Урок 9-10. 9 класс.
Учитель Брух Т.В.
Дата: ________
Тема урока: «Программирование линейных алгоритмов».
Цели:
предметные - знание общих сведений о языке программирования Паскаль; первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных;
метапредметные - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных;
2) рассмотреть основные возможности работы программы линейного алгоритма;
4) сформировать умение записывать на языке программирования линейные алгоритмы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з
1) 2) 3)
Решение:
1) WRITE((3*(0.7+2.5))/SIN(30));
2) WRITE((COS(30)+SQR(2))/SIN(3.1+23)+0.4);
3) WRITE((ABS(COS(30))+1)/SQR(SIN(13))+SQRT(12.5));
2) Тест «Понятие алгоритма. Исполнитель»
1. Последовательность действий, выполнение которых приводит к конечному результату - ...
блок-схема
алгоритм
программа
оператор
2. Изображение алгоритма с помощью специальных блоков называется ...
блок-схемой
алгоритмом
программой
оператором
3. Алгоритм, в котором выполнение команды зависит от выполнения условий, называется ...
линейным
циклическим
разветвляющимся
вспомогательным
4. Алгоритм, отдельные действия которого многократно повторяются, называется...
линейным
циклическим
разветвляющимся
вспомогательным
5. Алгоритм, в котором исполнитель выполняет одну команду за другой в порядке их следования, называется…
линейным
циклическим
разветвляющимся
вспомогательным
6. Некое логическое выражение, принимающее значение “Да” или “Нет”, — это ...
блок
алгоритм
программа
условие
7. Блок условия изображается ...
овалом
прямоугольником
ромбом
параллелограммом
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
b | a | c | b | a | d | c |
3. Теоретические сведения.
Языки программирования – формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный, вещественный, символьный, строковый, логический.
В программе, записанной на языке Паскаль, выделяют:
1) заголовок программы (рrogram - программа);
2) описание используемых данных (var - переменная; integer - целое число; real - вещественное число);
3) программный блок (описание действий по преобразованию данных: begin - начало; read - читать, write - писать, end – конец).
4. Практическая часть. Решение задач «Программирование линейных алгоритмов»
1) По заданным координатам точек А и В вычислите длину отрезка АВ.
Подсказка: Расстояние d между точками А( xa, ya) и В( xb, yb) выражается формулой :
Выполнить программу для исходных данных:
xa = 2; ya = 1; xb =10; yb = 7.
а)
program _n3;
var xa, ya, xb, yb: real; ab: real;
begin
write ('xa=');
readln (xa);
write ('ya=');
readln (ya);
write ('xb=');
readln (xb);
write ('yb=');
readln (yb);
ab:= sqrt(sqr(xa-xb)+sqr(ya-yb));
writeln ('|AB|=', ab:4:1);
end.
|AB|= 10.0
2) Известны длины сторон треугольника a, b, c. Напишите программу, вычисляющую площадь этого треугольника (по формуле Герона).
Выполнить программу для исходных данных:
a= 3, b = 4, c = 5.
program _n4;
var a, b, c: real; p: real; s: real;
begin
write ('a=');
readln (a);
write ('b=');
readln (b);
write ('c=');
readln (c);
p:= (a+b+c)/2;
s:= sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
writeln ('S=', s:4:1);
end.
S= 6.0
3) Математическая модель: расстояние на плоскости между двумя точками
M1(x1, y1) и M2(x2,y2) вычисляется по формуле: S= ( x2 - x1 )2 + ( y2 - y1 )2
program example1;
uses crt;
var x1, x2, y1, y2: integer;
d:real;
begin
write('x1= '); readln(x1);
write('y1= '); readln(y1);
write('x2= '); readln(x2);
write('y2= '); readln(y2);
d:=sqrt(sqr(x2–x1)+sqr(y2–y1));
writeln('d=',d);
readkey
end.
4) Составить программу нахождения тригонометрических функций:
M = cos2 a + tgb + e-g
Program primer;
Usescrt;
VarM,al,bt,gm:real;
Beginclrscr;
Writeln(‘введитезначенияal, bt, gm ’);
Readln(al,bt,gm);
M:=sqr(cos(al))+sin(bt)/cos(bt)+exp(-gm);
Writeln(‘M=’,M:8:2);
Readkey
End. 5)Вычислить значение выражения у=15х2+8х-9; число х вводится с клавиатуры |
6) | |
5. Домашнее задание.