1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Начинаем наш урок! Очень хочется, чтоб впрок Он пошел вам, и тогда Будем грамотны всегда. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД:личностные, коммуникативны. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Индивидуальная работа у доски (1).составить предложения со словами- исключениями, 2).разобрать слова по составу ) Оцените их работу. Фронтальный опрос по теме «Морфемика» Проверка Д/з (упр.443 Взаимопроверка, оценку карандашом) Запишите число, классная работа Начнем наш урок с повторения уже изученного материала, а сделаем это в виде словарного диктанта с выделением орфограмм и устным объяснением. Измерить рост, исцелить больного, здешний житель, сжечь мусор, расписание уроков, здоровый ребёнок, беспокойный шёпот. -Можете ли вы объяснить написание последнего слова? Ребята, что такое орфограмма ? (Место в слове, где можно допустить ошибку. Это правильный выбор буквы.) Что слышите вы на месте пропуска в словах? А что надо написать? Какие буквы сегодня будем выбирать? Сформулируйте тему урока. - А теперь, исходя из темы, сформулируйте цели урока. Что вы хотите узнать? Чему научиться? Цели: узнать, когда после шипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависит; научиться видеть орфограмму, объяснять её, правильно писать. Учитель корректирует, рассказывает о предстоящей работе. | Проверка д/з Дети рассказывают правило Запись учащимися числа, «Классная работа» Словарный диктант Отвечают на поставленные вопросы Формулируют и записывают тему урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) | 1.Работа со словами (слайды 4, 5, 6) Тяжелый (тяжесть) крыжовник Черный (чернеть) шорох Пчёлы (пчела) шорты Шепот (шепчет) обжора Шел (шедший) жокей –Посмотрите на слова. Давайте зачитаем их. Какой звук слышится в корне? А для чего распределены в 2 столбика? Учитель: Докажите, прописывая рядом однокоренные слова с безударной буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая место орфограммы. – Используя запись, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.) - Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет) А что же за слова с правой стороны? А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) – Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих? –Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику( стр.37) 2. Вывод. Правило наоборот ( назвать по правилу гласные, о которых идёт речь) 3.Алгоритм запоминания материала (слайд 7) 4. Исследуйте морфемный состав данных слов и подумайте, слова ручонка, врачом, печёт тоже на правило "Буквы О-Ё после шипящих" или на другое правило. Докажите. (слайд 8) 5.Считалкасо словами исключениями : ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН. (слайд 9) - Все ли слова из слов-исключений вам понятны? Что означают слова чопорный и мажорный? (работа со словарём, 2 уч-ся) Индивидуальные задания (шорник, жокей, шоколад, капюшон, чёлка). Ребята, а где вы встречаете эти слова? 1.Работа с упражнением Упражнение № 458 , выписать слова с пропусками и объяснить по алгоритму. Вывод по словам. 2. Творческий диктант. Плод дуба (жёлудь) Стержень для чистки ствола огнестрельного оружия (шомпол) Профессиональный наездник на скачках (жокей) Цирковой артист, одновременно подбрасывающий несколько предметов (жонглёр) Кто любит нарядно одеваться (щеголь) Чаща леса (чащоба) Слушайте слова, если надо написать букву ё- сделайте хлопок. Если о -поднимите руки вверх.( пошёл, шорох, чёлка, капюшон, щётка, щёчка, шёлк, шов, шофёр, решётка) | Коллективная работа (запись в тетрадях) Озвучивают правило Отвечают по алгоритму Записывают в тетрадь- справочник Словарная работа Работа с учебником Физкульт-минутка | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с предложениями). |
Закрепление изученного материала | 1. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам) -Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначая орфограмму. Время выполнения – 2 минуты. Затем перепроверьте друг у друга. ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 шёв шопот чёрточка шёрты щолкнуть жёрдочка шёк капюшён шорстка трущёба
2 Творческая работа (придумайте рекламу с новыми словами) 3.Тренировочные упражнения (слайд 4. Самостоятельная работа.( с самопроверкой) ШОРОХ, ШЁПОТ, ЧЁРНЫЙ, КАПЮШОН, ЧОПОРНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЧЁЛКА, ПОШЁЛ, КРЫЖОВНИК,ОБЖОРА, ШОВ, ЖОКЕЙ, ШОФЁР | работа в парах Групповая работа Самостоятельная работа | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |