СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое доброта?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час. "Что такое доброта?" (Урок этической грамматики)

Просмотр содержимого документа
«"Что такое доброта?"»

МБОУ «Лицей № 35»








КЛАССНЫЙ ЧАС








ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?



(УРОК ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ)







СОСТАВИЛА: КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

6 А КЛАССА

ТИХОНОВА И.Н.







2016 год.


Цели: 1) помочь задуматься над самим собой;

2) включить ребят в совместную деятельность;

3) выработать собственные взгляды и суждения

по этическим проблемам.

Задачи:

1) формирование нравственного отношения к жизни;

2)дать понятие о «доброте» и «красоте»; раскрыть бесконечную многоликость этих

понятий.

Наглядность: выставка книг по этике «Мудрость доброты», плакаты, грамзапись симфонии

Моцарта и других музыкальных произведений, выставка картин.

Ход мероприятия

«Хочу красоты и всего хорошего».

М.Горький.

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

Н.Рубцов.

1) Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня мы с вами проводим очередной классный час этической грамматики.

Тема его – Что такое доброта?

Эпиграфом взяты слова великого русского писателя А.П.Чехова:

«В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Начнём с того, что во все времена люди хотели быть красивыми. Что только они не делали для этого: чернили зубы и прокалывали мочки ушей, делали на теле разные рисунки, нежными бамбуковыми палками протыкали губы, а в нос надевали блестящие кольца. А не было ли это больно? Что поделаешь, красота требует жертв. В настоящее время делают пластические операции, чтобы устранить какие-нибудь дефекты? «Как я выгляжу? Нравлюсь ли я другим? – вот вопросы, которые чаще всего задаёт себе каждый человек. Порой, забывая о главном. В одной из школ города Петропавловска – на - Камчатке прошёл диспут о красоте. Проводилось анкетирование. Так вот одна девочка (назовём её Таня) написала: «Не обязательно, чтобы у человека была красивая внешность. Я бы не хотела иметь подругу с красивой внешностью, потому что такие девочки хвалятся своей красотой. Бывает, что человек внешне некрасив, зато добрый, порядочный, сердечный».

- А вы согласились бы с мнением Тани?

А вот мнение мальчика Игоря: «Если человек любит трудиться, готов помочь другому в трудную минуту, я считаю его красивым. Здесь не важно, во что он одет, и какое у него лицо. Если они красивы, то это не помешает, конечно, но мне по душе люди добрые, отзывчивые.

- В этих словах есть правильные и основательные мысли. Злой ленивый самолюбивый, пустой, никчемный человек может быть очень стройным и красивым. И наоборот малопривлекательный внешне человек может быть добрым, отзывчивым, душевным. Таким образом, правы те, кто считает, что красота – это богатый внутренний мир, доброе и смелое сердце, душевность.

Сейчас мы с вами познакомимся с одной проблемной ситуацией. (Ученик читает текст).

«… Они шли небольшой весёлой стайкой, то, сбиваясь в кучу, то, рассеиваясь веером вдоль улицы. Мальчишки как всегда, немного задирали девочек, и те грозились, правда не очень страшно «треснуть» тех по «горбине» портфелем, всё это сопровождалось весёлыми криками, смехом, шутками.

Знакомая картина – дети возвращались из школы. Лишь одна девочка не участвовала в этой весёлой суматохе. Красивая, тщательно одетая, она шла с независимым видом, не обращая ни на кого внимания. Её не трогали. Знали: её трогать нельзя. Других девочек можно. Они покричат, побегают с поднятыми над головой портфелем и тут же забудут. А эта кричать не станет, только взглянет – и присмиреешь. Но, убегая от занесённого над головой пузатого портфеля, Генка нечаянно толкнул её локтем. Та резко остановилась, глаза её сверкнули гневно и холодно.

- Ну, ты, оборванец, - тихо и медленно сказала она. – Чего пристаёшь? У вас мать вечно чахнет, а скоро совсем умрет, я знаю…

Она хорошо рассчитала свой удар, эта красивая, аккуратно одетая девочка. Ударила парнишку в самое больное место. Мать у Генки действительно часто и подолгу болела. Весёлый и бойкий парнишка на глазах сник, опустил голову и поплёлся, как старичок, еле волоча ноги…»

- Можно ли после такого поступка назвать эту девочку красивой? Почему? А доброй? Как можно назвать её поведение в данной ситуации? (Безнравственным).

- А можно ли считать красивым и добрым безнравственного человека? Нет, конечно.

Справедливо заметил один из персидских поэтов XV века:

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой.

Над этим тоже не мешает подумать. Ребята внимательно посмотрите на эти портреты. Нежность. Чистота, доброта, гордость. Кто они? Это не важно, в их лицах, в их глазах – искромётная мысль. Это делает их привлекательными. Послушайте стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет».

(Звучит стихотворение, затем романс Заболоцкого «Очарована, околдована».)

Очень красивые стихи. Поэт видит в окружающем и в человеческой душе не одни только светлые стороны, но он преисполнен веры в то, что доброе и прекрасное в силах одолеть любые преграды. «Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда, песня, быль или исповедь заблудшего, - оно всегда оказывалось не только формой разговорной или поэтической речи, но и созданием какого-то особого мира. А значит, проявилось главное, что есть в человеке, - способность к творчеству новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра». – Так писал в своих воспоминаниях потом М.Горький.

Внешность, доброта – и это очень важно, влияет на внутренний мир, чувства, настроение и даже на характер человека.

А сейчас попробуйте объяснить, как вы понимаете такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, чуткость, деликатность. На дом вы получили задание посмотреть и найти в словарях определение таким словам как: доброта, отзывчивость, чуткость.


Доброта – это отзывчивость, чуткость и деликатность по отношению к другому.


Отзывчивость – умение увидеть и понять состояние другого человека.


Деликатность – умение не заметить чужого промаха, неловкости, оплошности, физических недостатков, ненавязчиво помочь в затруднительном положении.



Следующим заданием было: найти противоположные им понятия:


1.Злость, 2.Вражда, 3.Ненависть.


Прослушайте ещё одно очень поучительное стихотворение.

Чтец.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго – добро,

От злого зло родиться

Добро, сколь ни было б мало оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.


Вопросы для обсуждения:

1) Как вы понимаете это стихотворение?

2) Что вы думаете по этому поводу?

Учитель.

Ещё одно задание, которое было предложено вам сделать – это подбор пословиц о доброте и красоте, например:

1) Суди о человеке не по красоте одежды, а по красоте души.

2) По красоте встречают – по уму провожают

3) Внешне хороша, да в жизни тяжела.

4) Суди о человеке не по красоте одежды, а по красоте души.

5) Не одежда красит человека, а его добрые дела.

6) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

7) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

8) Добрые слова дороже богатства.

9) Не хвались серебром, а хвались добром.

10) Кто добро творит, тому бог отплатит.

11) В ком добра нет, в том и правды мало.

12) Не ищи красоты – ищи доброты.



Учитель.

Сделаем выводы:

Умение видеть прекрасное в малом: в травинке, в цветочке, в красоте луга, леса - это тоже большой человеческий дар. И способен увидеть эту красоту только человек с красивой, доброй душой.

Поэт Эдуард Межелайтис утверждал: «Стать человеком – большая работа». Давайте же будем много работать над собой, чтобы гордо нести это звание – «Человек».

А в заключении послушаем ещё одно стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе ленится!»

Спасибо всем.

Звучит симфония № 40 Моцарта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!