СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек, общество, природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек, общество, природа»

1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?  2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)? 3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека? 4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью? 5. Как проявляются способности человека? 6. Что такое самореализация человека? 7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?

2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

5. Как проявляются способности человека?

6. Что такое самореализация человека?

7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Наследуемые признаки Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни
  • Наследуемые признаки
  • Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни
Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

 Человек, общество, природа

Человек, общество, природа

Три значения термина « природа » в философском понимании:   в широком — всё сущее, весь мир во всём многообразии его форм и бесконечности проявлений; в узком — биосфера, т. е. «область жизни», земная оболочку, охваченная жизнью; природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности (живая и неживая природа существовала задолго до появления человека).

Три значения термина « природа » в философском понимании:

  • в широком — всё сущее, весь мир во всём многообразии его форм и бесконечности проявлений;
  • в узком — биосфера, т. е. «область жизни», земная оболочку, охваченная жизнью;
  • природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности (живая и неживая природа существовала задолго до появления человека).
Природа- естественная среда обитания человека

Природа- естественная среда обитания человека

На с.13 прочитайте отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».  Чему учит автор? Какие природные ресурсы и в каких целях использует человек? Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? К акая опасность в этом? Что делать, чтобы не было этой опасности?

На с.13 прочитайте отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».

  • Чему учит автор?
  • Какие природные ресурсы и в каких целях использует человек?
  • Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? К
  • акая опасность в этом?
  • Что делать, чтобы не было этой опасности?

Прочитайте в учебнике (с.13) отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы: какая проблема заявлена в рассказе? Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая? Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ. Какова наша личная ответственность перед окружающим миром?
  • Прочитайте в учебнике (с.13) отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы:
  • какая проблема заявлена в рассказе?
  • Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая?
  • Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ.
  • Какова наша личная ответственность перед окружающим миром?
Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом.   Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.   Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества.
  • Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом.

  • Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.

  • Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества.
Человек- венец природы?

Человек- венец природы?

Долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития.  На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции (см. с. 14-16 учебника) и в чём суть каждого аргумента? Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?
  • Долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития.

  • На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции (см. с. 14-16 учебника) и в чём суть каждого аргумента?
  • Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?
Во-первых, человек наделён разумом.   Во-вторых, он умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её, создавать нечто не существующее в природе.  В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей . Первая точка зрения Могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живёт по собственным законам, а природа — источник ресурсов для жизнедеятельности человека.
  • Во-первых, человек наделён разумом.

  • Во-вторых, он умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её, создавать нечто не существующее в природе.

  • В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали.

Человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей .

Первая точка зрения

Могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живёт по собственным законам, а природа — источник ресурсов для жизнедеятельности человека.

Человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.  Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.  Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.  В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли. Вторая точка зрения Земля без человека возможна? В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки.  За бездумное отношение уже сегодня человеку приходится расплачиваться.

Человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли.

Вторая точка зрения

Земля без человека возможна?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. За бездумное отношение уже сегодня человеку приходится расплачиваться.

 «Природа – мастерская» «Природа – храм» «Природа – злая стихия, с которой человек вступает в борьбу»
  • «Природа – мастерская»
  • «Природа – храм»
  • «Природа – злая стихия, с которой человек вступает в борьбу»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!