Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики. 5 класс
Цель: повысить интерес к русскому языку как к учебному предмету
Задачи:
Образовательные: активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся
путём выполнения заданий творческого и проблемного характера с
целью
определения уровня ЗУН учащихся; способствовать повышению
уровня грамотного письма, умению использовать полученные знания
на практике.
Развивающие: способствовать развитию потребности в речевом совершенствовании,
орфографической зоркости, речевого слуха, языкового чутья,
самостоятельного и логического мышлений, памяти, воображения.
Воспитательные: обогащение словарного запаса; расширение кругозора; воспитание
личных качеств: наблюдательности, любознательности,
внимательности, культуры речевого общения.
Социализирующие: применять полученные сведения в повседневной жизни.
Наглядность: карточки, таблицы, схемы.
Связь с жизнью: медицина.
Технологии: игровая, развивающего обучения.
Ход урока.
Инициализация урока. Психологический настрой.
Слово учителя.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок – внеклассное мероприятие «Час занимательной грамматики».
«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек» - гласит мудрая пословица. Вы владеете казахским языком, изучаете русский и английский языки. Человек, знающий и владеющий несколькими языками, намного образованнее, духовно богаче, т.к. посредством языка знакомится с культурой и историей другого народа, у него появляется возможность читать произведения классиков в подлинном издании На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задача – выявить заболевание, поставить диагноз и назначить лечение, то есть написать справку. На обследование приглашаются две команды «Лингвисты» (5 «А» кл.) и «Языковеды» (5 «Б» кл.) и получают карточки-направления с заданиями.
Ход игры
Конкурс 1. Представление команд.
Команда 1.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.
Конкурс 2. Разминка.
Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.
«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
Как называется школьный известняк? (Мел.)
Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
Конкурс 3. Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле,
Этот пони – день недели.
Этот плот – из полотна,
Этот рак сильней слона,
Эта марка ест бананы,
Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд 7)
Ответы:
Авторучка.
Понедельник.
Полотенце.
Трактор.
Мартышка.
Сыроежка.
Конкурс 4. Редактор.
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.) У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.) Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?) Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.) |
5. КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.
1 команда: М.
2 команда: К.
Вопросы:
Как вас зовут?
Какая у вас фамилия?
Как зовут вашу маму?
Как зовут вашего отца?
Из какого вы города?
Назовите любимое блюдо.
Любимая книга.
Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
Любимое животное.
Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.
6.Конкурс Пословиц
Из предложенных пар слов составьте пословицы:
Коса – камень (Нашла коса на камень)
Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)
7. «На приеме у доктора»
Команда «Лингвисты»
Кабинет лор-врача:
Конкурс «Внимательный ли ты ?»
Расставь буквы в другом порядке (названия овощей):
кадерис, качёбак, тусакап, допирам, комровь, кваты, фокартель, сатал
Конкурс «Кто быстрее?»
Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.
Клуб, удочка, стол, смех, олень.
Конкурс «Самый сообразительный»
Прямое значение – переносное значение
Железный гвоздь, холодный ветер, волк воет, золотое кольцо, горячий суп
Кабинет психолога:
Скажите одним словом:
Зарубить на носу –
Куры не клюют –
Вставлять палки в колёса –
Пальчики оближешь –
О ком так говорят?
Белая ворона; желторотый птенец; собаку съел;
Кабинет логопеда:
«Наоборот»:
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «Высоко»
А ты ответишь «Низко»
Скажу я слово «Далеко»
А ты ответишь «………»
Скажу я слово «Потолок»
А ты ответишь «……….»
Кабинет врача-окулиста:
Гря_ка, заря_ка, тра_ка, голу_ка
Радос_ный, извес_ный, вкус_ный, мес_ный
Камыш_, лыж_, мыш_, ч_до, ч_сы, щ_вель
Команда «Языковеды»
Кабинет лор-врача:
Конкурс «Внимательный ли ты ?»
Расставь буквы в другом порядке (названия животных):
рковао, ольдша, цаво, нараб, окза, етконлё, ежбёконер.
Конкурс «Кто быстрее?»
Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.
Снаряд, скот, краски, крот, тепло.
Конкурс «Самый сообразительный»
Прямое значение – переносное значение
Человек улыбается, деревянная ложка, стеклянная посуда, ребёнок идёт, дитя плачет.
Кабинет психолога:
Скажите одним словом:
Себе на уме –
Прикусить язык –
Обвести вокруг пальца –
Бить баклуши –
О ком так говорят?
Звёзд с неба не хватает; язык без костей; и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Кабинет логопеда:
«Наоборот»:
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «Высоко»
А ты ответишь «Низко»
Скажу я слово «Потерял»,
И скажешь ты «………..»
Скажу я слово «Трус»,
Ответишь ты «Храбрец»
Теперь «Начало» я скажу. Ну, отвечай : «…………»
Переведите на русский язык
Какое слово получилось из первых букв? Кала – бiрлiк – кол – кой
Прочитайте надпись:
ЕИНЕЧУ ЕЕШЧУЛ ТОВ - ЕИНЕТЧ
Кабинет врача-окулиста:
Ука-ка, ска_ка, селё_ка, морко_ка
Ненас_ный, опас_ный, прекрас_ный, чудес_ный
Ж_знь, ч_лан, щ_ка, ж_р, маш_на, ч_щ_
Конкурс 8. «Остров Антиподов».
Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?
А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле
.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
1 команда:
Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
2команда
Идет юноша из светлицы и хвост под домом.
(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)
Конкурс 10«Составитель».
Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ. ( например, постЕЛЬ).
Конкурс 11« Отгадай слово»
Разгадайте шарады, запишите слова и разберите их по составу.
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. с
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
Кабинет психолога:
3. Игра «Четвёртый лишний»:
1. Хоть пруд пруди 2 Слово в слово 3 Во все лопатки
Кот наплакал Тютелька в тютельку Сломя голову
Тьма-тьмущая Вилами на воде писано Черепашьим шагом
Яблоку негде упасть Комар носа не подточит В мгновенье ока
Кабинет логопеда:
6. Скороговорки
Выговори без запинки:
Уж и ужи в луже.
Опять пять ребят нашли пять опят
Заключение ВКК
Врачи зачитывают справки-рекомендации.
СПРАВКА
Дана учащимся 5 класса сш № 10
Диагноз : потеря 5 % зрения
Профилактическое лечение:
промывать глаза на сон грядущий 2 (двумя) страницами орфографического словаря
Врач-окулист: Дата: Место для печати:
СПРАВКА
Дана учащимся 5 класса сш № 10
Диагноз: словесная близорукость
Профилактическое лечение:
закапывать перед обедом в левый глаз по три страницы словаря иностранных слов
Врач-окулист: Дата: Место для печати:
СПРАВКА
Дана учащимся 5 класса сш № 10
Диагноз: радикулит языка
Профилактическое лечение:
согревать язык кварцевыми лучами орфоэпических слов
Логопед: Дата: Место для печати:
СПРАВКА
Дана учащимся 5 класса сш № 10
Диагноз: бессловесная опухоль языка
Профилактическое лечение:
трижды в день скороговорочные компрессы
Логопед Дата:
Место для печати:
СПРАВКА
Дана учащимся 5 класса сш № 10
Диагноз: воспаление среднего уха лёгкой формы
Профилактическое лечение:
получасовое прослушивание перед сном звукозаписи орфоэпическими упражнениями
Лор-врач Дата: Место для печати:
СПРАВКА
Дана учащимся 5 класса сш № 10
Диагноз: фурункул в полости уха
Профилактическое лечение:
Греть ежедневно наушниками с плеером со звучащей образцовой речью
Лор-врач Дата: Место для печати:
Итог.
Слово учителя:
- Наше внеклассное мероприятие завершается и, несомненно, каждый из вас ощутил радость поиска, показал свои способности, проявил инициативу. Я уверена, что рекомендации врачей вы будете выполнять каждый день, и тогда путь в Мир Знаний будет беспрепятственным и лёгким!