1.2Человек, индивид, личность
Понятия «человек», «индивид», «личность»
Виды личности
Социальные отношения
Социализация
Понятия «человек», «индивид», «личность»
Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия.
Человек — существо биологического вида Homo sapiens.
Индивид — представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами.
Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особой внешностью, характером, способностями и т.д.
Индивидуальность — специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.
Индивидуальность предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.
Личность — продукт общественного развития, целостность социальных свойств человека, включенного в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания.
Самосознание — осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
Самосознание определяет развитие личности
Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности.
С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект».
Социальный субъект — человек, способный к активной социальной деятельности.
Виды личности
В социологии выделяются следующие виды личности:
Нормативная (базисная) личность — принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.
Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность, характеристики которой наиболее полно выражают цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.
Модальная личность — человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества.
Это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип успешного в торговых делах человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп. Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя некоторые совпадения иногда встречаются. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, наталкиваются на противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личности. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.
В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности (от лат. margo — край), т.е. личности пограничного типа.
Маргинальная личность — человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам.
Люди, относящиеся к этому типу личности испытывают психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремятся примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства, которые в большинстве случаев играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать только тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.
Другим более важным фактором выступает воспитание — процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.
Развитие невозможно без воспитания
Немаловажным фактором формирования личности является социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется он сам или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа).
Социальные отношения
Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.
Социальные отношения — устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом: необходимо уметь построить правильные отношения и с руководителем, и с сослуживцами.
Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают два уровня:
социальный (взаимодействие людей посредством различных социальных групп);
психологический (непосредственно межличностные отношения).
Возможна ситуация, когда, несмотря на благоприятные условия, процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться, только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.
Не последнюю роль в становлении личности играют способности
Способности — индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.
Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (например, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).
Талант — ярко выраженные способности.
Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это — задача родителей, школы, других общественных институтов. Но развитие таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.
Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.
Социализация
Становление личности происходит в ходе социализации. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Социализация — процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.
Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика.
В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную социализацию.
На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).
Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось ранее, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно — стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта.
Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут не только положительные, но и отрицательные образцы поведения.
Целенаправленное и стихийное в воспитании могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.
Но воспитание не заканчивается с взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.
Самовоспитание — это свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.