Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению на уроках английского языка.
Каждую книгу нужно уметь читать.
Она способна изменить жизнь,
как не изменит ее лучший друг или наставник.
Б. Паскаль
На современном этапе человек позиционируется, в том числе и в системе образования, как субъект, а его развитие становится ведущей целью. Этот новый социальный подход обуславливает серьезную модернизацию российского образования, отражением которой стал Федеральный государственный стандарт основного общего образования, формулирующий совершенно новые требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы, согласно которым результатом обучения должен стать «человек компетентный». Необходимым условием для реализации требований ФГОС является переход на активные формы и методы обучения, под которыми понимаются методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Одним из таких методов является проектный метод.
Научить детей читать на иностранном языке можно на любом материале. Но как добиться того, чтобы развить у детей интерес к чтению, а затем потребность в нём, как сделать само чтение средством духовного развития учащихся – вот какие задачи ставятся самой жизнью.
Мощная экспансия видео - и компьютерной культуры резко изменила современную жизнь.
Помните, у Хорхе Луиса Борхеса «сад расходящихся тропок»? Обсуждая на уроке какое-то произведение, какую-то литературную вершину, мы исследуем все существующие трактовки. И выясняется, что кому-то из ребят ближе одна трактовка, кому-то - другая. Но главное ведь даже не это. А то, что они начинают понимать: гулять по «саду расходящихся тропок» - одно из самых увлекательных занятий.
Среди новых форм продвижения книги и чтения в последнее время все активнее заявляет о себе буктрейлер. Буктрейлер (в английском языке – «Вook Trailer») - первый корень слова - «бук» (book) – книга, второй корень «трейлер» (trailer) – означает короткий рекламный видеоролик к кинофильму, часто состоящий из быстро мелькающих несвязных, но наиболее эффектных сцен фильма. Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача - рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
Буктрейлеры могут не только рекламировать книги, но и быть посвящены какому-нибудь автору, серии книг или какой-нибудь теме, дате.
Основные концепции буктрейлера позволили предположить, что с помощью данной технологии можно заинтересовать подростков научно-популярным контентом и создать педагогические условия для обучающихся 7-11 классов для самостоятельного получения информации о передовых достижениях и открытиях отечественной науки, повысить заинтересованность подрастающего поколения в научных познаниях об обустройстве мира и общества.
Если рассматривать буктрейлер как педагогическую технологию, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Данная технология не описана в педагогической науке, соответственно, не имеет общепринятых требований к буктрейлерам.
Выделяют разновидности буктрейлеров:
— по способу визуального воплощения текста:
1) игровые (мини-фильм по книге);
2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, фотографиями и т. п.);
3) анимационные (мультфильм по книге).
— по содержанию:
1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Главное – зацепить внимание обучающегося побудить его к «правильному» поведению (или хотя бы повторному просмотру буктрейлера).
Этапы работы с буктрейлером:
Просмотр.
Выбор заданий.
Речемыслительная деятельность.
Мы используем новые инструменты в реализации обучения и подходим к его организации творчески, и благодаря этому у нас появляется больше шансов привлечь не заинтересованных учеников, вкладывая в то, чему мы их обучаем, понятный им смысл. Каждый новый день в процессе такого обучения - это приглашение исследовать, играть, изобретать, создавать новое и главное - общаться.
Программы для создания буктрейлера: MicrosoftPowerPoint, Moviemaker (при наличии: SonyVegasPro 11, AdobePremierePro)
Таким образом, буктрейлер не просто помогает сформировать потребность в чтении, он способствует развитию умений вдумчивого и осмысленного постижения проблематики художественного текста. Форма и содержание буктрейлера помогают ребенку услышать и увидеть авторское Слово и креативно выразить свое отношение к нему.
Такими способностями обладают немногие. И счастлив учитель, рядом с которым такие талантливые ученики.