СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чистые вещества и смеси

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности "Чистые вещества и смеси" рассчитано на учащихся 5-х классов ( 2 часа) в рамках пропедевтического курса "Экспериментариум"

Просмотр содержимого документа
«1»



1

2

3

4











1

2

3

4



Просмотр содержимого документа
«2- чайнворд»

Определите тему занятия!


А

Б

В

Г

Д

1

ы

г

о

л

е

2

б

ч

в

с

р

3

м

е

п

м

у

4

а

ж

и

щ

т

5

д

е

к

з

с


б-2 в-4 г-2 д-4 а-1 д-1

в-2 б-3 г-4 б-3 д-5 д-4 в-2 а-4

в-4

г-2 а-3 б-5 г-2 в-4


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«3- определения, таблица»

Задание № 1. Внимательно прочитайте 2 определения.

Чистое вещество - это вещество, имеющее постоянные физические свойства. Чистое вещество состоит только из частиц одного вида (дистиллированная вода, серебро, алмаз, сера)

Смесь - это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ. Смеси могут быть жидкими ( вода и растительное масло ), твердыми ( сплавы металлов), газообразными ( воздух – смесь газов: кислорода, водорода, азота, углекислого газа) и смешанными ( смесь твердого песка и жидкой воды)

Задание № 2. Заполните таблицу, вклеив в нужную колонку соответствующий признак

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

1.состав

постоянный

непостоянный

2.вещества

одно и то же вещество

разные вещества

3.физические свойства

постоянные свойства

непостоянные свойства

4.способы разделения

химические реакции


Физические методы ( осаждение, отстаивание, фильтрование




Просмотр содержимого документа
«4 практическая работа»

Практическая работа

« Изучение свойств простых и сложных веществ, смесей веществ»

  1. Возьмите чистый лист бумаги и положите его пред собой.

  2. Насыпьте на лист бумаги немного чистого вещества - серы и чистого вещества - порошка железа. Аккуратно перемешайте их стеклянной палочкой.

  3. Разделите полученную смесь на две части

  4. Пересыпьте вторую часть смеси на второй чистый лист бумаги.

  5. Первую часть смеси железа и серы аккуратно пересыпьте в стакан с водой, перемешайте жидкость стеклянной палочкой. Что вы наблюдаете? Какое вещество выпало на дно стакана? Какое вещество осталось на поверхности воды?

  6. Вторую часть смеси проверьте на магнитные свойства. Для этого проведите аккуратно магнитом под листом бумаги, на котором находится ваша сухая смесь. Что происходит с железной стружкой?

Вывод: какими физическими свойствами обладают чистые вещества - железо (металл) и сера ( неметалл)?



Просмотр содержимого документа
«занятие»

Занятие "Чистые вещества и смеси"

Цели занятия: ввести понятия “чистое вещество” и “смесь веществ”, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомить учащихся со способами разделения смесей.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение знаний о чистом веществе и смесях; классификации смесей

  • Рассказать о значении смесей в природе и жизни человека

  • Научить учащихся самих составлять смеси и правильно определять способы их разделения

  • Обеспечить закрепление умений растворять и перемешивать вещества

  • Выявить пробелы в формируемых умениях разделять смеси по физическим свойствам и компонентам

  • Создать условия для развития у учащихся умений формировать проблему и предлагать пути ее решения

  • Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать и делать выводы

Требования согласно программе:

Учащиеся должны:

  • Иметь представление о классификации смесей, об их значении в природе и жизни человека.

  • Знать определение понятия “смесь” и “чистое вещество”.

  • Уметь приводить примеры смесей, определять способы их разделения теоретически и проделывать их практически.

  • Уметь работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Методы проведения:

  • Рассказ с элементами беседы.

  • Самостоятельная работа учащихся в парах.

  • Практическая работа учащихся в парах.

Формирование УУД:

Личностные УД: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные УУД: целеполагание; постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.


Основные понятия: Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Газообразные, жидкие и твёрдые смеси. Способы разделения смесей.

Дидактические материалы: рабочие карточки для фиксации затруднения, для работы в группе, для индивидуальной самостоятельной работы (со сверкой по образцу) и для этапа рефлексии.

Организационный момент.

Добрый день уважаемые гости, ребята. Я попрошу вас сейчас выбрать карточку которая вам нравится. Пожалуйста, распределитесь в группы по номерам.

Прежде чем мы с вами начнем , давайте вспомним, что мы проходили на предыдущих занятиях.

  1. Что такое химия?

  2. Какие бывают вещества? ( что означает простое вещество, что такое сложное вещество. Приведите пожалуйста примеры)

  3. Какие физические свойства имеют все эти вещества?

  4. Какое вещество самое распространенное на Земле? Вода – это простое или сложное вещество?

  5. Всегда ли у воды одинаковые свойства?

  6. Можно ли изучать свойства этого вещества на примере морской воды?

Нет, т.к. вода может содержать минеральные соли, которые проявляют другие свойства, изменяя свойства воды в которой они растворены.

Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема занятия?

Для того, чтобы вы смогли четко сформулировать тему нашего занятия, я вам предлагаю решить чайнворд. На столах у вас есть подсказки:


А

Б

В

Г

Д

1

ы

г

о

л

е

2

б

ч

в

с

р

3

м

е

п

м

у

4

а

ж

и

щ

т

5

д

е

к

з

с

Б-2 в-4 г-2 д-4 а-1 д-1 чистые

в-2 б-3 г-4 б-3 д-5 д-4 в-2 а-4 вещества

в-4 и

г-2 а-3 б-5 г-2 в-4 смеси

Тема нашего занятия: «Чистые вещества и смеси». Попробуйте теперь сформулировать цель нашего занятия.

Цель: познакомиться с понятиями: «чистое вещество», «смесь веществ», раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомиться со способами разделения смесей.

Мы с вами начнем с самого определения. Давайте узнаем, чем чистое вещество отличается от смеси веществ.

Для этого я вам предлагаю выполнить 2 следующих задания: - вам нужно внимательно прочитать определения: что такое чистое вещество и что такое смесь веществ. И исходя из этих двух определений, вам нужно будет заполнить табличку, вклеив в нее соответствующий признак ( 10 мин)

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

  1. состав

постоянный

непостоянный

  1. вещества

одно и то же

разные вещества

  1. физические свойства

постоянные свойства

непостоянные свойства

  1. способы разделения

химические реакции

Физические методы ( отстаивание, фильтрование и т.д.)

Молодцы, вы правильно определили признаки чистых веществ и признаки смесей, а сможете ли вы определить какое вещество будет чистым, а какое вещество является смесью.

Я предлагаю вам продолжить табличку и распределить вещества на 2 колонки: в первую колонку вы помещаете только чистые вещества, а во вторую – только смеси веществ.

Каждой группе я даю по 5 разных картинок. Пожалуйста, посоветуйтесь и определите к какой группе веществ, принадлежит ваше изображение. И один из представителей вашей группы прикрепит их в соответствующую группу. ( 3 мин)

Давайте проверим :

Чистые вещества –

Смеси веществ -

Каких веществ у вас получилось больше?

В природе происходит то же самое – чаще встречаются смеси веществ, реже- чистые вещества. Состав смесей не бывает постоянным, а значит они могут проявлять разные физические свойства. И в этом мы с вами сейчас убедимся.

Мы выполним практическую работу, но для начала я вас попрошу сейчас пересесть в группы не по номеру, а по цвету вашей карточки.

Для выполнения практической работы вы воспользуетесь инструкцией, она лежит у вас на столе. Внимательно читаем и выполняем ( 10 мин.) Не забываем и про технику безопасности.

Практическая работа №1.

  1. Возьмите чистый лист бумаги и положите его пред собой.

  2. Насыпьте на лист бумаги немного чистого вещества- серы и чистого вещества - порошка железа. Аккуратно перемешайте их стеклянной палочкой.

  3. Разделите полученную смесь на две части ( пересыпьте вторую часть смеси на второй чистый лист бумаги)

  4. Первую часть смеси железа и серы аккуратно пересыпьте в стакан с водой, перемешайте жидкость стеклянной палочкой. Что вы наблюдаете? Какое вещество выпало на дно стакана? Какое вещество осталось на поверхности воды?

  5. Вторую часть смеси проверьте на магнитные свойства. Для этого проведите аккуратно магнитом под листом бумаги, на котором находится ваша сухая смесь. Что происходит с железной стружкой?

Сделайте вывод: какими физическими свойствами обладают чистые вещества: железо ( металл) и сера ( неметалл).

Давайте вместе выполним вторую часть работы.

Вы брали простые вещества: железо и серу. Физические свойства железа вы проверяли с помощью магнита, а физические свойства серы – с помощью воды.

А вчера провела химическую реакцию и получила для вас сложное вещество – сплавила железо и серу. Будет ли это вещество обладать подобными свойствами. Давайте проверим. Положите кусочек сульфида железа на лист бумаги и попробуйте проверить его магнитные свойства. Что вы видите?

Опустите этот кусочек вещества в стакан с чистой водой. Что происходит?

Т.е. смесь железа и серы уже не проявляет те свойства, которые были характерны для простых веществ.

Ребята, вы сейчас работали с твердой смесью веществ. А можно ли с помощью этого же магнита и воды рассмотреть физические свойства других смесей: жидких или смешанных, таких как:

  1. вода+ растительное масло

  2. вода+ речной песок

  3. вода+ соль



Но об этом речь пойдет уже на следующем занятии.

А сейчас я хочу познакомить вас с вашим домашним заданием. Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки Василиса Прекрасная: вечером Баба яга говорит Василисе: « …возьми мак, да очисти его от земли по зернышку». Нет ли в сказке проблемы, с которой мы сталкивались сегодня на занятии? Постарайтесь ее сформулировать и предложить пути ее решения. ( голуби)





Всегда ли людям нужны чистые вещества? Где мы с вами встречаемся в жизни с чистыми веществами, а где используем смеси?

Просмотр содержимого документа
«картинки»




Просмотр содержимого документа
«рефлексия»

Просмотр содержимого документа
«этикетки»

Железо

(простое вещество, металл)

Железо

(простое вещество, металл)

Железо

(простое вещество, металл)

Железо

(простое вещество, металл)

Сера

(простое вещество, неметалл)

Сера

(простое вещество, неметалл)

Сера

(простое вещество, неметалл)

Сера

(простое вещество, неметалл)

Сульфид железа (сложное вещество, получено при спекании простых веществ: железа и серы)

Сульфид железа (сложное вещество, получено при спекании простых веществ: железа и серы)

Сульфид железа (сложное вещество, получено при спекании простых веществ: железа и серы)

Сульфид железа (сложное вещество, получено при спекании простых веществ: железа и серы)



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

  А 1 ы Б 2 б 3 В г о Г ч 4 м л а в 5 е Д д ж п с е е м и р щ к у з т с б -2 в -4 г -2 д -4 а -1 д -1 в -2 б -3 г -4 б -3 д -5 д -4 в -2 а -4 в -4 г -2 а -3 б -5 г -2 в -4

 

А

1

ы

Б

2

б

3

В

г

о

Г

ч

4

м

л

а

в

5

е

Д

д

ж

п

с

е

е

м

и

р

щ

к

у

з

т

с

б -2 в -4 г -2 д -4 а -1 д -1

в -2 б -3 г -4 б -3 д -5 д -4 в -2 а -4

в -4

г -2 а -3 б -5 г -2 в -4

познакомиться с понятиями: «чистое вещество», «смесь веществ», раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомиться со способами разделения смесей.

познакомиться с понятиями: «чистое вещество», «смесь веществ», раскрыть значение смесей в природе и жизни человека, познакомиться со способами разделения смесей.

Чистое вещество - это вещество, имеющее постоянные физические свойства. Чистое вещество состоит только из частиц одного вида (дистиллированная вода, серебро, алмаз, сера) Смесь - это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ. Смеси могут быть жидкими ( вода и растительное масло ), твердыми ( сплавы металлов), газообразными ( воздух – смесь газов: кислорода, водорода, азота, углекислого газа) и смешанными ( смесь твердого песка и жидкой воды)
  • Чистое вещество - это вещество, имеющее постоянные физические свойства. Чистое вещество состоит только из частиц одного вида (дистиллированная вода, серебро, алмаз, сера)
  • Смесь - это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ. Смеси могут быть жидкими ( вода и растительное масло ), твердыми ( сплавы металлов), газообразными ( воздух – смесь газов: кислорода, водорода, азота, углекислого газа) и смешанными ( смесь твердого песка и жидкой воды)
Признаки сравнения Чистое вещество 1.состав 2.вещества Смесь 3.физические свойства 4.способы разделения    

Признаки сравнения

Чистое вещество

1.состав

2.вещества

Смесь

3.физические свойства

4.способы разделения

 

 

вечером Баба яга говорит Василисе: « …возьми мак, да очисти его от земли по зернышку».

вечером Баба яга говорит Василисе: « …возьми мак, да очисти его от земли по зернышку».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!