Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №14 им. В.И.Слядневой»
Открытый урок по обучению грамоте (чтение)
Класс: 1
Тема урока: «Буква Ц. Звук [ц]»
Учитель начальных классов
Надирова Д.С
с.Надежда 2024 г.
Цели: образовательные: -познакомить обучающихся с буквами «Ц, ц» и твёрдым звуком [ц]; -совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; -способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД: - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: знать название и начертание буквы Ц; знать звук, который обозначает буква «ц»; уметь работать с текстом; уметь читать слова, предложения с изученной буквой.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).
Основные понятия: Буква «Ц». Звук [ц].
Межпредметные связи: литературное чтение, ОБЖ.
Ресурсы: «Азбука», «лента букв», отгадки к загадкам (цапля, цыплёнок, цифры), искусственная ёлка, разноцветные шары, музыкальное сопровождение для физкультминутки, буквы «Ц, ц», звуковые схемы, «Звуковички», «Толковый словарь», листочки с написанными словами для анализа, рисунки к стихам про букву «ц», слайд «Работа в кузнице- старый мастер».
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
1.Организационный момент.
(дети)
На уроке не до шуток Целых 45 минуток. Надо быть внимательным, Слушать обязательно
(учитель)
За работу нам пора, Сядьте тихо, детвора.
-Какой урок мы с вами начинаем? (Урок чтения). - Чему мы учимся на уроках чтения? (Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие звуки они обозначают, учимся читать).
2. Актуализация знаний. - А сейчас проверим ваши полученные знания. 1) Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). 2) На какие две группы можно разделить все буквы алфавита? (Все буквы русского алфавита делятся на гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука). 3) А, О, У, Ы- что вы знаете об этих гласных? (Эти гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука). 4) Я, Е, Ё, И, Ю- что скажите об этих гласных? (Эти гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука). 5) Я. Е, Ё, Ю- чем интересны эти буквы? (Эти буквы обозначают два звука). 6) Ь- что знаете об этой букве? ( Показываю букву) (Эта буква не обозначает звука, служит для смягчения согласного звука).
3. Постановка проблемной ситуации. ( Тема и цели урока). - Хотите узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся? Я вам предложу сейчас несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой-нибудь один.
1)Я вам просто назову эту букву. 2) Можно открыть азбуку и там найти эту букву. 3) Я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать, а потом мы вместе узнаем, что за буква пришла на урок.
Загадки: ( Слова - отгадки вывешиваются на доску)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выскочило чудо. ( Цыплёнок).
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры).
- Что заметили общего в словах-отгадках? ( Во всех отгадках есть буква «ц»). - Кто может назвать тему нашего урока? (Буква «Ц»). - Давайте поставим перед собой цели. Чему мы должны научиться на уроке?
- Познакомиться…. с новой буквой. - Узнать какие звуки….. она обозначает. - Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой.
4. Работа по теме урока. 1) Знакомство с буквой «ц» - А кто уже знает эту букву? (Показываю букву «ц»). А на что она похожа? (Ответы детей).
(Учитель читает стихи о букве «ц»)
1) Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на «Ц» похожим стул. (Демонстрирую превращение стула в букву «ц»).
2)Вот какая буква «Ц» С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. ( Рисунок кошки).
- А зачем нам две буквы «Ц, ц»? (С заглавной буквы пишутся имена собственные, а имена нарицательные пишутся с маленькой буквы). 2) Знакомство со звуком [ц]. - Ребята, как вы думаете, а какой звук она обозначает? (Ответы детей). - Давайте проверим ваши предположения. Предлагаю выявить это в процессе исследования.
- А что такое «исследование»? Где мы можем узнать, что означает это слово? - Давайте заглянем с «Толковый словарь».
Исследование -научный труд. Исследовать, т. е . подвергнуть изучению, изучить.
- Итак, предлагаю исследовать эту букву.
Работа со «Звуковичком» (в парах).
-Какое открытие сделали о букве? Какой звук она обозначает? Чья гипотеза верна? (Буква «ц» обозначает звук [ц], Звук согласный, потому что при произнесении встречает преграду, твёрдый, глухой).
3) Физминутка ( Встали на правую ногу, левую ногу согнули, руки на поясе) Ох, и трудно так стоять, Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться. ( Тоже самое на левой ноге).
5. Первичное закрепление. 1) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц» Просмотр м/ф на диске). - Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно текст и постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «ц». - Придумайте свои слова со звуком [ц], где в слове стоит этот звук?
2).Чтение слогов ( Магнитная касса слогов и слов). «цо», «цы», «це», «цу», «ца».
3). Чтение слов. Работа по учебнику ( с.51). - Прочитайте слова, написанные в учебнике. - Кто такой кузнец? (Кузнец - это человек, который работает в кузнице.) А есть ли другое значение у этого слова? (Это такое насекомое). - Что такое кузница? (Кузница – это то место, где работает кузнец). - А какую работу выполняют кузнецы? (Они выковывают из металла различные изделия.)
4). Работа с картинкой «Работа в кузнице - старый мастер». -А раньше ещё кузнецы подковывали лошадей. Давайте прочитаем об этом в стихотворении.
5). Первичное чтение стихотворения. - С какой просьбой автор обратился к кузнецу? (Подковать жеребца). - Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения. (Захромал мой жеребец) - А почему это могло произойти? (Свободное высказывание детей). - С наступлением зимы опасно стало ходить по скользким дорогам. Что бы вы посоветовали нашим гостям, мамам и всем пешеходам?
6). Повторное чтение стихотворения «по ролям»
Физминутка ( «Цветы») «Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит. лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают.
7) Работа со звуковыми схемами (работа в парах)
Детям раздаются слова для анализа: кузница, кузнец, цыплёнок.
8) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц»). - Распределите слоги по группам (твёрдые и мягкие согласные звуки).
6. Оценочно-рефлексивный этап - Мы с вами хорошо потрудились сегодня. - Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока. - Что вы сегодня нового узнали на уроке? - Чему научились? – Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
7. Рефлексия деятельности (итог урока.) - Теперь поделитесь своим настроением с окружающими. Какой приближается праздник? (Новый год). -Сейчас мы украсим нашу ёлку. У вас на столе лежат разноцветные шары. Красный - мне было интересно на уроке и я доволен своей работой. Синий – мне не понравился урок. - Повесьте на ёлку шар, соответствующий вашему настроению. - Объясните свой выбор. - Благодарю вас за урок.
(Дети гостям) Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали, Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать. Не судите очень строго Ведь учились мы немного.
(Приложение № 1)
(Приложение № 2)
( Приложение № 3)
( Приложение № 4)
( Приложение № 5)
( Приложение № 6)
( Приложение № 7)
(Приложение № 8)
Материально-техническое обеспечение
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Учебник «Азбука» 2 ч . 1 класс Москва «Просвещение» 2011 г.
О. Н. Крылова КИМ «Обучение грамоте» 1 класс Москва «Экзамен»2014 г.
О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте» 1 класс. Москва «ВАКО» 2012 г.
Электронное приложение к учебнику «Азбука»
Картинка из Интернета «Работа в кузнице» bing.com/images