Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо».
(Щукина Ирина Павловна, учитель математики высшей квалификационной категории, г.Мончегорск Мурманской области, МБОУ СОШ № 1 имени А.Ваганова)
Цель: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, знакомство с этикетом.
Задачи:
формирование у школьников основных нравственных правил;
развитие у школьников культурного наследия: культуры речи;
формирование у школьников правил этикета.
Подготовка к классному часу.
Анкетирование.
Анкета состоит из четырех вопросов.
Употребляете ли вы подростковый сленг в речи?
Считаете ли вы возможным употребление сленга в официальной речи, в средствах массовой информации?
Хотели бы вы, чтобы вокруг вас звучала речь с использованием сленга?
Став взрослыми, будете ли вы употреблять эти слова в речи?
В результате анкетирования были получены следующие результаты:
№ вопроса | да | нет | немного | не знаю |
1 | 22 | ─ | 1 | ─ |
2 | 12 | 10 | ─ | 1 |
3 | ─ | 21 | ─ | 2 |
4 | 1 | 18 | 3 | 1 |
Для инсценировок ученики сочинили на подростковом сленге письмо другу, разговор двух подружек, письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину, пересказ кинофильма «Аватар».
Ученики составили словарь подросткового сленга.
Дорогие ребята. Наш классный час называется «Что такое хорошо и что такое плохо». Он посвящен экологии языка как средству сохранения национальной нравственности и культуры. На этом классном часе мы познакомимся и с некоторыми правилами этикета. Проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно сделать вывод, что в обиходной речи вы часто употребляете подростковый сленг.
Ученик.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
Если бы не было речи, то не были бы известны ни добро, ни зло, ни истина, ни ложь, ни удовлетворение и ни разочарование. Речь делает возможным понимание всего этого. В последнее время в нашей речи появилось большое количество иностранных слов. Это и не удивительно: за прошедшие 25 лет были открыты границы не только для людей, но и для иностранных слов. Но, к сожалению, в обыденной жизни, особенно среди подростков, мы часто услышим речь, которая называется сленгом. Неужели русский язык, такой великий, красивый оскудеет, и мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки – людоедки, высмеянной Ильфом и Петровым. Её словарный запас составлял около 30 слов.
Оказывается, можно обходиться и таким скудным набором слов, даже ещё меньшим.
Ученик.
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь.
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса!
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь –людское чудо –
Не скудела в наши дни!
Мы попробуем сегодня, хотя и в гротескной форме, показать, на каком уровне общаются некоторые подростки при встречах, в Контакте, и даже в давно забытом виде общения – эпистолярном, т.е. в письмах. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня посмотрели на себя со стороны. И я надеюсь, определите: что же такое хорошо, и что такое плохо.
Представьте себе встречу двух подружек…
Сценка №1. Диалог двух подружек.
Диалог двух учениц на подростковом сленге.
Конечно, к такому разговору хорошо бы ещё и переводчика рядом поставить («переводчик» переводит диалог).
Люди сейчас редко пишут друг другу письма – времени не хватает, да и интернет под боком. А жаль…Хорошее, доброе письмо, полученное, например, от друга, согреет в трудную минуту, достаточно его только перечитать.
Письмо современного подростка может быть, например, таким…
Сценка №2. Письмо подруге.
Ученица читает письмо подруге на подростковом сленге.
Одно из самых знаменитых писем классики – это письмо, написанное Татьяной Лариной к Евгению Онегину в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Вот как оно могло бы выглядеть сегодня…
Ученица читает переделанное письмо.
Малява от Танюхи к Онегину
Я тусанула вам маляву!
Что тут еще соображать?
Теперь, вы можете, в натуре,
Меня как хочешь облажать.
Но вы, мою судьбу – кантовку
Не парафиня никогда –
Не офоршмачите меня.
Сперва замолкнуть я хотела.
Поверьте, я бы никогда
Не раскололась бы, увы,
Когда бы я, в натуре, знала,
Что редко, хоть в неделю раз,
В деревне видеть буду вас.
Послушаем это письмо в оригинале.
Ученица читает письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину.
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Такие Письмена переживут века.
Этот год указом нашего президента В.В. Путина объявлен годом культуры. Конечно же, человек должен быть культурным не один год, а всегда. Культура человека начинается с малого: как он одет, как здоровается, как ведёт себя в общественных местах. А учит нас правилам поведения этикет. Не надо путать со словом этика. На первый взгляд – это слова-близнецы. И правда , они рассказывают нам, как себя вести. Но этикет – правила поведения в обществе, умение общаться с людьми, а этика – наука о главных ценностях человека. Она изучает всё, что мы с давних времён признаём хорошим и добрым, чему хотели бы следовать и какими хотели бы стать.
Общение людей начинается с приветствия друг друга. Рассмотрим необходимые правила этикета, которые при этом надо соблюдать каждому культурному человеку.
Ученик.
Повседневный этикет включает в себя то, как Вы себя ведете на протяжении дня: набор определенных действий, общение с людьми, поведение на улице, в здании и т.д.
Когда Вы кого-нибудь приветствуете, не делайте этого автоматически, небрежно: Вы можете обидеть того, кому адресовано приветствие. Даже когда Вы равнодушны к человеку, или он Вам не симпатичен, Вы обязаны быть приветливым, непринужденным.
Ученик.
При приветствии нужно каждый раз учитывать конкретные обстоятельства, иметь в виду, кого Вы приветствуете и где.
В общественных местах: в магазине, на улице, в парке всегда следует здороваться с теми, кого Вы даже очень плохо знаете, или даже знаете только имя. То есть обменялись кивком головы и пошли дальше, каждый в свою сторону.
Сценка №3.
Выходят два ученика и проигрываются две ситуации: они здороваются по правилам этикета (словесно и кивком головы).
Ученик.
Вполне уместно приветствовать абсолютно незнакомых людей, если Вы вместе с ними поднимаетесь или опускаетесь в лифте своего дома, встречаетесь на лестничной площадке, в купе железнодорожного вагона.
Ученик.
Когда обгоняете кого-либо на лестнице или в коридоре – обязательно извинитесь. Если Вы видите, что кто-то прячет глаза, пытается спрятаться, чтобы не здороваться с Вами, сделайте вид, что не заметили его. Если по какой-либо причине Вы не успели ответить на приветствие, или оно было невнятным, то при следующей встрече извинитесь и объясните, что произошло.
Представьте себе подъезд в вашем доме…
Сценка №4.
Один ученик обгоняет другого…
Ученик.
Никогда не стоит выжидать, чтобы с вами поздоровались первыми. Если знакомый – Вам ровесник и у него нет формальных оснований первым Вас приветствовать. В таких случаях более вежлив тот, кто первым поздоровался.
Первым здоровается тот, кто младше, мужчина с женщиной, подчиненный с начальником. Если же здороваются за руку, все наоборот.
Сценка №5. Обыгрывается данная ситуация.
Ученик.
Всегда надо смотреть в глаза тому, с кем здороваетесь. Не нужно проявлять демонстративное неуважение, держа руки в карманах. При приветствиях, обычно, говорят: «Здравствуйте!».Не стоит произносить это слово нечетко, небрежно, сквозь зубы. Не стоит использовать жаргонные приветствия, на подобии: «приветик», «салютик» и др.
Сценка №6. Обыгрывается данная ситуация.
Из отношений между девочками и мальчиками, к сожалению, исчезает романтика, исчезает понятие «ухаживание». Рассмотрим поведение мальчика по отношению к девочке в некоторых ситуациях с точки зрения этикета.
Сценка №7. «Поход в театр».
Выходит мальчик и девочка в верхней одежде.
Обратите внимание. Мальчик должен находиться слева, т.е. он предлагает девочке правую руку. Как вы думаете, почему? Чем же левая рука хуже? (Шпага крепилась всегда слева, так ее в один миг можно было вытащить из ножен правой рукой)
Всем известно, что театр «начинается с вешалки». Мальчик помогает девочке снять пальто. После представления он помогает ей одеть пальто. Мальчик и девочка уходят.
Ученик.
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Похоже, этот герой пушкинского романа ведет себя весьма неучтиво.
Помните, если ваше место в середине ряда, беспокоить сидящих в последний момент неудобно и требует извинений. Сидящие, в свою очередь, не ждут, пока их попросят, а сами встают, увидев идущих между креслами зрителей. Вежливых людей, которые встали, необходимо поблагодарить. Проходить нужно лицом к сидящим, садиться бесшумно. Оба подлокотника занимать невежливо: один из них принадлежит твоему соседу.
В нашей школе ежегодно проходит областное мероприятие « Мы приглашаем вас на бал…»,где мальчики танцуют с девочками.
Сценка №8. Приглашение на танец.
Мальчик приглашает девочку на медленный танец. Танцуют. Мальчик провожает девочку на место.
Вы компанией ходите в кафе. И здесь надо уметь себя правильно вести.
Сценка №9. Кафе.
Мальчик и девочка подходят к столу, он помогает ей сесть. В это время за соседним столом две подружки обсуждают меню на подростковом сленге. Девочка и мальчик комментируют услышанное. Подружки с шумом, уронив стулья, уходят. Мальчик помогает девочке выйти из-за стола. Уходят.
Наш классный час подходит к концу…
Сценка №10.
В класс вбегает растрепанный ученик: « Подождите! Подождите! Я такой фильм смотрел! Закачаетесь!» Он начинает рассказывать на подростковом сленге. После рассказа спрашивает, о каком фильме шла речь. («Аватар»).
Народная мудрость гласит: «Человека встречают по одёжке, а провожают по уму». Но не только по одёжке встречают человека: а по его манере разговаривать, по его речи. Культура может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных обстоятельствах.
Выходят четыре ученика.
Ученик.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если ты нуждаешься в твердой опоре –
(Вместе)
Выучи русский язык!
Ученик.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
(Вместе)
Выучи русский язык!
Ученик.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
Ученик.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь
Не страшно остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
(Вместе)
Навеки!
Как вы думаете, зачем мы провели классный час по такой теме?
Ученики отвечают.
Всем спасибо!
9