СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек, индивид, личность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек, индивид, личность»

1.2Человек, индивид, личность

  • По­нятия «че­ловек», «ин­ди­вид», «лич­ность»

  • Ви­ды лич­ности

  • Со­ци­альные от­но­шения

  • Со­ци­али­зация

Понятия «человек», «индивид», «личность»

Ука­зан­ные в за­голов­ке по­нятия час­то упот­ребля­ют­ся как си­нони­мы. Од­на­ко меж­ду ни­ми име­ют­ся су­щес­твен­ные смыс­ло­вые раз­ли­чия.

Че­ловек — су­щес­тво би­оло­гиче­ско­го ви­да Homo sapiens.

Ин­ди­вид — пред­ста­витель че­лове­че­ско­го ро­да, на­делен­ный осо­быми, от­личны­ми от дру­гих лю­дей, чер­та­ми.

Ин­ди­видом яв­ля­ет­ся лю­бой из нас. Каж­дый че­ловек от рож­де­ния на­делен осо­бой внеш­ностью, ха­рак­те­ром, спо­соб­ностя­ми и т.д.

Ин­ди­виду­альность — спе­цифи­чес­кие чер­ты, ко­торые вы­деля­ют че­лове­ка из со­вокуп­ности се­бе по­доб­ных.

Ин­ди­виду­альность пред­по­лага­ет не только осо­бен­ности внеш­не­го об­ли­ка, но и ком­плекс со­ци­ально зна­чимых ка­честв ин­ди­вида.

Лич­ность — про­дукт об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия, це­лос­тность со­ци­альных свойств че­лове­ка, вклю­чен­но­го в сис­те­му со­ци­альных от­но­шений пос­редс­твом ак­тивной пред­метной де­ятельно­сти и об­ще­ния.

Каж­дый че­ловек ин­ди­виду­ален, но не каж­дый ин­ди­вид мо­жет стать лич­ностью. Ка­кими ка­чес­тва­ми дол­жна об­ла­дать лич­ность? С ка­кого воз­раста ею ста­новят­ся? На эти воп­ро­сы нет од­нознач­но­го от­ве­та. С од­ной точ­ки зре­ния лич­ность — это че­ловек, об­ла­да­ющий ком­плек­сом по­ложи­тельных ха­рак­те­рис­тик. В со­от­ветс­твии с дру­гой точ­кой зре­ния лич­ность пред­ста­ет как неч­то осо­бен­ное, взя­тое в со­ци­альном ас­пекте.

Ин­ди­вид ста­новит­ся лич­ностью в про­цес­се ос­во­ения со­ци­альных фун­кций и раз­ви­тия са­мосо­зна­ния.

Са­мосо­зна­ние — осо­зна­ние сво­ей не­пов­то­римос­ти как субъек­та де­ятельно­сти в ка­чес­тве чле­на об­ще­ства.

Самосо­знание определяет развитие личности

Важ­нейшим ка­чес­твом лич­ности выс­ту­па­ет со­ци­альная ак­тивность, ко­торую мож­но рас­смат­ри­вать в двух про­яв­ле­ни­ях. Пер­вое пред­по­лага­ет рас­смот­ре­ние со­ци­альной ак­тивнос­ти как свойства лич­ности, обус­ловлен­но­го ее при­род­ны­ми дан­ны­ми и уси­лен­но­го ка­чес­тва­ми, ко­торые фор­ми­ру­ют­ся в про­цес­се вос­пи­тания, об­ра­зова­ния, об­ще­ния и прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти. Од­ни лю­ди от при­роды ак­тивны, энер­гичны и де­ятельны, что ста­новит­ся за­мет­ным уже в ран­нем детс­тве. Дру­гие, на­обо­рот, пас­сивны и без­де­ятельны. Под вли­яни­ем мно­гих со­ци­альных фак­то­ров ак­тивность мо­жет раз­ви­ваться, уси­ливаться или ос­лабляться. Вто­рое про­яв­ле­ние со­ци­альной ак­тивнос­ти свя­зыва­ют с ак­тивностью как не­кото­рой кон­крет­ной ме­рой де­ятельно­сти. В этом слу­чае ак­тивность мо­жет быть вы­раже­на в кон­крет­ных по­каза­телях. При­мером мо­жет слу­жить из­ме­рение тру­довой ак­тивнос­ти. Кри­тери­ем со­ци­альной ак­тивнос­ти выс­ту­па­ют ре­зульта­ты де­ятельно­сти.

С по­няти­ем «со­ци­альная ак­тивность» тес­но свя­зано по­нятие «со­ци­альный субъект».

Со­ци­альный субъект — че­ловек, спо­соб­ный к ак­тивной со­ци­альной де­ятельно­сти.

Виды личности

В со­ци­оло­гии вы­деля­ют­ся сле­ду­ющие ви­ды лич­ности:

  • нор­ма­тив­ная (ба­зис­ная);

  • мо­дальная.

Нор­ма­тив­ная (ба­зис­ная) лич­ность — при­нятый культу­рой со­от­ветс­тву­юще­го об­ще­ства тип лич­ности, в на­ибольшей сте­пени от­ра­жа­ющий осо­бен­ности дан­ной культу­ры.

Это сво­его ро­да иде­альный тип, на ко­торый ори­ен­ти­ру­ет­ся об­ще­ство в вос­пи­тании мо­лодо­го по­коле­ния. В лю­бой со­ци­альной груп­пе мож­но вы­делить лич­ность, ха­рак­те­рис­ти­ки ко­торой на­ибо­лее пол­но вы­ража­ют це­ли, ус­ло­вия и за­коно­мер­ности фун­кци­они­рова­ния дан­ной груп­пы. Так, в уни­вер­си­тете су­щес­тву­ют пред­став­ле­ния о том, ка­ким дол­жен быть сту­дент, в ар­мии — во­ен­нослу­жащий, на за­воде — ра­бочий и т.д.

Мо­дальная лич­ность — че­ловек, при­вер­женный тем же культур­ным об­разцам, что и большинс­тво чле­нов дан­но­го об­ще­ства.

Это тип лич­ности, на­ибо­лее рас­простра­нен­ный на дан­ной тер­ри­тории и в дан­ный мо­мент вре­мени. Мо­дальная лич­ность от­ра­жа­ет ре­альное по­ложе­ние че­лове­ка в об­ще­стве. Нап­ри­мер, в пос­леднее де­сяти­летие XX в. в Рос­сии по­лучил рас­простра­нение тип ус­пешно­го в тор­го­вых де­лах че­лове­ка, ори­ен­ти­ру­юще­гося на по­луче­ние при­были. Сле­ду­ет от­ме­тить, что в об­ще­стве мо­жет су­щес­тво­вать не­сколько ти­пов мо­дальной лич­ности в за­виси­мос­ти от на­личия раз­ных со­ци­альных групп. Мо­дальная лич­ность ни­ког­да не со­от­ветс­тву­ет нор­ма­тив­ной, хо­тя не­кото­рые сов­па­дения иног­да встре­ча­ют­ся. От­кло­нения от нор­ма­тив­но­го ти­па, ес­ли они до­вольно су­щес­твен­ны, на­тал­ки­ва­ют­ся на про­тиво­действие об­ще­ства, ко­торое при­нуж­да­ет ин­ди­видов к ис­полне­нию об­щепри­нятых норм. Кро­ме то­го, нор­ма­тив­ная лич­ность бо­лее по­сто­ян­на, а мо­дальная — бо­лее ди­намич­на. Со сме­ной ус­ло­вий жиз­не­де­ятельно­сти из­ме­ня­ют­ся и ти­пы лич­ности. Так, для де­мок­ра­тиче­ско­го об­ще­ства ха­рак­те­рен по­лити­че­ски ак­тивный тип лич­ности, а для ан­ти­демок­ра­тиче­ско­го — тип, под­чи­ня­ющийся ру­ково­дящим ука­зани­ям.

В ус­ло­ви­ях ра­дикальных пе­ремен в об­ще­ствен­ной жиз­ни по­луча­ет рас­простра­нение мар­ги­нальный тип лич­ности (от лат. margo — край), т.е. лич­ности пог­ра­нич­но­го ти­па.

Мар­ги­нальная лич­ность — че­ловек, вы­пав­ший из сво­ей преж­ней со­ци­альной сре­ды и не су­мев­ший прис­по­собиться к из­ме­нив­шимся об­стоя­тельствам.

Лю­ди, от­но­сящи­еся к это­му ти­пу лич­ности ис­пы­тыва­ют пси­хичес­кий дис­комфорт, не­уве­рен­ность в бу­дущем и стре­мят­ся прим­кнуть к ка­кой-ли­бо со­ци­альной груп­пе для ста­били­зации сво­его по­ложе­ния.

На фор­ми­рова­ние лич­ности ока­зыва­ют вли­яние мно­гие фак­то­ры. В пер­вую оче­редь это нас­лед­ствен­ность. От ро­дите­лей че­ловек по­луча­ет на­бор ин­ди­виду­альных свойств внеш­ности, здо­ровья, пси­хики и т.д. Но на уров­не нас­лед­ствен­ности че­лове­ку пе­реда­ют­ся только пси­хофи­зи­оло­гичес­кие свойства, ко­торые в большинс­тве слу­ча­ев иг­ра­ют вто­рос­те­пен­ную роль. В ка­чес­тве ос­новных они мо­гут выс­ту­пать только тог­да, ког­да че­ловек су­щес­твен­но от­ли­ча­ет­ся от ок­ру­жа­ющих. В крайних слу­ча­ях это ли­бо фи­зиче­ские и пси­хичес­кие па­толо­гии, ли­бо ода­рен­ность.

Дру­гим бо­лее важ­ным фак­то­ром выс­ту­па­ет вос­пи­тание — про­цесс це­лена­прав­ленно­го воз­действия на че­лове­ка для фор­ми­рова­ния у не­го оп­ре­делен­ных ка­честв. Вос­пи­тательное воз­действие че­ловек ис­пы­тыва­ет со сто­роны ро­дите­лей, учи­телей, дру­зей.

Развитие невозможно без воспитания

Не­мало­важ­ным фак­то­ром фор­ми­рова­ния лич­ности яв­ля­ет­ся со­ци­альная сре­да, т.е. те лю­ди, сре­ди ко­торых че­ловек вра­ща­ет­ся, от ко­торых он за­висит или ко­торые за­висят от не­го, на ко­торых ори­ен­ти­ру­ет­ся он сам или ко­торые ори­ен­ти­ру­ют­ся на не­го. Вы­деля­ют мак­росре­ду (об­ще­ство в це­лом, сис­те­ма об­ра­зова­ния, вос­пи­тания и т.д.) и мик­росре­ду (тру­довой кол­лектив, семья, шко­ла).

Социальные отношения

Лич­ность и об­ще­ство вза­имо­действу­ют друг с дру­гом. Об­щес­тво мо­жет вли­ять на ста­нов­ле­ние лич­ности и на ее пос­тупки. В то же вре­мя лич­ность спо­соб­на из­ме­нять со­ци­альную сре­ду. От­но­шения, ко­торые фор­ми­ру­ют­ся и ре­али­зу­ют­ся в про­цес­се та­кого вза­имо­действия, на­зыва­ют­ся со­ци­альны­ми.

Со­ци­альные от­но­шения — ус­тойчи­вая сис­те­ма свя­зей ин­ди­видов, сло­жив­ша­яся в про­цес­се их вза­имо­действия друг с дру­гом в ус­ло­ви­ях дан­но­го об­ще­ства.

Со­ци­альные от­но­шения скла­дыва­ют­ся меж­ду людьми, вклю­чен­ны­ми в раз­личные со­ци­альные груп­пы. Че­ловек не мо­жет су­щес­тво­вать обо­соб­ленно. В сво­ей де­ятельно­сти он дол­жен учи­тывать ин­те­ресы дру­гих лю­дей. Так, для дос­ти­жения ус­пе­хов на ра­боте ма­ло быть хо­рошим спе­ци­алис­том: не­об­хо­димо уметь пос­тро­ить пра­вильные от­но­шения и с ру­ково­дите­лем, и с сос­лу­жив­ца­ми.

Все действия лю­дей есть про­из­водные со­ци­альных от­но­шений, ко­торые вклю­ча­ют два уров­ня:

  • со­ци­альный (вза­имо­действие лю­дей пос­редс­твом раз­личных со­ци­альных групп);

  • пси­холо­гичес­кий (не­пос­редс­твен­но меж­личнос­тные от­но­шения).

Воз­можна си­ту­ация, ког­да, нес­мотря на бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия, про­цесс раз­ви­тия лич­ности при­ос­та­нав­ли­ва­ет­ся, так как сам че­ловек не прик­ла­дыва­ет к это­му ни­каких уси­лий. Для фор­ми­рова­ния лич­ности не­об­хо­димо стрем­ле­ние че­лове­ка к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию. В каж­дом че­лове­ке за­ложен ог­ромный по­тен­ци­ал, ко­торый мо­жет рас­крыться, только ес­ли че­ловек сам ста­вит пе­ред со­бой це­ли и пред­при­нима­ет по­пыт­ки их дос­ти­жения.

Не пос­леднюю роль в ста­нов­ле­нии лич­ности иг­ра­ют спо­соб­ности

Спо­соб­ности — ин­ди­виду­ально-пси­хичес­кие ка­чес­тва че­лове­ка, ко­торые поз­во­ля­ют ему ус­пешно при­об­ре­тать зна­ния, уме­ния и на­выки.

Чем ши­ре круг ин­те­ресов че­лове­ка, тем про­ще вы­явить его под­линные спо­соб­ности. Не­ред­ки слу­чаи, ког­да ро­дите­ли зас­тавля­ют ре­бен­ка за­ниматься ка­ким-ли­бо ви­дом де­ятельно­сти (на­при­мер, спор­том), а он име­ет спо­соб­ности в со­вер­шенно иной сфе­ре (на­при­мер, в ли­тера­туре и ис­кус­стве).

Та­лант — яр­ко вы­ражен­ные спо­соб­ности.

Спо­соб­ность и та­лант — врож­денные ка­чес­тва. Но ес­ли их не раз­ви­вать, они мо­гут угас­нуть. Та­лант нуж­но вов­ре­мя уви­деть в че­лове­ке. Это — за­дача ро­дите­лей, шко­лы, дру­гих об­ще­ствен­ных ин­сти­тутов. Но раз­ви­тие та­лан­та во мно­гом за­висит от са­мого че­лове­ка. Та­лан­тли­вого че­лове­ка, по­сто­ян­но раз­ви­ва­юще­го свои спо­соб­ности и дос­тигше­го вы­соких ре­зульта­тов в сво­ей де­ятельно­сти, мы на­зыва­ем ге­ни­ем. Все ге­ни­альные лю­ди, ос­та­вив­шие свой след в ис­то­рии, бы­ли лич­ностя­ми.

Но не только та­лан­ты и ге­нии ста­новят­ся лич­ностя­ми. Лич­ность — это ре­зультат ста­нов­ле­ния ин­ди­вида, раз­ви­тия его спо­соб­ностей, на­коп­ле­ния опы­та. Лич­ность ха­рак­те­ризу­ет­ся раз­ви­тым са­мосо­зна­ни­ем, твер­дой жиз­ненной по­зици­ей, уме­ни­ем при­нимать ре­шения и спо­соб­ностью нес­ти от­ветс­твен­ность за свои пос­тупки. Она всег­да име­ет свою точ­ку зре­ния на те или иные проб­ле­мы и в не­кото­рых слу­ча­ях мо­жет про­тиво­пос­тавлять се­бя об­ще­ству. Лич­ность от­ли­ча­ет­ся раз­ви­той си­лой во­ли, спо­соб­ностью зас­та­вить се­бя действо­вать так, как это не­об­хо­димо в дан­ной си­ту­ации.

Социализация

Ста­нов­ле­ние лич­ности про­ис­хо­дит в хо­де со­ци­али­зации. Про­цесс со­ци­али­зации на­чина­ет­ся с рож­де­ния че­лове­ка и про­дол­жа­ет­ся всю его жизнь.

Со­ци­али­зация — про­цесс ос­во­ения со­ци­альных ро­лей, при­об­ре­тения со­ци­альных ста­тусов и на­коп­ле­ния со­ци­ально­го опы­та.

Жиз­ненный цикл че­лове­ка со­став­ля­ют оп­ре­делен­ные воз­рас­тные эта­пы: детс­тво, юность, зре­лость и ста­рость. Воз­рас­тные гра­ницы этих эта­пов до­вольно раз­мы­ты. Тем не ме­нее су­щес­тву­ют те приз­на­ки, по ко­торым мож­но от­ли­чить ре­бен­ка от юно­ши или зре­лого че­лове­ка от ста­рика.

В за­виси­мос­ти от воз­раста раз­ли­ча­ют и эта­пы со­ци­али­зации. Пе­ри­од детс­тва и юнос­ти со­став­ля­ет на­чальную со­ци­али­зацию, пе­ри­од зре­лос­ти и ста­рос­ти — про­дол­женную со­ци­али­зацию.

На че­лове­ка в про­цес­се со­ци­али­зации ока­зыва­ют вли­яние ро­дите­ли, шко­ла, друзья (на ста­дии на­чальной со­ци­али­зации), а за­тем ин­сти­тут, ар­мия, ра­бота, го­сударс­тво (на ста­дии про­дол­женной со­ци­али­зации).

Не пос­леднюю роль в со­ци­али­зации иг­ра­ет вос­пи­тание — при­витие че­лове­ку рас­простра­нен­ных в об­ще­стве цен­ностей и иде­алов. Вос­пи­тание, как от­ме­чалось ра­нее, пред­став­ля­ет со­бой про­цесс це­лена­прав­ленно­го воз­действия на че­лове­ка для фор­ми­рова­ния у не­го оп­ре­делен­ных ка­честв. Но су­щес­тву­ет и дру­гая сто­рона вос­пи­тания, а имен­но — сти­хийное ус­во­ение пра­вил по­веде­ния. В пер­вом слу­чае вос­пи­тание осу­щест­вля­ют ро­дите­ли, шко­ла, вуз. Во вто­ром — ре­бенок вос­при­нима­ет об­разцы по­веде­ния, под­ра­жая ро­дите­лям, стар­шим то­вари­щам, ку­мирам ки­но, эс­тра­ды, спор­та.

Це­лена­прав­ленное вос­пи­тание всег­да свя­зано с за­дачей сфор­ми­ровать у ре­бен­ка со­вокуп­ность по­ложи­тельных ка­честв. Сти­хийно же ус­ва­иваться мо­гут не только по­ложи­тельные, но и от­ри­цательные об­разцы по­веде­ния.

Це­лена­прав­ленное и сти­хийное в вос­пи­тании мо­гут со­от­ветс­тво­вать друг дру­гу, а мо­гут и всту­пать в кон­фликт, на­при­мер, ког­да ро­дите­ли по­сто­ян­но го­ворят ре­бен­ку о вре­де ку­рения, а са­ми ку­рят. По­это­му про­цесс вос­пи­тания пред­по­лага­ет от­ветс­твен­ность и са­мокон­троль со сто­роны ро­дите­лей.

Но вос­пи­тание не за­кан­чи­ва­ет­ся с взрос­ле­ни­ем че­лове­ка. Про­цесс ус­во­ения норм по­веде­ния про­дол­жа­ет­ся всю жизнь. Ме­ня­ет­ся только его на­прав­ленность. Ес­ли в детс­тве че­лове­ка вос­пи­тыва­ли ок­ру­жа­ющие, то с воз­растом он сам воз­действу­ет на се­бя, зас­тавляя со­вер­шать те или иные пос­тупки. Та­кой про­цесс на­зыва­ет­ся са­мовос­пи­тани­ем.

Са­мовос­пи­тание — это свойство раз­ви­той лич­ности. Оно тре­бу­ет на­личия си­лы во­ли и стрем­ле­ния к бо­лее вы­соким ре­зульта­там. Не­удов­летво­рен­ность дос­тигну­тым по­ложе­ни­ем, при­ложе­ние уси­лий к прод­ви­жению впе­ред, со­сто­яние по­сто­ян­но­го по­ис­ка — приз­на­ки, сви­де­тельству­ющие о ста­тусе лич­ности. Об­щес­тво, сос­то­ящее из яр­ких лич­ностей, раз­ви­ва­ет­ся бо­лее ди­намич­но и быс­трее дви­жет­ся по пу­ти со­ци­ально­го прог­ресса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!