Просмотр содержимого документа
«Человек, общество, природа»
1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?
4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
5. Как проявляются способности человека?
6. Что такое самореализация человека?
7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
- Признаки, приобретаемые человеком на протяжении жизни
Способность защищаться; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье; определенный овал лица; способность передвигаться; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи
Человек, общество, природа
Три значения термина « природа » в философском понимании:
- в широком — всё сущее, весь мир во всём многообразии его форм и бесконечности проявлений;
- в узком — биосфера, т. е. «область жизни», земная оболочку, охваченная жизнью;
- природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности (живая и неживая природа существовала задолго до появления человека).
Природа- естественная среда обитания человека
На с.13 прочитайте отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
- Чему учит автор?
- Какие природные ресурсы и в каких целях использует человек?
- Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? К
- акая опасность в этом?
- Что делать, чтобы не было этой опасности?
- Прочитайте в учебнике (с.13) отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы:
- какая проблема заявлена в рассказе?
- Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая?
- Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ.
- Какова наша личная ответственность перед окружающим миром?
- Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом.
- Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
- Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества.
Человек- венец природы?
- Долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития.
- На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции (см. с. 14-16 учебника) и в чём суть каждого аргумента?
- Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?
- Во-первых, человек наделён разумом.
- Во-вторых, он умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её, создавать нечто не существующее в природе.
- В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали.
Человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей .
Первая точка зрения
Могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живёт по собственным законам, а природа — источник ресурсов для жизнедеятельности человека.
Человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.
Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.
В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли.
Вторая точка зрения
Земля без человека возможна?
В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. За бездумное отношение уже сегодня человеку приходится расплачиваться.
- «Природа – мастерская»
- «Природа – храм»
- «Природа – злая стихия, с которой человек вступает в борьбу»