СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская конференция в 4 классе по повести В.Катаева "Сын полка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская конференция проводится с целью знакомства учащихся с жизнью сверстников в годы Великой Отечественной войны. Воспитание патриотизма и гордости за нашу страну, чувство долга перед Родиной - одна из главных задач конференции.

Просмотр содержимого документа
«Читательская конференция в 4 классе по повести В.Катаева "Сын полка"»

Читательская конференция

по повести В.Катаева «Сын полка»


Цель:

познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети вместе с взрослыми приближали Победу.


Задачи:

  • активизировать интерес ребят к истории Великой Отечественной войны;

  • максимально привлечь учащихся к обсуждению повести о подвиге сверстников в годы Великой Отечественной войны;

  • воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, одержавшую победу над фашистской Германией; чувство долга перед Родиной, дисциплинированность;

  • сформировать коллективное мнение ребят об обсуждаемой книге;


Оборудование: книга В.Катаева «Сын полка», портрет писателя, видеоролик «Сын полка (слова и музыка - Валериан ), рисунки детей к прочитанному произведению, высказывание А.Твардовского «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».

Ход мероприятия:

Учитель: У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц. До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне с взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет.

Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно – Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги.


Ученик 1 группы:

Горнили «к бою» трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.


Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать, а побеждать.


Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков страны.


…А нам не довелось играть в войну,

Не мы в неё – она играла с нами:

На фронт мы убегали пацанами,

С вагонов крыш смотрели на страну. (И.Пантюхов)

Ребята сидят по группам (3 группы).


Учитель: Ребята, вы познакомились с замечательным произведением В.П.Катаева «Сын полка». Скажите, вам интересно было читать эту повесть?

Прежде, чем перейти к обсуждению повести, несколько слов о писателе.


Ученик 2 группы: Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Пройдя две войны, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, … Но самая известная из них — повесть «Сын полка», написанная в 1944 году, а напечатанная впервые в феврале победного 1945 года.

Ученик 3 группы: Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана — голодного, злого и одичавшего — разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим.

Позже писатель ещё не раз сталкивался с подобными историями:


"Я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители".

Вопросы для обсуждения:

I.Блиц – опрос:

1.Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта? (Отец погиб на фронте в первые дни войны, деревню заняли немцы, мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка умерли с голоду. Всё хотел через фронт перейти).

2. Назовите фамилию мальчика, который был найден разведчиками в лесу в тылу немцев? (Солнцев)

3. Какое прозвище получил Ваня от разведчиков? ( Пастушок).

4.Что случилось с семьёй капитана Енакиева? (Мать, жена и сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев напали немецкие штурмовики).

5. За что сержант Егоров, по словам Горбунова, даст дрозда знаменитому разведчику ефрейтору Василию Биденко? ( За беспримерное происшествие, за то, что Биденко не довёз парнишку до штаба фронта - мальчишка удрал от него)

6. Кого напоминал Ваня-пастушок Биденко? ( Ваня-пастушок напоминал Биденко его самого в детстве). 
7. Каково первое правило настоящего разведчика? (Первое правило настоящего разведчика - лучше знать да молчать, чем знать да болтать). 

8. За каким занятием немецкий комендантский патруль застал Ваню, который расположился в дубовом кустарнике с компасом и букварём? (Ваня снимал план местности с речкой и новым мостом).

9. Когда Ваня понял, что отпираться невозможно и он пропал? (Когда на допросе он смотрел на обтрёпанный букварь, где поверх прописей и картинок, довольно толково была нарисована химическим карандашом схема реки с новым мостом и бродами).

10. Какую надпись в букваре видел Ваня при допросе, на которую капали сначала его слёзы, а потом кровь? (Это была надпись: «Рабы не мы. Мы не рабы»).
11.Кого первого увидел Ваня, выбравшись из немецкого блиндажа? Горбунова)

12.Что два года лежало у Горбунова на дне вещевого мешка и ждало своего часа? 
(Кусок душистого мыла, который не пожалел Горбунов для Вани). 
13.Какой первой солдатской науке обучил ефрейтор Биденко Ваню? (Биденко научил Ваню заворачивать портянки). 
14.Что за козырь был против разведчиков у орудийцев, к которым был прикомандирован Ваня в качестве запасного номера? (Баян, на котором играл знаменитый на всю дивизию баянист Сеня Матвеев, сержант, командир орудия).
15. Кто хотел усыновить и лично воспитать Ваню? ( Капитан Енакиев, командир батареи). 

16. Какую последнюю воинскую почесть просил командование оказать ему капитан Енакиев? (Капитан Енакиев просил командование оказать ему последнюю воинскую почесть похоронить не в Германии, а на родной, советской земле).
17.На прощание командир полка вручил Ване свёрток. Что было тщательно завёрнуто в газету «Суворовский натиск»? (Погоны капитана Енакиева, которые на прощание вручил Ване командир полка). 
18. Вопрос: Кто сопровождал Ваню Солнцева, названного сына капитана Енакиева, в суворовское училище? (Ефрейтор Биденко сопровождал Ваню в суворовское училище). 

II. Поисковое чтение (задание по группам)

1группа: Найдите и прочитайте, отрывок, где описывается каким нашли Ваню разведчики.
«Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна. В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обмётанными лихорадкой, воспалёнными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови»


2 группа: Ваня действовал как настоящий разведчик. Найдите этот отрывок.
«Таким образом, снарядившись по всем правилам, «пастушок» и стал действовать, как настоящий разведчик. Ваня делал не только это. Подражая разведчикам, он вёл самостоятельные наблюдения. Сопя и прилежно наморщив лоб, он возился с компасом, устанавливал азимут. На полях своего букваря он записывал каракулями какие-то, одному ему ведомые, ориентиры и цели. Наконец, он даже делал попытки снимать план местности. Коряво, но довольно верно он рисовал условными знаками дороги, рощи, реки, болота.»

3группа: Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?

«Но разведчики полюбили Ваню как – то слишком весело. Может быть, даже немножко легкомысленно. Они в шутку называли его своим сыном. Но вернее сказать. Он был для них не сыном, а младшим братишкой, озорным и забавным пареньком, внёсшим так много разнообразия в их суровую боевую жизнь.

Что же касается капитана Енакиева, то мальчик пробудил в его душе более глубокие чувства. Ваня растравил в его душе ещё не зажившую рану.»

III. Назовите героя повести по описанию.

1.«На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,как венец всего этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину»? (сын полка ефрейтор Вознесенский)

2. «…был горячий, нетерпеливый, смелый до дерзости…» (капитан Ахунбаев)

3. «…был при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как и подобает артиллеристу» (капитан Енакиев)

4. «…костистый великан с добродушным щербатым ртом и непременно длинными, как грабли, руками, по прозвищу Шкелет» (ефрейтор Биденко)

5. «…не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый, сибиряк с калёным румянцем на толстых щеках… по прозвищу Чалдон» (ефрейтор Горбунов)

6. «На ней была старая кротовая кофта с пучком матерчатых цветов на воротнике, вязаная, растянувшаяся на коленях юбка и серые резиновые сапоги. Белокурые волосы, круто завитые рожками, торчали над чересчур высоким и узким лбом… У неё были выпуклые жидко-голубые глаза с острыми зрачками»? (Фрау Мюллер) 

IV. Кому принадлежат эти слова:

«Не родился ещё тот человек, который ушёл от ефрейтора… так себе и заметь раз и навсегда» (Биденко)

«Ну, брат, кончено дело! Сняли с нашего пастушка крышу!» (Горбунову)

«Ты что – не понимаешь? На нас танки идут. Дурачок, тебя же здесь убьют. Беги!» (Енакиеву)

Итог

-Какая встреча укрепила желание Вани остаться на фронте? (Чтение по ролям – встреча с Вознесенским)

-Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии? (Спасти ему жизнь)

Отзыв на книгу.

Учитель: На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Война была везде: и на огненном фронте и в глубоком тылу и везде рядом с взрослыми сражались маленькие солдаты большой войны. Вечная им слава и память. (Видеоролик «Детство, опалённое войной»; «Сын полка» - Валериан)


И пусть каждый задаст себе вопрос: "А я смог бы поступить так?- и ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!