План-конспект урока по информатике в 11 «а» классе МАОУЛ №1 г. Апшеронска
"Час кода. Решение задач по программированию", 05.12.2014
Цель урока: знакомство с IT-специальностями, комплексное применение полученных знаний по программированию в среде Паскаль при решении задач.
Задачи урока:
Обучающие:
закрепить знания о структуре программы в среде PascalABC.net и основных операторов программы
закрепить навыки написания программ.
формировать умения правильного выбора профессии
Развивающие:
развитие логического мышления, познавательных и исследовательских способностей учащихся;
формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать;
формирование целеустремленности при выборе профессии, формирование информационной культуры.
Практические – развитие навыков написания программ на компьютере с помощью языка Паскаль
Тип урока: знакомство со специальностями в IT-технологиях, закрепление материала с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Требования к знаниям и умениям:
учащиеся должны знать: основные этапы решения задач по программированию, структуру программы, основные операторы программы, алгоритмы решения задач; учащиеся должны уметь: работать в программе Турбо Паскаль, писать программы, запускать и проводить их отладку.
Методы: исследование, частично поисковый, индивидуальный практикум с дифференцированным подходом.
Формы организации учебной деятельности: индивидуально-фронтальная.
Программно-дидактическое обеспечение:
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: Pascal ABC, Power Point.
Презентация по данной теме: Задачи по программированию
Практическая работа: программы на языке Паскаль и задания в тетрадях
План урока:
Организационный момент (1 мин)
Просмотр и обсуждение видеороликов «Час кода»(18мин)
Коллективное решение задачи ( 4мин)
Практическая работа (15 мин)
Подведение итогов (2 мин)
Ход урока
Орг. момент. Тема, цель, эпиграф урока: «Решение задач — специфическое достижение разума, разум же особый дар, которым наделен человек» (Дж. Пойа).
2. Просмотр и обсуждение видеороликов (18мин)
Рассказ о самых известных программистах и ИТ-специалистах мира.
3. Коллективное решение задачи (4 мин)
Задача. Определить, какое из трех, введенных пользователем, чисел максимальное и вывести его на экран.
Описание переменных:
В программе будет три переменные для чисел, вводимых пользователем: а1, а2, а3. Также для упрощения алгоритма введем четвертую переменную, в которую по ходу выполнения кода будет помещено максимальное значение: max.
Алгоритм решения задачи:
Сравнить первое и второе число (а1 и а2). Переменной max присвоить значение переменной, содержащей большее значение.
Сравнить значение переменной max с третьим числом, введенным пользователем (а3). Если значение а3 окажется больше, чем max, то присвоить max значение третьего числа. Если же значение max окажется больше, то ничего не делать.
Программа на языке Паскаль:
var
a1, a2, a3, max: integer;
begin
write ('Введите три числа: ');
readln (a1, a2, a3);
if a1 = a2 then
max := a1
else
max := a2;
if a3 max then
max := a3;
writeln ('Максимальное из них: ', max);
readln
end.
Примечания:
Три числа не обязательно могут быть разными. Достаточно предусмотреть вариант равенства значений только в первом операторе if.
4. Практическая работа(15мин)
I группа – за компьютеры – набрать и провести отладку программы для решенной задачи.
Написать и отладить программу к задаче: Даны три числа. Найти сумму нечетных из них.
II группа – решение задач по программированию из ЕГЭ по информатике задания №21 и № 25. В задании №21 проводится анализ программы, а в №25-самостоятельное написание программы.
Задание 21. Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма:
Var a,b,t,M,R :integer;
Function F(x:integer):integer;
begin
F:=x*x-8*x+10;
end;
BEGIN
a:=-5; b:=5;
M:=a; R:=F(a);
for t:=a to b do begin
if (F(t) R)then begin
M:=t;
R:=F(t);
end;
end;
write(R);
END.
Решение
1. Алгоритм ищет наибольшее значение функции F(t) на интервале от a до b
2. график этой функции – парабола, оси которой направлены вверх, следовательно наибольшее значение на интервале будет достигаться в одном из его концов(для понимания полезно нарисовать рисунок).
3. Посчитаем значение функции на концах интервала:
4. В программе написано "write(R)", следовательно, наибольшее значение из двух получившихся и будет ответом.
Задание 25. Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы массива могут принимать значения от 0 до 1000. Опишите на русском языке или на одном из языков программирования алгоритм, который позволяет подсчитать и вывести среднее арифметическое элементов массива, имеющих нечетное значение. Гарантируется, что в исходном массиве хотя бы один элемент имеет нечетное значение.
Исходные данные объявлены так, как показано ниже. Запрещается использовать переменные, не описанные ниже, но разрешается не использовать часть из них.
const
N=30;
var
a: array [1..N] of integer;
i, x, y: integer;
s: real;
begin
for i:=1 to N do readln(a[i]);
…
end.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
На языке Паскаль
x:=0;
y:=0;
for i:=1 to N do
if (a[i] mod 2=1) then begin
x:=x+a[i];
y:=y+1;
end;
s:=x/y;
writeln(s);
5.Подведение итогов, рефлексия, Д/З(2мин)
1.Задача. Даны три числа. Найти произведение этих чисел.
2.Задача. Даны три числа. Найти произведение четных из них
3. Задача. Дан одномерный целочисленный массив А(N). Найти сумму отрицательных элементов и количество ненулевых.
Использованные материалы:
Веб-ссылка: Готовимся к ЕГЭ по информатике (сайт Константина Полякова) |
Сайт учителя информатики Константина Полякова: преподавание, наука и жизнь
Автор/создатель: Поляков К.Ю.
http://kpolyakov.narod.ru
Сайт учителя информатики Дмитрия Тарасова
http://videouroki.net ; http://srclick.ru/click/c2001hji1uhVAj64ce64yFu4Qps
Подготовка к ЕГЭ по информатике в режиме online
http://ege.yandex.ru/informatics/
Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» Дмитрия Гущина
http://inf.reshuege.ru/
10