СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Большая интеллектуальная игра с элементами беседы и дискуссии «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие в форме большой интеллектульной игры приурочено к Международному дню леса 21 марта и ориентировано на учащихся в взрасте 11-13 лет. Целями его являются: актуализация знаний учащихся о Международном дне леса, о проблемах лесов и путях их решения; развитие мышления, речи у учащихся, умения анализировать и делать выводы; воспитание у учащихся бережного отношения к природе; чувства ответственности за природные богатства Земли.

Просмотр содержимого документа
«Большая интеллектуальная игра с элементами беседы и дискуссии «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования и детского технического творчества»

г. Белгорода















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ ПАРТНЕРСТВО»


Большая интеллектуальная игра с элементами беседы и дискуссии








Подготовили: педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

Волокушин Вадим Михайлович

педагог-психолог

Носова Оксана Викторовна












Белгород 2019

Внеурочное мероприятие на тему

«Человек и природа: противостояние или партнерство»


Цели:

Образовательные: актуализация знаний учащихся о Международном дне леса, о проблемах лесов и путях их решения.

Развивающие: развитие мышления, речи у учащихся, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к природе; чувства ответственности за природные богатства Земли.

Задачи:

Образовательные:

– сформировать у учащихся представление о роли леса и природы в жизни человека

– познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека

– показать важность рационального использования и охраны лесов

– сформулировать и обосновать правила поведения в лесу

Развивающие:

– развивать познавательный интерес

– создавать условия для развития внимания, речи, мышления

Воспитывающие:

– воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в лесу

– создавать условия для воспитания бережного отношения к природе, коммуникативных умений

Форма проведения: Большая интеллектуальная игра с элементами беседы и дискуссии

Материалы: раздаточные материалы (карточки с загадками, пословицами, криптограммами, кроссвордом), вопросник для викторины, зеленые листья для правил-слоганов, ручки, карандаши, фломастеры.

Время: 45 минут.

Использованные ресурсы:

  1. Балякина М.А. Сценарий экологического вечера для старшеклассников "Это твоя Земля". URL: http://открытыйурок.рф/

  2. Иванова З.П. Экологическая викторина для школьников 4-7 классов. URL: https://kladraz.ru/blogs.html

  3. Миронович С.Я. Урок окружающего мира. Тема: "Лес и человек". 4-й класс. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/6191241/

  4. Сценарий экологического внеклассного мероприятия: круглый стол «Глобальные экологические проблемы». URL: https://infourok.ru/870405.html

  5. http://www.eduportal44.ru/Ponaz_EDU/HOSchool/DocLib6


Ход мероприятия

Вводное слово

Ведущий: Ребята, а какой праздник сегодня отмечается во всем мире? Что вы знаете об истории этого праздника? С какой целью он проводится? (ответы учащихся)

Сегодня во всем мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году. С тех пор ежегодно по инициативе ООН 20 или 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса. Причем было принято решение о праздновании этого дня именно в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии (последнее, по традиции, считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний). Цель проведения праздника – напоминание всем жителям Земли о важности сохранения лесных и любых других зелёных насаждений, необходимости их рационального и разумного использования. К этому дню большинство стран мира приурочивают массовые мероприятия, связанные с высадкой деревьев, различные агитационные и информационно-просветительные кампании. И это имеет очень серьёзное значение. Ведь защита лесов является одним из основополагающих законов экологии Земли и залогом сохранения жизни на планете.

Основная часть

  1. Теоретическая часть: беседа с элементами дискуссии

Ведущий: В рамках этой темы я предлагаю вам сначала немного поразмышлять и порассуждать о проблеме лесов в нашей стране, а потом немного поиграть. Вот и посмотрим, насколько вы знатоки леса и природы.

Для начала попробуйте ответить на вопрос: Что такое лес в вашем понимании? (ответы детей)

Ведущий: Хорошо. Верно. Давайте выясним, каково значение леса для человека. Сейчас я раздам каждой команде или каждому из вас (в зависимости от количества участников) задания (Приложение 1). В задании написаны опорные слова, опираясь на них вы должны доказать какую роль играет лес в жизни человека. (работа в группах/индивидуальная работа).

1-ое задание – место отдыха, аптека.

2-ое задание – источник чистой воды, пищи и источник древесины, топлива.

3-е задание – дом для растений, животных, грибов.

4-ое задание – защитник воздуха, водоемов, почв.

Примерная схема ответа:

1-я группа.

1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений. Для здоровья человека – чистый воздух, оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, турбазы.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник (применяется как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, при кашле), валерьяна (успокаивающее средство при нервных состояниях), липа(при простудных заболеваниях), шиповник (в виде настоя и сиропов при гриппе), березовый сок (при заболевании легких, при бронхите как общеукрепляющее средство).

2-я группа.

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

3-я группа.

5) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

4-я группа.

6) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

Ведущий: Молодцы. Отлично справились с заданиями. А сейчас для вас небольшая справка о лесах на нашей планете. А вы знаете, что…

  • Мировая площадь лесов - 4,1 млрд. га или около 27% площади суши и по запасам древесины на корню (350 млрд. м3)

  • Россия – крупнейшая лесная держава

  • Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов - 1180 млн. га

  • Площадь лесов - России составляет 45,3% от общего количества лесов планеты.

  • Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн. га.

Ведущий: Цифры впечатляют, правда?! Но!.. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Что происходит с нашими лесами сегодня? Какие основные проблемы наших лесов? (ответы детей)

Ведущий: И какой можно сделать из этого вывод? (ответы детей)

Верно. Ребята, а вам не кажется, что мы как-то странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а леса, озера, родники, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на нашу земную жизнь откуда-то со стороны. Мы на протяжении веков не хотим усвоить самого главного: Земля – это дом, Воздух – это наш отец, Вода – мать, Лес – национальное богатство.

Значит, наша первоочередная задача – это охрана природы, ее лесов, рек, воздуха. Существуют ли у нас в стране организации, которые занимаются охраной природы, и в частности лесов? Какие? А в нашем городе и области? (ответы детей)

Ведущий: Скажите, а может ли каждый из вас внести посильный вклад в защиту наших лесов. Как? (ответы детей)

Ведущий: Конечно, в наших силах участвовать в посадке зеленых насаждений. Но еще необходимо беречь то, что у нас есть.

Вот представьте ситуацию: Человек приезжает в лес с семьей на отдых. Он может гулять, играть, готовить еду, кушать, дышать лесным воздухом, наслаждаться красотой деревьев, цветов, а, отдохнув, собрать свои вещи и уехать. А может… натворить бед и единственное, что его сдерживает (если сдерживает!) – его нравственное сознание, чувство ответственности, совесть и именно от них зависит отношение отдельного человека и всего человечества к окружающему миру, к природе. При миллионах разновидностей живых существ: зверей, птиц, насекомых, растений, – лишь человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир. Эти размышления принадлежат известному академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который рассматривает в целом проблему экологии с точки зрения нравственности. И я с ним согласна. А вы? (ответы детей)

Но мы с вами не будем углубляться в дебри философии и этики, а напомним еще раз себе самим, что конкретно должен делать каждый из вас, чтобы не нанести вред нашему зеленому другу - лесу. Давайте, каждый из вас здесь и сейчас придумает такое правило-слоган, и мы их запишем вот на этих зеленых листочках (работа над слоганами). А я вам потом покажу свои правила-слоганы, и мы добавим к вашим слоганам новые (Приложение 2)

  1. Практическая часть: большая интеллектуальная игра

1 этап: Экологическая викторина (Приложение 3)

Цель викторины: расширение кругозора учащихся, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.

Примечание: В зависимости от количества учащихся викторина может проводиться командно или же индивидуально - по вопросу на каждого учащегося, если не отвечает, переход хода. Приз получает самый активный участник или команда.

2 этап: Экологические загадки (Приложение 4)

Цель викторины: расширение кругозора учащихся, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.

Примечание: В зависимости от количества учащихся игра может проводиться командно или же индивидуально - по загадке на каждого учащегося, если не отвечает, переход хода. Приз получает самый активный участник или команда.

Ответы: 1. берёза 2. ели, сосны 3. желудь, дуб 4. клен 5. липа 6. осина 7. рябина 8. тополь 9. каштан 10. незабудки 11. одуванчик 12. ландыш 13. ирис 14. мать и мачеха 15. Иван чай 16. душица

3 этап: Экологический кроссворд (Приложение 5)

4 этап: Криптограммы (Приложение 6)

Задание: Перепрыгивая через слоги, соберите слова в высказывание. Объясните, как вы её понимаете.

Ответы: Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Заключительная часть

Рефлексия.

Ведущий: В заключение нашего экологического мероприятия, я предлагаю вам оценить его. Если оно вам понравилась, прикрепите на вот это «Дерево жизни» зеленый листочек, если нет - желтый листочек. (учащиеся прикрепляют листочки на «Дерево жизни»)

Ведущий: Я очень надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вы будете помнить и выполнять, прежде всего, потому, что Человек – высшее творение природы, обладающее разумом и душой и только в его власти решить будет ли он противостоять природе или же станет ей хорошим и добрым партнером.

Спасибо всем за внимание.

Приложение 1

Задания «Значение леса»



1-ое задание – место отдыха, аптека.



2-ое задание – источник чистой воды, пищи и источник древесины, топлива.



3-е задание – дом для растений, животных, грибов.



4-ое задание – защитник воздуха, водоемов, почв.


Приложение 2

Правила-слоганы




1 ПРАВИЛО


НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ.


Растение – живое существо. Ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много деревьев легко дышится.



2 ПРАВИЛО


НЕ РВИ ЦВЕТОВ В ЛЕСУ И НА ЛУГУ.


Цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти. Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех кто придёт в лес.



3 ПРАВИЛО


НЕЛЬЗЯ РАЗОРЯТЬ ГНЁЗДА ПТИЦ, МУРАВЕЙНИКИ, ТРЕВОЖИТЬ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ.


Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью.



4 ПРАВИЛО


НЕ РАЗВОДИ КОСТЁР В ЛЕСУ, ЕСЛИ В ЭТОМ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ.


Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживания требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар и принести много бед.

5 ПРАВИЛО


НЕ СБИВАЙ ГРИБЫ ДАЖЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ.


Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит грибы – лесных лекарей.



6 ПРАВИЛО


В ЛЕСУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ МУЗЫКУ, ПОДНИМАТЬ КРИК, ШУМ.


От этого птицы и звери покидают свои гнёзда и норы. Нужно ценить и охранять извечную мудрость и тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса.




7 ПРАВИЛО

НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР В ЛЕСУ.


Помни, лес – это не свалка! Брошенные в лесу пакеты, бумажки, бутылки долго не разложатся, могут навредить лесным жителям и даже стать причиной лесного пожара.



Приложение 3

Интеллектуальная экологическая викторина


1. Какие полезные растения вы знаете? (картофель, подсолнечник, сахарный тросник, хлопок, кукуруза, яблоня, груша, слива и т.д.)

2. Из каких растений изготавливают масло? (подсолнечник, лен, кукуруза, оливковое и т.д.)

3. Какая трава самая горькая? (полынь)

4. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (ель)

5. Какое дерево в России цветет позже всех? (липа)

6. Где живут и чем питаются ежи? (в лесу, строят гнезда, мыши, насекомые, грибы, яблоки...)

7. Почему муравья называют силачом? (поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)

8. Какие сладости дарит нам лес? (земляника, черника, брусника, малина, смородина...)

9. Какие растения останавливают кровь? (подорожник...)

10. Какие дикорастущие растения - заменители овощей вы знаете? (картофель, одуванчик, крапива, щавель, головки клевера, корни лопуха, кислица обыкновенная)

11. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)

12. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимует без иголок? (лиственница)



Приложение 4

Экологические загадки



1. Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена.


2. Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки
3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал.



4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья – звезды яркие
Золотые, жаркие.


5. Летом знойным зацветает –
Сразу пчёл к себе зовет
Светлых цветочков вкусен нектар
Кто ж это дерево узнал?


6. Не береза, не сосна
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит.


7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней.


8. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает.


9. Дерево чудесное,
Листья интересные
Веерочки, веерки
Белой свечкою цветки.


10. С синевою неба дружат эти милые цветы
Маленькие, нежные, прямо у воды
Их увидишь, не забудешь
Ну а знаешь ли их ты?
11. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел.


12. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.


13. В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета


14. И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку.


15. Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит.


16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай.




Приложение 5

Экологический кроссворд

Вопросы к кроссворду:

  1. Какое дерево является символом России?

  2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

  3. Это животное имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах.

  4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

  5. Хвойный лес.

  6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

  7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

  8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

  9. Дерево с листьями в форме сердечка.

  10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

  11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.



6

11



10000



9



4

5

2

7

8



3

1






Приложение 6

Криптограммы



"Не ремудно вореде бисруть - норемуд тирасвыть.

/народная мудрость/


Сел и даво –ныроде ратб и расест.

/пословица/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!