СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что? Где? Когда? по сказке Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра формирует познавательный интерес к литературе,внимательное и осознанное чтение произведений, развивает логическое мышление, внимательность,умение анализировать и обобщать, умение работать в команде и развивает речь учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Что? Где? Когда? по сказке Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"»

Девятая муниципальная читательская конференция «Чтение без границ…»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца.

Цели: формировать познавательный интерес к литературе, внимательное и осознанное чтение произведений, развивать логическое мышление, внимательность, умение анализировать и обобщать , умение работать в команде, развивать речь учащихся…

Оборудование: портрет Шварца, текст сказки, фрагмент фильма «Сказка о потерянном времени», музыка из «Что? Где ? Когда?»

Добрый день, участники игры, гости, болельщики и уважаемые члены жюри. Рада вас приветствовать в стенах школы №10. Сегодня у нас с вами интеллектуальная игра «Что Где? Когда?» по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца. В ходе игры каждая команда покажет «своё» знание текста и умение с ним работать. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри:

Часть заданий будет письменной, а часть -устной. Письменные задания вы будете выполнять на листочках. Жюри оценит правильность и полноту ваших ответов.

Наше мероприятие я начну словами Евгения Львовича Шварца: «Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, актеры, сторожа. А я вот – сказочник… И все мы люди нужные, необходимые…» Этот удивительный человек по-новому пересказал для нас старые сказки Андерсена и сочинил свои собственные, не менее увлекательные. В них показана жизнь простых девчонок и мальчишек в обычных ситуациях, где они преодолевают трудности, делают выбор между добром и злом, учатся любить, ценить друзей, дорожить родными и близкими, заботиться о них.

Сказка- это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом.

Ребята, давайте вспомним сказки Евгения Шварца. Какие, кроме «Сказки о потерянном времени», вы ещё знаете? Читали? ( «Два клёна», «Два брата», «Тень», «Обыкновенное чудо», «Рассеянный волшебник», «Клад», «Дракон», «Снежная королева», «Золушка», «Новые приключения Кота в Сапогах», «Голый король», «Принцесса и свинопас»…

А сейчас игра. Внимание , вопросы по «Сказке о потерянном времени».

1.Назовите школу, класс и любимое слово главного героя сказки- Петра Зубова.(Шк.№14, 3 класс, успею).

2.Взглянув в зеркало, Петя Зубов увидел, что он превратился… в кого? Какого? ( в высокого, худого, бледного старика с седой окладистой бородой, усами и лицом, покрытым морщинами).

3.О чем больше всего горевал Петя Зубов, став стариком? (… Мне даже пенсии не дадут- ведь я всего только три года работал. Да и как работал- на двойки да на тройки).

4.Опишите комнату злых волшебников .(Стол посреди комнаты, лампа керосиновая над столом, 4 табуретки вокруг стола, ходики на стене, сено в углу.)

5. Евгений Шварц в сказке обращает наше внимание на счёты, большие, окованные медью. Почему? (Волшебники ценят время. Счёты-это время. При помощи них они ведут учёт полученных летю)

6.Восстановите текст.

1)----------------, который понапрасну -------------- время, сам не замечает, как----------------. (Человек, который понапрасну тратит время, сам не замечает, как стареет).

2)Лучше------------------ немножко---------------------,чтобы потом его-----------------.(Лучше потратить немножко времени, чтоб потом его сберечь.)

Как вы понимаете эти высказывания?

7.Что нужно сделать ребятам, чтобы снова стать детьми? (Разыскать друг друга, прийти ровно в 12.00 ночи в избушку волшебников и повернуть стрелку ходиков на 77 кругов обратно).

8. По каким приметам Петя нашел ребят- стариков: Марусю Поспелову, Наденьку Соколову, Васю Зайцева? (Маруся Поспелова сидела на скамеечке, болтала ногами и выковыривала изюм из булочки. Играла в «Трёшки». Читала газету «Пионерская правда». Наденька Соколова играла в классики. Вася Зайцев висел на подножке трамвая №9, посвистывал, шапка лихо была надвинута на ухо).

9.Маруся Поспелова играла в «Трешки». Что это за игра? (Это игра с мячом. Мяч бросают в стену и ловят руками. Пока мяч летит, нужно сделать определенные движения Например, хлопнуть в ладоши или повернуться вокруг себя…Каждое движение повторять 3 раза.

10.Назовите фразеологизмы, встречающиеся в сказке, и объясните их значение. С какой целю их использует автор?

1)Пошел куда глаза глядят-в неопределенном направлении, неизвестно куда.

2)Терять понапрасну время-бездельничать.

3) Держать ухо востро-быть очень осторожным, осмотрительным.

4)Как сквозь землю провалился-исчез, скрылся куда-то.

5)И в ус не дует – не обращает никакого внимания.

6)Потерянное время-время ,потраченное без всякой пользы.

(Использует для того, чтобы мы более ясно, четко могли представить события , а также передает душевное состояние героев.)

11.Волшебники были уверены, что ребята не смогут вернуть своё время жизни. Почему? Что говорит каждый из них об этом? (Ольга Капитоновна говорит:

-Откуда им это знать?

Пантелей Захарович:

-Не придут они сюда к двенадцати часам ночи! Хоть на минутку, да опоздают.

Марфа Васильевна:

-Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не смогут-сразу собьются.

Сергей Владимирович(главный волшебник):

-Так-то оно так. А все-таки держите ухо востро.)

12.Какое природное явление помогло детям- старикам найти ночью волшебный дом в лесу?(Полная луна).

13. Что стало происходить с волшебниками, как только Петя протянул руку к стрелкам и закрутил их обратно, справа налево? (Волшебники вскочили. Но не могли сдвинуться с места. Потом начали расти, превратились во взрослых людей, стали дряхлеть, затем совсем исчезли).

--- Предлагаю посмотреть фрагмент из фильма «Сказка о потерянном времени» режиссера Александра Птушко(1.12.40.)

14.Какими словами завершается фильм и книга «Сказка о потерянном времени»? Какая важная мысль выражена в этих словах?

(Фильм: делу время, потехе час(пословица),книга: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)

--Время нельзя тратить бессмысленно, его надо беречь, ценить. Каждую минуту своей жизни нужно использовать на полезные дела. А человек, который тратит время впустую, стареет раньше времени.

15.А умеют ли ваши сверстники рационально (то есть разумно, осмысленно) использовать свое время? Что мешает им? К чему это приводит? Можно ли изменить ситуацию? (Виртуальные друзья, игры в телефоне ,забыли игры на свежем воздухе, проблемы со здоровьем, забыли про учебу… Но никогда не поздно изменить ситуацию…)

---Как говорил А. С. Пушкин, «сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

16.Чему же учит «Сказка о потерянном времени?»

1)Ценить время. Это наша жизнь. Тратить его на полезные дела: учебу, спорт… Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Планировать, не лениться, трудиться, чтобы оставить о себе добрую память.

2)Никогда не поздно взяться за ум и изменить свою жизнь.

3)Праздная ,пустая , бессмысленная жизнь «проглатывает» годы впустую.

3)Учит дружбе.

4)Уважать труд свой и чужой.

----Если человек занят каким- либо делом, то ему всегда не хватает времени. Поэтому нужно учиться свое время планировать, с ответственностью относиться к своей жизни, с малых лет делать что-то полезное, чтобы оставить добрую память о себе.

Всех благодарю за игру. Молодцы! Будем ждать результатов жюри, чтобы выявить лучшие команды.

Пока жюри подводит итоги, отгадаем загадки.

1).Вчера было, сегодня есть и завтра будет(время).

2).Не измерив- не узнаешь,

Но не зная- ощущаешь.

А порою убиваешь.(время).

3).Что летит быстрее мысли

И не имеет ни начала, ни конца?(время)

4).Идет, а без ног,

Летит, а без крыльев,

Не догнать, не остановить.( время).

5)Оно длиннее всего на свете- и короче.

Быстрее всего- и медленнее.

Самое дробное- и самое неразрывное.

Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без него ничего не может быть сделано.

Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много- дает возможность вздохнуть спокойно. Что это? (время).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!