СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква "Ц,ц". Делу время потеху час

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познокомиться с новой буквой Ц.ц в алфавите 

Просмотр содержимого документа
«Буква "Ц,ц". Делу время потеху час»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №14 им. В.И.Слядневой»












Открытый урок по обучению грамоте (чтение)


Класс: 1


Тема урока: «Буква Ц. Звук [ц]»












Учитель начальных классов

Надирова Д.С







с.Надежда 2024 г.


Цели: образовательные: -познакомить обучающихся с  буквами «Ц, ц» и твёрдым звуком [ц]; -совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; -способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД: - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -  регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные: знать название и начертание буквы Ц; знать звук, который обозначает буква «ц»; уметь работать с текстом; уметь читать слова, предложения с изученной буквой.

Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).

Основные понятия: Буква «Ц». Звук [ц].

Межпредметные связи: литературное чтение, ОБЖ.

Ресурсы: «Азбука», «лента букв», отгадки к загадкам (цапля, цыплёнок, цифры), искусственная ёлка, разноцветные шары, музыкальное сопровождение для физкультминутки, буквы «Ц, ц», звуковые схемы, «Звуковички», «Толковый словарь», листочки с написанными словами для анализа, рисунки к стихам про букву «ц», слайд «Работа в кузнице- старый мастер».

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

1.Организационный момент.

(дети)

На уроке не до шуток Целых 45 минуток. Надо быть внимательным, Слушать обязательно

(учитель)

За работу нам пора, Сядьте тихо, детвора. 

-Какой урок мы с вами начинаем? (Урок чтения). - Чему мы учимся на уроках чтения? (Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие звуки они обозначают, учимся читать).

2. Актуализация знаний. - А сейчас проверим ваши полученные знания. 1) Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). 2) На какие две группы можно разделить все буквы алфавита? (Все буквы русского алфавита делятся на гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука). 3) А, О, У, Ы- что вы знаете об этих гласных? (Эти гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука). 4) Я, Е, Ё, И, Ю- что скажите об этих гласных? (Эти гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука). 5) Я. Е, Ё, Ю- чем интересны эти буквы? (Эти буквы обозначают два звука). 6) Ь- что знаете об этой букве? ( Показываю букву) (Эта буква не обозначает звука, служит для смягчения согласного звука).

3. Постановка проблемной ситуации. ( Тема и цели урока). - Хотите узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся? Я вам предложу сейчас несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой-нибудь один.

1)Я вам просто назову эту букву. 2) Можно открыть азбуку и там найти эту букву. 3) Я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать, а потом мы вместе узнаем, что за буква пришла на урок.

Загадки: ( Слова - отгадки вывешиваются на доску)

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат. (Цапля).



  1. Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выскочило чудо. ( Цыплёнок).



  1. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры).

- Что заметили общего в словах-отгадках? ( Во всех отгадках есть буква «ц»). - Кто может назвать тему нашего урока? (Буква «Ц»). - Давайте поставим перед собой цели. Чему мы должны научиться на уроке?

- Познакомиться…. с новой буквой. - Узнать какие звуки….. она обозначает. - Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой.

4. Работа по теме урока. 1) Знакомство с буквой «ц» - А кто уже знает эту букву? (Показываю букву «ц»). А на что она похожа? (Ответы детей).

(Учитель читает стихи о букве «ц»)

1) Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на «Ц» похожим стул. (Демонстрирую превращение стула в букву «ц»).

2)Вот какая буква «Ц» С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. ( Рисунок кошки).

- А зачем нам две буквы «Ц, ц»? (С заглавной буквы пишутся имена собственные, а имена нарицательные пишутся с маленькой буквы). 2) Знакомство со звуком [ц]. - Ребята, как вы думаете, а какой звук она обозначает? (Ответы детей). - Давайте проверим ваши предположения. Предлагаю выявить это в процессе исследования.

- А что такое «исследование»?  Где мы можем узнать, что означает это слово? - Давайте заглянем с «Толковый словарь».

Исследование -научный труд. Исследовать, т. е . подвергнуть изучению, изучить.

- Итак, предлагаю исследовать эту букву.

Работа со «Звуковичком» (в парах).

-Какое открытие сделали о букве? Какой звук она обозначает? Чья гипотеза верна? (Буква «ц» обозначает звук [ц], Звук согласный, потому что при произнесении встречает преграду, твёрдый, глухой).

3) Физминутка ( Встали на правую ногу, левую ногу согнули, руки на поясе) Ох, и трудно так стоять, Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться. ( Тоже самое на левой ноге).

5. Первичное закрепление. 1) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц» Просмотр м/ф на диске). - Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно текст и постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «ц». - Придумайте свои слова со звуком [ц], где в слове стоит этот звук?

2).Чтение слогов ( Магнитная касса слогов и слов). «цо», «цы», «це», «цу», «ца».

3). Чтение слов. Работа по учебнику ( с.51). - Прочитайте слова, написанные в учебнике. - Кто такой кузнец? (Кузнец - это человек, который работает в кузнице.) А есть ли другое значение у этого слова? (Это такое насекомое). - Что такое кузница? (Кузница – это то место, где работает кузнец). - А какую работу выполняют кузнецы? (Они выковывают из металла различные изделия.)

4). Работа с картинкой «Работа в кузнице - старый мастер». -А раньше ещё кузнецы подковывали лошадей. Давайте прочитаем об этом в стихотворении.

5). Первичное чтение стихотворения. - С какой просьбой автор обратился к кузнецу? (Подковать жеребца). - Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения. (Захромал мой жеребец) - А почему это могло произойти? (Свободное высказывание детей). - С наступлением зимы опасно стало ходить по скользким дорогам. Что бы вы посоветовали нашим гостям, мамам и всем пешеходам?

6). Повторное чтение стихотворения «по ролям»

Физминутка ( «Цветы») «Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит. лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают.

7) Работа со звуковыми схемами (работа в парах)

Детям раздаются слова для анализа: кузница, кузнец, цыплёнок.

8) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц»). - Распределите слоги по группам (твёрдые и мягкие согласные звуки).

6. Оценочно-рефлексивный этап - Мы с вами хорошо потрудились сегодня. - Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока. - Что вы сегодня нового узнали на уроке? - Чему научились? – Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

7. Рефлексия деятельности (итог урока.) -  Теперь  поделитесь своим настроением с окружающими. Какой приближается праздник? (Новый год). -Сейчас мы украсим нашу ёлку. У вас на столе лежат разноцветные шары. Красный - мне было интересно на уроке и я доволен своей работой. Синий – мне не понравился урок. - Повесьте на ёлку шар, соответствующий вашему настроению. - Объясните свой выбор. - Благодарю вас за урок.

(Дети гостям) Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали, Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать. Не судите очень строго Ведь учились мы немного.





























(Приложение № 1)































(Приложение № 2)





























( Приложение № 3)















( Приложение № 4)





( Приложение № 5)





( Приложение № 6)











( Приложение № 7)







(Приложение № 8)

































Материально-техническое обеспечение

  1. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Учебник «Азбука» 2 ч . 1 класс Москва «Просвещение» 2011 г.

  2. О. Н. Крылова КИМ «Обучение грамоте» 1 класс Москва «Экзамен»2014 г.

  3. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте» 1 класс. Москва «ВАКО» 2012 г.

  4. Электронное приложение к учебнику «Азбука»

  5. Картинка из Интернета «Работа в кузнице» bing.com/images






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!