СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения ""Автомобиль: благо цивилизации или её бич?.."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час общения ""Автомобиль: благо цивилизации или её бич?.."»

Автомобиль:

благо цивилизации или её бич?..



Цель: обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия её загрязнения;


Задачи: создать условия для изучения фактов вреда, приносимого автотранспортом;

уметь приводить доводы в защиту автомобиля;

продолжить развивать творческие способности учащихся и стремление к самообразованию;

продолжить воспитывать бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью;



Заранее, перед уроком, класс делится на две группы. Одна группа ищет факты вреда, приносимого автотранспортом; другая группа – факты в защиту автомобиля; сообща готовят домашнее задание – проект «Машина будущего».


Ход урока

1. Стадия вызова


Учитель. Сегодняшний урок посвящён проблеме охраны атмосферы. Начало XXI века внесло тревожные изменения в сложившийся веками миропорядок: «краткая человеческая жизнь может нынче оказаться более продолжительной, чем природа, просуществовавшая в своей неизменности тысячи лет».

Посмотрите на эту фотографию Земли, снятую с борта космического корабля «Апполон-17». Сразу Дарриуса Джорджа: «Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий ёлочный шарик». Смотришь на него, и хочется прочитать стихи Ф.Тютчева:

«Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены».

Но именно на такой прекрасной планете люди наедине с природой задумываются всё чаще: «Вот пройдёт лет десять - и что останется от этого поля? От леса, от речки? Какие здесь будут возведены постройки, положены дороги и трубопроводы? Да и само-то небо останется ли здесь таким, какое оно ныне, или же будет задымлено, загорожено чем-то? Какое наступит здесь запустение?» (С.Залыгин).

Сейчас становятся актуальными стихи Р.Рождественского:

«Кромсая лёд,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот;

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц,

И реки без воды…

Всё меньше - окружающей природы,

Всё больше - окружающей среды».


Чтобы защитить природу, необходимо «знать её врагов в лицо».

«Кому угрожает опасность? Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой - ваша ответственность? – спрашивает известный писатель Виктор Гюго в своей книге «Человек, который смеётся».

Кто в ответе за природу?

Природа обвиняет общество, человека, назначение которого, как считал Ж.Б. Ламарк, как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Будущее Земли в опасности.


«Проблемы химической экологии созданы самим человеком и возникли как результат длительной, а последнее столетие и чрезвычайно бурной производительной деятельности человечества» (В.А.Легасов).

Поэтому не случайно в школах, почти на всех предметах мы говорим о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества. А кроме этого, каждый человек должен постоянно пополнять свой экологический багаж, осуществлять экологический всеобуч на практике. И сегодня мы проведём небольшой смотр знаний по одной из многочисленных проблем нашей планеты.

(Назвать тему, цель и задачи урока).

Актуализация знаний учащихся

Охранять природу люди пытаются давно. Из истории известна, например, деятельность Петра I по охране природы.

  1. Что вы можете сказать о ней? В чём она заключалась?

  2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный экологический кризис»?

  3. Какие вы знаете «глобальные экологические кризисы», грозящие планете?

  4. Выскажите своё отношение к проблеме охраны окружающей среды.

Назовите источники загрязнения атмосферы.


2. Стадия осмысления



Учитель. Вы назвали одним из источников загрязнения атмосферы транспорт. Здесь человечество сталкивается с противоречиями, которые мы сегодня должны разрешить: автомобиль – благо или бич цивилизации? Это и будет темой сегодня урока. ( Называется цель и задачи урока).

Вы получили разные задания: одна группа - «Пессимисты» (в составе...) - сегодня приведут факты вредного воздействия транспорта на природу, другая – «Оптимисты» - факты в пользу развития транспорта.


Пессимисты. Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в её бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее людям (особенно горожанам) мирно сосуществовать с их стальным и чадящим потоком. В выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся оксиды углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, бензопирен. Достаточно сказать, что ученые уже обнаружили в этих газах около 200 компонентов. Оксид углерода, например, попадая в кровь, так действует на красные кровяные шарики - эритроциты, - что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, развивается гипоксемия, что, прежде всего, сказывается на состояние центральной нервной системы. СО соединяется и с миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, моче и в спинномозговой жидкости, нарушает водно-солевой обмен. Именно в развитии автотранспорта и, стало быть, во всё большем загрязнении городского воздуха автомобильными газами многие учёные видят главную причину увеличения смертности людей от рака лёгких. Частота этого заболевания в городе намного выше, чем в сельской местности.

( Здесь же рассказывают о влиянии тяжёлых металлов и других вредных веществ на организм человека.)

В ряде, например в Лос-Анджелисе, образуется фотохимический туман (смог). Для его возникновения необходим солнечный свет, вызывающий сложные фотохимические превращения в смеси углеводородов и азота, присутствующих в автомобильных выхлопных газах. В ходе фотохимических реакций образуются новые вещества, значительно превышающие по своей токсичности исходные атмосферные загрязнения. При фотохимическом тумане появляется неприятный запах, резко ухудшается видимость, у людей воспаляются глаза, слизистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обостряются различные заболевания - бронхиальная астма, расстройства нервной системы. Повреждает смог и растения. Через некоторое время после начала воздействия фотохимического тумана нижняя поверхность листьев приобретает серебристый или бронзовый оттенок, а верхняя становится пятнистой с белым налётом. Затем наступает быстрое увядание.

Фотохимический туман разрушает здания - камень, кирпич, бетон, повреждает оцинкованные поверхности, покрывает сажей мосты и памятники.

Почти 2000 лет стоял в Риме Колизей, однако хватило всего нескольких десятков лет, чтобы камни его в некоторых местах пришли в негодность - начали крошиться. Итог неутешителен – Колизей в настоящее время недоступен для полного обозрения, кстати, так же, как и колонна Марка Аврелия. «Осторожно - идут ремонтные работы!» Предостережение не только пешеходам - это скорее немой укор многотысячному потоку автомобилей, бесцеремонно огибающему античный овал.

Не менее печальна и судьба египетского монумента - Иглы Клеопатры, - привезённого в США в 1881 году. За сто лет в США он пострадал больше, чем за 3000 лет в Египте.

Перенесёмся теперь в Австралию, в знаменитый Венский лес. Даже здесь, под тенистыми кронами, нет спасения от выхлопных газов автомобилей, а содержание свинца в почве в 12 раз превышает допустимые нормы.

Растёт число автомобилей. Чем же завтра дышать в городах? Экспертами ЮНЕСКО подсчитано - транспорту и промышленности необходимо гигантское количество кислорода, достаточное для дыхания 40-50 млн. человек. Одни только автомобили, к примеру, в США потребляют кислорода в два раза больше, чем вырабатывают все растения; загазованность воздуха резко увеличивается у светофоров (в 2 – 3 раза). И если бы этот воздух не перемещался, американцы задохнулись бы от недостатка кислорода.

Зловещий факт. В Америке автомобильное движение связывают с участившимися жуткими смерчами - торнадо. Эти смерчи стали всё чаще возникать на востоке страны, где движение транспорта особенно оживлённое. За последние годы автомашин в США стало вчетверо больше, и вчетверо же возросло число торнадо. Они - будто меч Немезиды, карающий за излишнюю любовь к комфорту.

(Выслушивать обвинения автомобилю, сколько позволяет время.)


Оптимисты. Ещё и века не прошло с тех пор, как автомобиль, скромный, нерешительный и неловкий, как ребёнок, медленно и стеснительно передвигался по улицам, а впереди бежал человек с красным флажком и громко оповещал встречных об него вторжении в конно-экипажный уличный переплёт. Сегодня автомобиль стал неотъемлемой частью нашей современной жизни. С одной стороны, это и роскошь, и комфорт, с другой - суровая необходимость. Автомобиль облегчает труд человека, Без него не освоили бы Север, не осушали бы болота, не орошали бы засушливые земли. А всё, о чём говорили наши оппоненты, происходит по вине самого человека, а не автомобиля.

Здесь много было сказано о выбросах в атмосферу. Рассмотрим их причины. Причины «дымления» автомобилей различны - неисправность двигателя, неотлаженность системы питания и зажигания. Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3-5 раз. Нарушение технологической дисциплины, нежелание лишний раз покопаться в двигателе приводят к тому, что автомобиль неделями, а то и месяцами развозит по улицам ядовитый газ. Неумелое поведение водителя за рулём, а также самостоятельная регулировка и нарушение инструкций по эксплуатации нередко приводят к увеличению загрязнения окружающей среды, снижая эффективность усилий целых конструкторских фирм. Поэтому разъяснительная работа среди водителей в этом направлении очень важна.

Низкий уровень технического обслуживания и контроля за состоянием автотранспортных средств приводит к расстройству узлов и систем автомобиля. В результате выбросы вредных веществ у таких автомобилей возрастают, намного превышая установленную для данного типа автомобилей норму. Всё это приводит к тому, что эффективность мероприятий, осуществляемых автомобильной промышленностью по обеспечению требований стандартов, снижается, а нередко вообще сводится на нет. В этих условиях более актуальной становится задача не столько совершенствования конструкции автомобиля с точки зрения ограничения токсичности, сколько повышения уровня технического обслуживания и совершенствования систем и методов контроля за техническим состоянием.

(Рассказ о мероприятиях, проводимых ГАИ.)

Всемирная дизелизация - важное, магистральное направление автомобилестроения. Возрастающий интерес к дизельному двигателю для автотранспорта связан с проблемой не только удешевления эксплуатации автомобилей, но и уменьшением загрязнения окружающей среды. У дизельного двигателя отсутствуют многие недостатки, присущие его бензиновому собрату (Смотреть таблицу). В топливе для дизельных двигателей нет свинцовых присадок, а выброс таких вредных веществ, как оксид углерода и углеводороды, на 50-90% ниже.

В последние десятилетия XX века в нашей стране начали осуществляться крупные мероприятия по переводу автомобильного транспорта на природный газ. Это позволяет повысить чистоту воздушного бассейна в городах и районах, где работают автомобили, заправленные газом, а также высвободить для нужд народного хозяйства немало дефицитного жидкого топлива. В последние годы, ведущие мировые компании значительно расширили производство автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе.

(Учащиеся рассказывают о перспективе использования электромобилей, водородных двигателей и т.д. Отмечают преимущество использования автоматизированных систем управления городским транспортом.)


Учитель. Мы выслушали обе точки зрения, но пока к единому мнению не пришли. Поэтому прошу обе команды показать выполнение домашнего задания. Вам предстоит защитить свой проект «Машина будущего» и объяснить его экологические преимущества перед уже имеющимися.

Первая группа. Наша машина называется «Топошка». Горючим в ней является вода, которая под действием электрического тока распадается на водород и кислород. Необходимая энергия выделяется при горении водорода в кислороде, а продуктами реакции будет экологически чистая вода. В теории нам кажется всё очень просто, но не просто объединить на практике все эти сложные процессы, поэтому, получив специальное образование, возможно, кто-нибудь из нас и решит эту сложную проблему.


Вторая группа. Наша машина работает от солнечных батарей, которые расположены на крыше машины. За счёт использования специальных линз процент улавливания и использования солнечной энергии очень высок. Кроме этого, наша машина передвигается на воздушной подушке, что позволяет сохранить растительный покров и не повреждать почву.


Учитель. Мне очень понравились ваши проекты, и я желаю вам осуществить их на практике. А теперь последнее творческое задание для групп. За 5 минут вы должны разработать «Программу – минимум по обеспечению чистоты окружающей среды при использовании транспорта».

(Ученики на основе услышанного на уроке материала создают такую программу, а затем в нескольких словах излагают её суть.)


3. Стадия рефлексии


Учитель. Я всех благодарю за работу на уроке, но всё же хотелось бы услышать от вас вывод, который позволит нам сформулировать ответ на поставленный вопрос: «Автомобиль - благо цивилизации или её бич»?

(Вывод делает один из желающих учеников.)

Ученик. Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения, он необходим для прогресса цивилизации. Мы согласны с группой «Пессимистов», сообщивших нам убедительные факты по поводу транспорта как источника загрязнения атмосферы, но мы также хотим отметить, что загрязнение окружающей среды будет меньше, если люди научатся правильно обращаться с транспортом, будут вооружены необходимыми знаниями и культурой, а главное - будут стремиться к защите окружающей среды.






Тестовая работа


  1. Какие газы способствуют возникновению парникового эффекта?

а) C2H4, NH 3, O2

б) CI 2, C3H 8, H2

в) CO2 , O3 , CH4

  1. Напишите уравнения реакций утилизация оксидов углерода (II) и (IV)

a) 2СО + ? = 2СО2

б) СО2 + 2? = СН2О + Н 2О

в) СО2 + 3? = СН 3ОН + Н 2О

г) СО2 + ? =СаСО3 + Н 2О

  1. Составьте уравнения реакций превращения мрамора в гипс, которое происходит под воздействием оксида серы (IV), содержащегося в воздухе (разрушение памятников архитектуры).

  1. Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа СО и оксида углерода (IV) СО2 в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Какое решение должен принять Иван Петрович?

а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор;

б) буду ездить на машине иногда, если уж очень нужно;

в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить до следующего техосмотра или до первого штрафа.

  1. Растение в солнечный день поглощает 5г углекислого газа на каждый квадратный метр своей листовой поверхности. Рассчитайте, сколько приблизительно граммов углерода накопит за день подсолнечник, листовая поверхность которого 1,8 м2.

а) 4,1 г С

б) 2,45 г С

в) 8,04 г С

Ответы

1. б)

2. а) О2

б) Н2

в) Н2

г) Са(ОН)2

3. 2СаCO3 + 2SO2 + O2 + H2 O = 2CaSO4 H2 O + 2CO2

4. а)

5. б)


Учитель. Наш урок на этом завершён, и я буду, довольна, если вы извлечёте пользу из него. Если вы, став политиками, юристами, экономистами, да и просто автомобилистами, будете претворять в жизнь свою программу-минимум по защите окружающей среды, и это станет вашей жизненной необходимостью.

Позвольте мне закончить урок на поэтической ноте, прекрасными стихами М. Цветаевой:

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!

Мать крест надевала солдату,

Мать с сыном прощалась навеки…

И снова из сгорбленной хаты;

«Простите меня, мои реки!»


Составляют синквейн или кластер по теме урока.


Заполняют лист «Древо познания» или используют методику незаконченных предложений.


Подведение итогов урока и комментирование оценок.


Домашнее задание. Повторить раздел «Хозяйственная деятельность человека в биосфере» учебника биологии 11 класса и дополнить его информацией из пособий для поступающих в ВУЗы и других научно-популярных источников.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!