СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое фонематическое восприятие?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое. Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих.

Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, Д.Б. Эльконин обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

 

Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
  • развитие умения делить слова на звуки;
  • развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Предложите малышу послушать звуки за окном: шум машин, дождя, пение птиц….

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало? 

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.  Игра "Жмурки". Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Нарисуй звук» Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Игра «Эхо» Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные фразы.

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно! Игра «Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

 

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Игра «Далеко — близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» — «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) — далеко — (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва  – Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки) Стали капли поспевать. Капля каплю догонять –  Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще). Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем (руки над головой).

Игра «В гору, с горки» Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх).

Используйте драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.

Например, спросите: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на аудио голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.   

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна ребятам, и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу, Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

— В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). — Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

IV этап – дифференциация слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

Игра "Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог. 

V этап – дифференциация фонем. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: "Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

— Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…». — Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра «Жук и комар» (звуки З и Ж).

комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс". Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.

При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»). Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений. «Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, [р-р-р-р] – дрожит под ладошкой, [ш-ш-ш-ш] – не дрожит; [з-з-з-з] – дрожит, [с-с-с-с] – не дрожит и т. д.

Игра «Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.  «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Этот этап имеет определённую последовательность:

1. Определение количества слогов в словах разной сложности.

2. Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного

звука.

3. Выделение из слога гласного, затем согласного звука.

4. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или

из предложения.

5. Определение места, количество, последовательности звуков в

слове.

6. Творческие задания (например, придумать слова с заданными

звуками).

«Игра – соревнование»

Кто больше придумает слов с заданным звуком. Попросите детей

найти предметы в комнате (на улице, в кабинете и т.д.), в названиях

которых есть тот или иной звук.

«Поймай последний звук в ладошку»

Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом,

произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

«Горлышко болит»

Произнести губами без звука всё слово, только последний звук

вслух.

«Светофор»

Определите место звука в слове (позиции). С этой целью

используется игра «Светофор». В начале обучения используются

кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если дети слышат

заданный звук в начале слова, то они поднимают красный кружок,

в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.

«Чудесный мешочек»

Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его,

определяет и произносит первый звук в слове.

«Поймай звук»

Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши), если

ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять

заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов.

«Рыбалка»

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и

другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и

начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную

рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком

отмечают правильный выбор.

«Подружи звуки»

Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка

назвать получившееся слово (слог). Например: [р], [а], [к] - рак.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих

первыми, по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на

заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой

(возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок

самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт

мяч дальше.

 «Найди картинки»

Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук. Звук

может стоять в начале слова, в конце, в середине.

Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной

картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов.

Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с

лексической темой.

Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды.

Одна команда собирает картинки, например, со звуком [с], другая

со звуком [ш]. Один игрок может взять одну картинку. Когда все

дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и

называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та

команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

 «Незнайка с кармашком»

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг

вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать

слова, соответствующие схеме.

Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. Или дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый. Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (сто…, …ампа, скака…ка ).

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

 

Литература:

1.Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха», 2.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», 3.Борякова Н.Ю., Косицина М.А. «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ОНР».

4.Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г 5.Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под ред. Боряевой Л.Б. и Логиновой Е.А.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

Просмотр содержимого документа
«Что такое фонематическое восприятие?»

Что такое фонематическое восприятие?

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, дифференциацию речевых и неречевых звуков, определение силы, тембра голоса и многое другое. Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих.

Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, Д.Б. Эльконин обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;

  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

  • осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.



Развитие фонематических процессов включает в себя:

  • развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;

  • развитие умения делить слова на звуки;

  • развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;

  • развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Предложите малышу послушать звуки за окном: шум машин, дождя, пение птиц….

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало? 

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. 
Игра "Жмурки". Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Нарисуй звук» Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Игра «Эхо» Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные фразы.

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно! Игра «Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.



II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Игра «Далеко — близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» — «близко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) — далеко — (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы: («Наши ноги ходили по дороге») или даже стихи:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва  –
Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять – 
Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (руки над головой).

Игра «В гору, с горки» Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх).

Используйте драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей.

Например, спросите: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?».

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детьми постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правила игры, могут играть самостоятельно.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на аудио голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит. 


III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна ребятам, и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу,
Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

— В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
— Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

IV этап – дифференциация слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

Игра "Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог. 

V этап – дифференциация фонем. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: "Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

— Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
— Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра «Жук и комар» (звуки З и Ж).

комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс". Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.

При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем нижеследующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»).
Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений.
«Почувствуй разницу». Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например, [р-р-р-р] – дрожит под ладошкой, [ш-ш-ш-ш] – не дрожит; [з-з-з-з] – дрожит, [с-с-с-с] – не дрожит и т. д.

Игра «Плюс и минус». На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.  «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Этот этап имеет определённую последовательность:

1. Определение количества слогов в словах разной сложности.

2. Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного

звука.

3. Выделение из слога гласного, затем согласного звука.

4. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или

из предложения.

5. Определение места, количество, последовательности звуков в

слове.

6. Творческие задания (например, придумать слова с заданными

звуками).

«Игра – соревнование»

Кто больше придумает слов с заданным звуком. Попросите детей

найти предметы в комнате (на улице, в кабинете и т.д.), в названиях

которых есть тот или иной звук.

«Поймай последний звук в ладошку»

Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом,

произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

«Горлышко болит»

Произнести губами без звука всё слово, только последний звук

вслух.

«Светофор»

Определите место звука в слове (позиции). С этой целью

используется игра «Светофор». В начале обучения используются

кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если дети слышат

заданный звук в начале слова, то они поднимают красный кружок,

в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.

«Чудесный мешочек»

Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его,

определяет и произносит первый звук в слове.

«Поймай звук»

Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши), если

ребенок услышит заданный звук. Рекомендуется выделять

заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов.

«Рыбалка»

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и

другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и

начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную

рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком

отмечают правильный выбор.

«Подружи звуки»

Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка

назвать получившееся слово (слог). Например: [р], [а], [к] - рак.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих

первыми, по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на

заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой

(возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок

самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт

мяч дальше.

«Найди картинки»

Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук. Звук

может стоять в начале слова, в конце, в середине.

Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной

картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов.

Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с

лексической темой.

Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды.

Одна команда собирает картинки, например, со звуком [с], другая

со звуком [ш]. Один игрок может взять одну картинку. Когда все

дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и

называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та

команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

«Незнайка с кармашком»

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг

вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать

слова, соответствующие схеме.

Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, Выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это- определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове, их количества.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. Или дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (сто…, …ампа, скака…ка ).

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка. Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!





Литература:

1.Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха»,
2.Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»,
3.Борякова Н.Ю., Косицина М.А. «Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с ОНР».

4.Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г
5.Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под ред. Боряевой Л.Б. и Логиновой Е.А.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!