СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква-строка-текст. Искусство шрифта

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буква-строка-текст. Искусство шрифта»

«Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Цели: Формировать умение видеть буквы как изобразительно-смысловой символ звука; познакомить с искусством шрифта; развивать творческую активность, применять типографскую строку в качестве элемента графической композиции.

Задачи:

-Узнать историю развития шрифта, понять как менялся шрифт с древних времен до настоящего дня.

-.Разобраться в различных видах шрифта.

-.Воспитывать интерес к искусству через самостоятельную творческую работу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3.Актуализация знаний.

4.Первичное усвоение знаний.

5.Первичная проверка понимания.

6.Индивидуальное творческое задание.

7. Подведение итогов урока , выставка работ

8.Рефлексия

Ход урока:

1.Организационный момент

-Творчество и сердце в работу вложи. Каждой секундой в труде дорожи!

К нам на урок сегодня пришли гости. Давай поприветствуем их и покажем наше умение работать на уроке.

- Вы уже знакомы с абстрактными композициями. Они обращены к чувствам и воображению зрителя. Но есть и такие абстракции из линий, которые несут конкретный смысл.

2.Сообщение темы и цели

Мотивационный момент видеоролик

-Как вы думаете, о чем мы с вами на уроке будем говорить? (о букве, о словах…)

- Как буква связана с изобразительным искусством? (Каждая буква - это изображение, своеобразная картина)

1.(слайд). В жизни мы постоянно встречаемся с буквами. Буквы складываются в слова (шрифт), разный по характеру, как люди: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, скругленный, рубленный, ясно читаемый, декоративный…

2.(слайд). Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

Сегодня буквы имеют большое значение для современного человека.

-Где мы можем встретиться с буквой и шрифтом как с элементом изобразительного искусства?

3,4,5.(слайд).

Художники-дизайнеры создают шрифты, то есть буквы в едином стиле графического начертания. Шрифт объединяют с предметными композициями, и получаются плакаты, которые несут нам определённую информацию, сама буква может быть изобразительным элементом в композиции. Предлагаю узнать об этом подробнее и самим заняться искусством шрифта.

3. Изучение нового материала

- Современное оформительское искусство невозможно представить себе без применения шрифта.

6. (слайд). Шрифт – это буквы, объединенные общим стилем графического начертания.

7. (слайд). История шрифта - пиктограмма- картинное или рисунчатое письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.

8.(слайд). Прочтите мое пиктографическое письмо.

- Напишите своему соседу по парте пиктографическое письмо из одного предложения, и пусть он догадается, что вы хотите ему сообщить.

Поднимите руку, кто правильно прочитал письмо?

9. (слайд). Появилось иероглифическое письмо. Первые книги были глиняные. писали текст деревянной палочкой клином (клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.

10.(слайд).Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира.

11(слайд). Исторический экскурс развития русского шрифта

Глаголица - одна из первых славянских азбук. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на основе глаголицы и греческого алфавита.

12(слайд). В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы.

Ранняя каллиграфическая форма кириллицы - устав. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они располагались свободно, промежутков между словами не было.

13(слайд). В 15 столетии, во времена правления великого русского князя Ивана ІІІ, в России появляется новый шрифт – скоропись. Главные черты: округлость букв, плавность их начертания

14(слайд). В дальнейшем процесс развития был направлен на усовершенствование шрифта. Появлялись новые рисунки шрифтов.

15(слайд). -Сравните шрифты, придуманные разными дизайнерами.

Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

16-18. Художественный облик шрифтов:

Декоративный

Динамичный

Изящный

Курсив

Монументальный (рубленый)

Свободный

Строгий.

Фольклорный


4.Динамическая пауза

5. Индивидуальное творческое задание - 20 мин.

19(слайд). Написать рубленым шрифтом букву-образ.

«Первая буква моего имени»

20-21(слайд). 1 этап:

Построение буквы своего имени по сетке 15 х12 см, ширина – 3см

на формате А4.

Инструменты и материалы: линейка, простой карандаш.

22,23,24(слайд). 2 этап:

Работа с цветом.

Передача художественного образа «Времена года»

Художественные материалы: Цветной карандаш или ручками.

Музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года»

6. Итог урока , выставка работ

-Что нового узнали на уроке?

- Что такое шрифт?

- Какую роль играют буквы в искусстве?

Вывод: изобразить красиво букву и шрифт – это искусство и очень непростое. И к этому искусству пусть совсем немного мы тоже сегодня прикоснулись.

Выставка лучших работ.

7. Рефлексия:

-Как настроение?

-Что чувствуете сейчас?

- Получили ли положительные эмоции от происходящего?


25(слайд). 8. Домашнее задание

Подобрать книги и журналы с разными видами шрифтов



Задание: Не приходилось ли вам рассматривать алфавит с точки зрения симметричности букв? Попробуйте выделить на рисунке следующие группы букв: 1) имеющие только вертикальную ось симметрии, 2) имеющие только горизонтальную ось симметрии, 3) имеющие две оси симметрии, 4)не имеющие признаков симметрии.

Написание слова «НОС» имеет горизонтальную ось симметрии, слова «ПОТОП»- вертикальную. Как надо написать слово «НАТАША», что бы и оно обрело ось симметрии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!