СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час занимательной грамматики. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по рсскому языку позволит развить у детей интерес к истоии языка, в игровой форме повторить изученные темы

Просмотр содержимого документа
«Час занимательной грамматики. 5 класс»


Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики. 5 класс

Цель: повысить интерес к русскому языку как к учебному предмету

Задачи:

Образовательные: активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся

путём выполнения заданий творческого и проблемного характера с

целью

определения уровня ЗУН учащихся; способствовать повышению

уровня грамотного письма, умению использовать полученные знания

на практике.

Развивающие: способствовать развитию потребности в речевом совершенствовании,

орфографической зоркости, речевого слуха, языкового чутья,

самостоятельного и логического мышлений, памяти, воображения.

Воспитательные: обогащение словарного запаса; расширение кругозора; воспитание

личных качеств: наблюдательности, любознательности,

внимательности, культуры речевого общения.

Социализирующие: применять полученные сведения в повседневной жизни.

Наглядность: карточки, таблицы, схемы.

Связь с жизнью: медицина.

Технологии: игровая, развивающего обучения.


Ход урока.

  1. Инициализация урока. Психологический настрой.

  2. Слово учителя.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок – внеклассное мероприятие «Час занимательной грамматики».

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек» - гласит мудрая пословица. Вы владеете казахским языком, изучаете русский и английский языки. Человек, знающий и владеющий несколькими языками, намного образованнее, духовно богаче, т.к. посредством языка знакомится с культурой и историей другого народа, у него появляется возможность читать произведения классиков в подлинном издании На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задача – выявить заболевание, поставить диагноз и назначить лечение, то есть написать справку. На обследование приглашаются две команды «Лингвисты» (5 «А» кл.) и «Языковеды» (5 «Б» кл.) и получают карточки-направления с заданиями.

Ход игры

Конкурс 1. Представление команд.

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Команда 2.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

Конкурс 2. Разминка.

Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

  • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

  • Как называется школьный известняк? (Мел.)

  • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

  • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

  • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

  • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

  • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

Конкурс 3. Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле,
Этот пони – день недели.
Этот плот – из полотна,
Этот рак сильней слона,
Эта марка ест бананы,
Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд 7)

Ответы:

  • Авторучка.

  • Понедельник.

  • Полотенце.

  • Трактор.

  • Мартышка.

  • Сыроежка.

Конкурс 4. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

5. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.

1 команда: М.

2 команда: К.

Вопросы:

Как вас зовут?

Какая у вас фамилия?

Как зовут вашу маму?

Как зовут вашего отца?

Из какого вы города?

Назовите любимое блюдо.

Любимая книга.

Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?

Любимое животное.

Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.

6.Конкурс Пословиц

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

Коса – камень (Нашла коса на камень)

Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)

Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)

Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)

Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)

Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)

7. «На приеме у доктора»

Команда «Лингвисты»

Кабинет лор-врача:

Конкурс «Внимательный ли ты ?»

Расставь буквы в другом порядке (названия овощей):

кадерис, качёбак, тусакап, допирам, комровь, кваты, фокартель, сатал

Конкурс «Кто быстрее?»

Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.

Клуб, удочка, стол, смех, олень.

Конкурс «Самый сообразительный»

Прямое значение – переносное значение

Железный гвоздь, холодный ветер, волк воет, золотое кольцо, горячий суп

Кабинет психолога:

Скажите одним словом:

Зарубить на носу –

Куры не клюют –

Вставлять палки в колёса –

Пальчики оближешь –

О ком так говорят?

Белая ворона; желторотый птенец; собаку съел;

Кабинет логопеда:

«Наоборот»:

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «Высоко»

А ты ответишь «Низко»

Скажу я слово «Далеко»

А ты ответишь «………»

Скажу я слово «Потолок»

А ты ответишь «……….»

Кабинет врача-окулиста:

Гря_ка, заря_ка, тра_ка, голу_ка

Радос_ный, извес_ный, вкус_ный, мес_ный

Камыш_, лыж_, мыш_, ч_до, ч_сы, щ_вель

Команда «Языковеды»

Кабинет лор-врача:

Конкурс «Внимательный ли ты ?»

Расставь буквы в другом порядке (названия животных):

рковао, ольдша, цаво, нараб, окза, етконлё, ежбёконер.

Конкурс «Кто быстрее?»

Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.

Снаряд, скот, краски, крот, тепло.

Конкурс «Самый сообразительный»

Прямое значение – переносное значение

Человек улыбается, деревянная ложка, стеклянная посуда, ребёнок идёт, дитя плачет.

Кабинет психолога:

Скажите одним словом:

Себе на уме –

Прикусить язык –

Обвести вокруг пальца –

Бить баклуши –

О ком так говорят?

Звёзд с неба не хватает; язык без костей; и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Кабинет логопеда:

«Наоборот»:

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово «Высоко»

А ты ответишь «Низко»

Скажу я слово «Потерял»,

И скажешь ты «………..»

Скажу я слово «Трус»,

Ответишь ты «Храбрец»

Теперь «Начало» я скажу. Ну, отвечай : «…………»

Переведите на русский язык

Какое слово получилось из первых букв? Кала – бiрлiк – кол – кой

Прочитайте надпись:

ЕИНЕЧУ ЕЕШЧУЛ ТОВ - ЕИНЕТЧ

Кабинет врача-окулиста:

Ука-ка, ска_ка, селё_ка, морко_ка

Ненас_ный, опас_ный, прекрас_ный, чудес_ный

Ж_знь, ч_лан, щ_ка, ж_р, маш_на, ч_щ_

Конкурс 8. «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

1 команда:

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

 2команда 

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

Конкурс 10«Составитель».

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ. ( например, постЕЛЬ).

Конкурс 11« Отгадай слово»

Разгадайте шарады, запишите слова и разберите их по составу.

Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ. с


Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.


Кабинет психолога:

3. Игра «Четвёртый лишний»:

1. Хоть пруд пруди 2 Слово в слово 3 Во все лопатки

Кот наплакал Тютелька в тютельку Сломя голову

Тьма-тьмущая Вилами на воде писано Черепашьим шагом

Яблоку негде упасть Комар носа не подточит В мгновенье ока

Кабинет логопеда:

6. Скороговорки

Выговори без запинки:

Уж и ужи в луже.

Опять пять ребят нашли пять опят

Заключение ВКК

Врачи зачитывают справки-рекомендации.

СПРАВКА

Дана учащимся 5 класса сш № 10

Диагноз : потеря 5 % зрения

Профилактическое лечение:

промывать глаза на сон грядущий 2 (двумя) страницами орфографического словаря

Врач-окулист: Дата: Место для печати:


СПРАВКА

Дана учащимся 5 класса сш № 10

Диагноз: словесная близорукость

Профилактическое лечение:

закапывать перед обедом в левый глаз по три страницы словаря иностранных слов

Врач-окулист: Дата: Место для печати:



СПРАВКА

Дана учащимся 5 класса сш № 10

Диагноз: радикулит языка

Профилактическое лечение:

согревать язык кварцевыми лучами орфоэпических слов

Логопед: Дата: Место для печати:



СПРАВКА

Дана учащимся 5 класса сш № 10

Диагноз: бессловесная опухоль языка

Профилактическое лечение:

трижды в день скороговорочные компрессы

Логопед Дата:

Место для печати:



СПРАВКА

Дана учащимся 5 класса сш № 10

Диагноз: воспаление среднего уха лёгкой формы

Профилактическое лечение:

получасовое прослушивание перед сном звукозаписи орфоэпическими упражнениями

Лор-врач Дата: Место для печати:


СПРАВКА

Дана учащимся 5 класса сш № 10

Диагноз: фурункул в полости уха

Профилактическое лечение:

Греть ежедневно наушниками с плеером со звучащей образцовой речью

Лор-врач Дата: Место для печати:


Итог.

Слово учителя:

- Наше внеклассное мероприятие завершается и, несомненно, каждый из вас ощутил радость поиска, показал свои способности, проявил инициативу. Я уверена, что рекомендации врачей вы будете выполнять каждый день, и тогда путь в Мир Знаний будет беспрепятственным и лёгким!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!