формировать представления о разнообразии социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе
раскрыть некоторые основания для классификации социальных норм; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм (правил этикета или любых других).
называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; традиций, ритуалов и др.; объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета, санкции.
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности учебной деятельности.
Этап урока | Деятельность учителя | Электронные ресурсы / другие ресурсы | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые предметные результаты | УУД |
1.Актуализация и пробное учебное действие Цель: организационный момент | Приветствие | | Настраиваются на урок, готовят нужные материалы | | | Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности. Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками. |
2.Мотивация к учебной деятельности Цель: обозначить проблемный вопрос. | Создаю проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков и ставится цель. | | Слушают учителя. Осмысливают цель урока. Отвечают на вопросы. | - Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? В каких сферах жизни общества они встречаются? - Сформулировать понятие «социальная норма». - Определить характер социальных норм по степени обязательности | Примерные ответы. | Личностные: формирование адекватной самооценки. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Формулирование темы. Целеполагание и планирование работы Цель: подведение учащихся к формулированию темы и цели | Начинаю вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомни» учебника. | Учебник параграф 1, тетрадь | Выполняют задание в учебнике с помощью обсуждения | Предлагаю прочитать стр.8 учебника и дать определение понятию «правило» | Определяют тему урока и формулируют учебную задачу. Читают учебник и дают определение понятию «правило». | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение. Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы |
4.Выявление трудностей Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Предлагаю познакомиться с таблицей «Виды социальных норм» | Учебник, презентация, тетрадь | Работают в парах, обсуждают примеры социальных норм, запись в тетради | Придумать свои примеры социальных норм | •Предписывающие – желательно мыть руки перед едой, желательно не есть вредную пищу; •Запрещающие – нельзя переходить дорогу на красный цвет светофора, нельзя выбрасывать мусор на улицу; •Нормы-правила – соблюдение дресс-кода, ковыряться в носу неприлично и т.п.; •Нормы ожидания: опаздывать на встречи нельзя, сначала нужно дать людям выйти из транспорта, а потом заходить самому; •Формальные: статья Конституции, федеральный закон об образовании; •Неформальные: этикет – нельзя ставить локти на стол, нужно здороваться с соседями. Свои примеры правил этикета. Варианты решения задачи. Записывают в тетради новое определение «Санкции» | Познавательные: извлечение необходимой информации из текста владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, делают вывод. Коммуникативные: оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают речь других Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия |
5. Разработка плана по решению трудностей. Цель: построение и фиксация нового знания. | Предлагаю рассмотреть картинки на слайде или в учебнике Предлагаю выполнить задание в учебнике «В классе и дома» Предлагаю вопрос к обсуждению «Что можно считать хорошими манерами?» | Учебник, параграф 1, презентация, тетрадь | Рассуждают, о том какие правила этикета нарушены Обсуждают в парах, предлагают варианты решения. Обсуждают в группах, предлагают варианты ответов. | Объяснить какие правила этикета нарушены на картинках Задание №3 в учебнике. «Что можно считать хорошими манерами?» | Свои примеры правил этикета. Записывают новое определение «Этикет». Варианты решения задачи. Записывают в тетради новое определение «Санкции». В обществе хорошими манерами считаются скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми | Личностные: осознают свои возможности в учении. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество. Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Предлагаю рассмотреть картинку (приложение 1) | Презентация | Рассматривают картинку, предлагают решение проблем, показанный на ней. | Разобраться, как не стоит вести себя в учебном заведении и обсудим, какими манерами должен обладать каждый из вас, чтобы не попасть в неприятную ситуацию | Варианты ответов | Личностные: самоопределение. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. |
7.Включение в систему знаний и повторение Цель: применение нового знания в ходе фронтальной работы | Предлагаю ответить на вопрос в учебнике «В классе и дома» Предлагаю решить задачу в учебнике «В классе и дома» | Учебник, презентация | Читают задания, обсуждают, дают ответ. | Задание №2. Определить, о какой социальной норме идет речь. Задание №4. Перевести на современный язык отрывок из книги Петра Первого. | Речь идет о нормам-правилах ( помощь в текте). Варианты ответов. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели урока и его результатов; самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Подвожу итоги. Задаю наводящие вопросы. «Зачем нужны правила поведения?» Какие выводы по уроку можете сделать? -Над какими вопросами мы работали? - Что нового вы узнали на уроке? - Что получилось? - В чём испытывали трудности? | Презентация | Подводят итоги, делают вывод из поставленного вопроса. Читают памятку со слайда. | Сделать вывод о проделанной работе. | | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания. Регулятивные: оценивают свою работу. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
9. Домашнее задание Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагаю творческое задание и параграф 1: -познакомиться с правилами поведения в интернете ( учебник, параграф 1) - составить на отдельном листе собственную памятку правил поведения в интернете. | | Записывают домашнее задание в дневник | | | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: понимают и принимают учебную цель и задачу. |
Приложение 1.