СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы З и С на конце приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация урока предназначена для учащихся 5 классов. Разработка содержит блиц-опрос по теме "Морфемика", практическую часть, правило "Буквы З и С на конце приставок", алгоритм работы с правилом, задания на закрепление данной темы, самостоятельную работу.

Просмотр содержимого документа
«Буквы З и С на конце приставок»

способ действия при выборе  на конце приставок З - С пользоваться правилом, определяющим выбор буквы морфемика, звонкие и глухие согласные

способ действия при выборе

на конце приставок

З - С

пользоваться правилом, определяющим выбор буквы

морфемика, звонкие и глухие согласные

Что изучает  морфемика? Из каких значимых частей может состоять слово? Как называются эти части? Дополнить ответ изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении - ... окончание часть слова без окончания или все неизменяемое слово - ... основа

Что изучает морфемика?

Из каких значимых частей может состоять слово? Как называются эти части?

Дополнить ответ

изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении - ...

окончание

часть слова без окончания или все неизменяемое слово - ...

основа

главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов - ... корень значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов - ... суффикс значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов - ... приставка

главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов - ...

корень

значимая часть слова, которая находится за корнем, служит для образования новых слов - ...

суффикс

значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов - ...

приставка

Что такое чередование звуков? Назовите беглые гласные. Запишите слова в именительном, а затем в родительном падежах. Выделите морфемы, в которых встречаются беглые гласные  образец: д е нь - дня Лед, огонь, камень, дымок, огонёк, молодец, ситец, боец, петушок.

Что такое чередование звуков?

Назовите беглые гласные.

Запишите слова в именительном, а затем в

родительном падежах. Выделите морфемы,

в которых встречаются беглые гласные

образец: д е нь - дня

Лед, огонь, камень, дымок, огонёк, молодец, ситец, боец, петушок.

Указать слова,  в которых корень выделен неправильно: 1) поссорился 2) загадка 3) заиграла 4) серебристый  5) скороговорка Указать, в каких словах приставка выделена неправильно: 1) подосиновик 2) подорожник 3) унести 4) история  5) испечь

Указать слова, в которых корень выделен неправильно:

1) поссорился 2) загадка 3) заиграла 4) серебристый 5) скороговорка

Указать, в каких словах приставка выделена неправильно:

1) подосиновик 2) подорожник

3) унести 4) история 5) испечь

Указать, в каких словах суффикс выделен правильно: 1) ходила 2) березонька 3) читать 4) говорить  5) водица Найти лишнее слово: 1) больница 2) больше 3) болтун 4) больной  5) болевой Образовать слова с данными морфемами: приближался 1) -ся, -ближ, при-, -а-, -л-, безжалостный 2) -ый  , -ост-, -жал-, без-, -н-

Указать, в каких словах суффикс выделен правильно:

1) ходила 2) березонька 3) читать 4) говорить 5) водица

Найти лишнее слово:

1) больница 2) больше 3) болтун 4) больной 5) болевой

Образовать слова с данными морфемами:

приближался

1) -ся, -ближ, при-, -а-, -л-,

безжалостный

2) -ый , -ост-, -жал-, без-, -н-

Составить по данной схеме предложение. … ое …е …ёт из-за …а Яркое солнце встает из-за леса.

Составить по данной схеме предложение.

… ое …е …ёт из-за …а

Яркое солнце встает из-за леса.

ра бе и во в ра бе и во в (звонкие согласные) (глухие согласные)

ра

бе

и

во

в

ра

бе

и

во

в

(звонкие согласные)

(глухие согласные)

В приставках на з- (с-)  перед звонкими согласными пишется з , а перед глухими - с . разбудить (перед звонкой) расписание (перед глухой)

В приставках на з- (с-) перед звонкими согласными пишется з , а перед глухими - с .

разбудить (перед звонкой)

расписание (перед глухой)

СПУСТИТЬ  СТОЧИТЬ Сбить Сделать

СПУСТИТЬ СТОЧИТЬ

Сбить

Сделать

Обрати внимание На здесь, здоровье, здание . З  нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить.

Обрати внимание

На здесь, здоровье, здание .

З нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить.

с з Ра…делить, ра…таять, бе…крайний, бе…жалостный, и…печь, во…делывать, бе…болезненный, и…дать, в…махнуть, и…портить, во…наградить, в…крикнуть, в…дыхать, ...делать, бе…чувственный, …бить. с з с з з з с з з с з с с с

с

з

Ра…делить, ра…таять, бе…крайний, бе…жалостный, и…печь, во…делывать, бе…болезненный, и…дать, в…махнуть, и…портить, во…наградить, в…крикнуть, в…дыхать, ...делать, бе…чувственный, …бить.

с

з

с

з

з

з

с

з

з

с

з

с

с

с

безбилетный пассажир без билета - жидкость без цвета - плач без звука - движение без шума - решение без спора  - ребенок без забот - звезды без счета - аллея без людей  - проезд без оплаты -

безбилетный

пассажир без билета -

жидкость без цвета -

плач без звука -

движение без шума -

решение без спора -

ребенок без забот -

звезды без счета -

аллея без людей -

проезд без оплаты -

И…править, во…главить, в…глянуть, бе…полезный, и…мерить, и…бушка, бе…цельный, бе…донный. возглавить взглянуть измерить бездонный исправить бесполезный бесцельный

И…править, во…главить, в…глянуть, бе…полезный, и…мерить, и…бушка, бе…цельный, бе…донный.

возглавить

взглянуть

измерить

бездонный

исправить

бесполезный

бесцельный

I вариант II вариант бе…болезненный бе…шумный в…дыхать бе…цельный ра…валиться и…кусать … дуть ра…смотреть в…пыхнуть бе…вольный и…править … доровье ра…смеяться … делать и…портить ра…гадать в…порхнуть бе…граничный ра…жимать в…скрикнуть … дать бе…цельный ра…чертить бе…сильный … дание бе…вкусный ра…мечтаться … толкнуть

I вариант

II вариант

бе…болезненный

бе…шумный

в…дыхать

бе…цельный

ра…валиться

и…кусать

… дуть

ра…смотреть

в…пыхнуть

бе…вольный

и…править

… доровье

ра…смеяться

… делать

и…портить

ра…гадать

в…порхнуть

бе…граничный

ра…жимать

в…скрикнуть

… дать

бе…цельный

ра…чертить

бе…сильный

… дание

бе…вкусный

ра…мечтаться

… толкнуть


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!