоганами). А я вам потом покажу свои правила-слоганы, и мы добавим к вашим слоганам новые (Приложение 2)
Практическая часть: большая интеллектуальная игра
1 этап: Экологическая викторина (Приложение 3)
Цель викторины: расширение кругозора учащихся, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.
Примечание: В зависимости от количества учащихся викторина может проводиться командно или же индивидуально - по вопросу на каждого учащегося, если не отвечает, переход хода. Приз получает самый активный участник или команда.
2 этап: Экологические загадки (Приложение 4)
Цель викторины: расширение кругозора учащихся, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.
Примечание: В зависимости от количества учащихся игра может проводиться командно или же индивидуально - по загадке на каждого учащегося, если не отвечает, переход хода. Приз получает самый активный участник или команда.
Ответы: 1. берёза 2. ели, сосны 3. желудь, дуб 4. клен 5. липа 6. осина 7. рябина 8. тополь 9. каштан 10. незабудки 11. одуванчик 12. ландыш 13. ирис 14. мать и мачеха 15. Иван чай 16. душица
3 этап: Экологический кроссворд (Приложение 5)
4 этап: Криптограммы (Приложение 6)
Задание: Перепрыгивая через слоги, соберите слова в высказывание. Объясните, как вы её понимаете.
Ответы: Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить.
Лес и вода – родные брат и сестра.
Заключительная часть
Рефлексия.
Ведущий: В заключение нашего экологического мероприятия, я предлагаю вам оценить его. Если оно вам понравилась, прикрепите на вот это «Дерево жизни» зеленый листочек, если нет - желтый листочек. (учащиеся прикрепляют листочки на «Дерево жизни»)
Ведущий: Я очень надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вы будете помнить и выполнять, прежде всего, потому, что Человек – высшее творение природы, обладающее разумом и душой и только в его власти решить будет ли он противостоять природе или же станет ей хорошим и добрым партнером.
Спасибо всем за внимание.
Приложение 1
Задания «Значение леса»
1-ое задание – место отдыха, аптека.
2-ое задание – источник чистой воды, пищи и источник древесины, топлива.
3-е задание – дом для растений, животных, грибов.
4-ое задание – защитник воздуха, водоемов, почв.
Приложение 2
Правила-слоганы
1 ПРАВИЛО
НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ.
Растение – живое существо. Ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много деревьев легко дышится.
2 ПРАВИЛО
НЕ РВИ ЦВЕТОВ В ЛЕСУ И НА ЛУГУ.
Цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти. Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех кто придёт в лес.
3 ПРАВИЛО
НЕЛЬЗЯ РАЗОРЯТЬ ГНЁЗДА ПТИЦ, МУРАВЕЙНИКИ, ТРЕВОЖИТЬ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ.
Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью.
4 ПРАВИЛО
НЕ РАЗВОДИ КОСТЁР В ЛЕСУ, ЕСЛИ В ЭТОМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ.
Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживания требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар и принести много бед.
5 ПРАВИЛО
НЕ СБИВАЙ ГРИБЫ ДАЖЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ.
Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит грибы – лесных лекарей.
6 ПРАВИЛО
В ЛЕСУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ МУЗЫКУ, ПОДНИМАТЬ КРИК, ШУМ.
От этого птицы и звери покидают свои гнёзда и норы. Нужно ценить и охранять извечную мудрость и тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса.
7 ПРАВИЛО
НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР В ЛЕСУ.
Помни, лес – это не свалка! Брошенные в лесу пакеты, бумажки, бутылки долго не разложатся, могут навредить лесным жителям и даже стать причиной лесного пожара.
Приложение 3
Интеллектуальная экологическая викторина
1. Какие полезные растения вы знаете? (картофель, подсолнечник, сахарный тросник, хлопок, кукуруза, яблоня, груша, слива и т.д.)
2. Из каких растений изготавливают масло? (подсолнечник, лен, кукуруза, оливковое и т.д.)
3. Какая трава самая горькая? (полынь)
4. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (ель)
5. Какое дерево в России цветет позже всех? (липа)
6. Где живут и чем питаются ежи? (в лесу, строят гнезда, мыши, насекомые, грибы, яблоки...)
7. Почему муравья называют силачом? (поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)
8. Какие сладости дарит нам лес? (земляника, черника, брусника, малина, смородина...)
9. Какие растения останавливают кровь? (подорожник...)
10. Какие дикорастущие растения - заменители овощей вы знаете? (картофель, одуванчик, крапива, щавель, головки клевера, корни лопуха, кислица обыкновенная)
11. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
12. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимует без иголок? (лиственница)
Приложение 4
Экологические загадки
1. Русская красавица Всем нам очень нравится Бела она, стройна Одежда зелена.
2. Прямо в небо рвутся, ввысь Ты внимательно всмотрись Не берёзы, не осинки Нет листочков, есть хвоинки 3. Вот бочонок с шапочкой С дерева упал. Год прошёл – и деревцем Маленьким он стал.
4. Осень тихая настанет Дивным дерево то станет Листья – звезды яркие Золотые, жаркие.
5. Летом знойным зацветает – Сразу пчёл к себе зовет Светлых цветочков вкусен нектар Кто ж это дерево узнал?
6. Не береза, не сосна В тишине стоит она Но лишь ветер пробежит Вся листва на ней дрожит.
7. Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег лежит, трещат морозы Ну а ягоды вкусней.
8. Что за дерево растет? Снег в июне нам несет Этот снег не тает В воздухе летает.
| 9. Дерево чудесное, Листья интересные Веерочки, веерки Белой свечкою цветки.
10. С синевою неба дружат эти милые цветы Маленькие, нежные, прямо у воды Их увидишь, не забудешь Ну а знаешь ли их ты? 11. Видел я такой цветок Золотистый ободок Долго он в траве сидел Стал седым и улетел.
12. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной.
13. В саду есть петушок Лиловый гребешок Цветок сиреневого цвета Такая есть еще конфета
14. И матушка родная И мачеха злая Бок о бок живут Через стеночку.
15. Хороша трава- Красная голова И медку подарит И чайку заварит.
16. Травка та растет на склонах Запах крепок и душист А её цветок и лист нам с тобой идет на чай Что за травка отгадай. |
Приложение 5
Экологический кроссворд
Вопросы к кроссворду:
Какое дерево является символом России?
Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
Это животное имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах.
Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
Хвойный лес.
Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
Дерево с листьями в форме сердечка.
Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.
6
11
10000
9
4
5
2
7
8
3
1
Приложение 6
Криптограммы
"Не ремудно вореде бисруть - норемуд тирасвыть.
/народная мудрость/
Сел и даво –ныроде ратб и расест.
/пословица/