Сегодня мы будем изучать…А вот что? Разгадайте ребус………
Правильно, в ребусе спряталось слово «почва». Именно о ней и о её свойствах мы и поговорим.
Почва - это верхний, рыхлый плодородный слой земли, на котором растут разнообразные растения. Их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть. В почве живут многочисленные микроскопические организмы: бактерии, почвенные водоросли Можно обнаружить мелких животных, споры и семена растений.
Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах, которая называется почвоведение и доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
Василий Васильевич говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются минеральные соли, которые необходимы растениям. Растениями питаются животные. Останки растений и животных попадают в почву и превращаются в перегной. Так перемещаясь по кругу из почвы в растения, из растений в тела животных и снова в почву. Учёные этот процесс называют круговоротом веществ в природе. Этот процесс обеспечивает главное свойство почвы – ее плодородие. От плодородия зависит рост растений и урожай.
Значит, плодородной можно назвать почву, которая обладает достаточным количеством питательных веществ для растений, которые на ней растут. Самая плодородная почва называется черноземом. Она имеет до одного метра перегноя, а самой бедной считают подзолистую почву, слой перегноя у неё всего 2-3 сантиметра. В средней полосе России преобладают почвы толщиной от 10 до 30 сантиметров.
Чтобы изучить состав почвы, мы проделаем ряд опытов,
По ходу работы мы должны сделать выводы и заполнить схему.
Опыт 1. Изучение внешнего вида почвы. Необходимо выяснить, однородна ли почва?
Возьмите почву и рассмотрите ее под лупой. Что вы наблюдаете?......
В почве есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых, камешки песок.
Вывод: почва неоднородна. Заполняем схему - почва неоднородна……..
Опыт 2. Необходимо выяснить, есть ли в почве воздух?
Положите в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдайте, что происходит…...
Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Заносим в схему: воздух…..
Опыт 3. Определим, из каких частей состоит почва?
Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться. Что мы наблюдаем?....
Песок и глина опустились на дно стакана, а на поверхности воды плавает перегной.
Значит, в почве есть песок, глина и перегной……
Следующий опыт наблюдаем (его проводит учитель).
Опыт 4.Определяем соли.
Профильтруем воду, в которой находилась почва, и несколько капель этой воды поместим на чистое стекло. Подержим стекло над огнем. Что вы наблюдаете?......
После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Как вы думаете, что это такое?...
Правильно.
Это минеральные соли, которые находятся в почве и могут растворяться в воде. Запишем это в схему….
Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микроорганизмов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Наблюдаем опыт 5.
Возьмем пробирку с почвой и нагреем ее. Что появилось на холодном стекле пробирки…….
Мы видим капельки воды, значит, в почве есть вода. Запишем это в схему….
Рассмотрим схему, которую мы заполнили и сделаем вывод.
Почва состоит из песка, глины, перегноя. В почве содержатся минеральные соли, вода и воздух.
|