Бригадно-лабораторный метод обучения - это способ планирования учебно-воспитательной работы, предполагающий ее организацию посредством разделения учащихся на группы для выполнения разнообразных задач в определенные сроки.
2. Бригадно-лабораторный метод представлял собой разновидность далтон-плана. Его особенностью являлось сочетание коллективной работы всего класса с бригадной и индивидуальной работой. Бригадой называлась часть класса – группа из нескольких человек. В далтон-плане бригадная форма не предусматривалась, что и было главным отличием бригадно-лабораторной системы обучения от обучения по далтон-плану.
3. При использовании бригадно-лабораторной системы обучения на общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, которые распределялись между бригадам, а также устанавливались сроки выполнения и обязательный минимум работы. Затем каждая бригада работала над выполнением задания, за которое перед учителем отчитывался лидер – бригадир.
4. Лабораторный метод обучения имеет следующие достоинства использования:
Базируется на принципах коллективизма, что положительно сказывается на разностороннем и расширенном восприятии познавательной информации;
Индивидуальный подход, лежащий в основе метода обучения, помогает развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся;
Положительное воздействие на познавательный процесс коллективного обсуждения и разрешения научных задач;
Развивает навыки самоконтроля и развивает товарищеский контроль, что в итоге делает учебно-воспитательную работу более результативной;
Развивает активность в обучения, исключая стандартное пассивное усвоение знаний;
5. Однако, метод не был лишен и недостатков. К ним можно отнести следующие:
Коллективные формы обучения исключают индивидуальную проработку научного материала, поскольку организация занятия и участие в его звеньях учащихся является формальным;
Разделение учащихся на группы – бригады часто приносит отрицательный эффект в работе, связанный с тем, что группы мешают друг другу работать, подрывают дисциплину;
Развитие познавательной активности не всегда охватывает весь коллектив. Пассивные учащиеся смиряются со своим положением и не стремятся его исправить, трудно поддаваясь педагогическому воздействию;
Возможна перегрузка учащихся большими объемами заданий, непосильными для их способностей.
6. Бригадное обучение было основано на следующих принципах:
Принцип оценки образования, в качестве основы процесса социализации подрастающего поколения, при котором осуществляется формирование опыта сотрудничества и взаимодействия;
Принцип приоритета личности учащегося. Каждый учащийся рассматривается, как исключительный, неповторимый объект, являющийся высшей ценностью общества;
Принцип деятельности. учебно-воспитательный процесса базируется на основе определенного направления деятельности, имеющегося важное воспитательное значение и способствующая развитию личности;
Принцип приоритета общения в учебном процессе;
Принцип применения активных форм и приемов в организации учебно-воспитательной работы;
Принцип формулирования содержания образования на основе постановки проблем, его взаимосвязь с жизнедеятельностью;
Принцип ориентации на индивидуальные особенности личности каждого учащегося;
Принцип организации образовательной деятельности на основе коллективных форм обучения;
Принцип организации эффективного сотрудничества между педагогом и учащимися;
Принцип применения практического подхода к профессиональному образованию.
7. В результате в начале 1930-х гг. школы СССР вновь перешли на "дореволюционную" классно-урочную систему обучения, а использование бригадно-лабораторного метода было ограничено.
В настоящее время в российских школах сохранились элементы бригадно-лабораторного обучения: на уроках бригадная форма используется для организации групповой работы учащихся, а бригадно-лабораторный метод находит применение во внеурочной работе.