Урок изобразительного искусства в 4 классе, УМК «Перспектива» (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова)
Тема: Древо жизни – символ мироздания
Цель: Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.
Оборудование:
Для учителя: презентация по теме урока.
Для учеников: ½ ватмана, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера;
готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.
Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи).
Ход урока
1.Организационный этап.
Ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Поздоровайтесь с гостями.
2.Введение в тему.
Начинаем наш урок.
- Ребята! Послушайте меня внимательно и догадайтесь, о чём я говорю.
(Учитель читает: … - многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону)
- Дерево относится к живой или неживой природе?
- Мы живём в окружении леса, из нашего окна прекрасный вид. Скажите, есть ли жизнь на дереве, а возле дерева?
- Как связать эти два слова: дерево, жизнь? Кто может предположить тему нашего урока?
- Правильно ребята тема нашего урока образ дерева, взятый в более широком смысле этого слова: «Древо жизни – символ мироздания» (слайд – тема урока)
- Какие слова вам незнакомы и непонятны?
- Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания?
Мироздание – это невообразимо огромная система видимых и невидимых для нас миров, совершенно разных по своей природе. Все миры связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. (Слайд)
Ещё раз прочитайте тему урока.
- Как вы думаете - каким будет творческое задание по теме? (изображение деревьев, создание древа жизни)
3.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала
Учитель демонстрирует слайды с изображением деревьев. Пять деревьев – Дуб, Берёза, Сосна, Осина и Ель – являются пятью столпами - символами нашего мироздания.
- Как вы думаете, какое значение имел лес и дерево в жизни человека?
- А что люди получали от дерева?
Образ древа жизни встречается у многих народов. С самых древних времен к дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной он искал защиту, питался его плодами, использовал древесину для строительства и обогрева жилища, изготовления инструментов и предметов обихода. Славяно - руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, человек выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.
Итак, ребята! Что является одним из древнейших созданий природы, с которым человек так крепко дружен? (дерево)
Структура древа складывается из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу.
4.Динамическая пауза.
Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт)
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
5.Первичное закрепление изученного материала.
В искусстве образ дерева один из любимых мотивов. Это древнейший символ, с его помощью передаётся представление о структуре мира. Полюбуемся произведениями живописцев, графиков и мастеров декоративно – прикладного искусства, в произведениях которых главным героем является дерево. (И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, А. Мунхалов)
Ответы на вопросы учителя:
- почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?
- какое отношение к деревьям выражают в своих произведениях художники?
- что символизирует образ дерева в народном сознании? (представление о структуре мира)
В каких работах художников, по – вашему мнению, древний символ мира выражен ярче? (учащиеся называют работы художников)
- отличается ли картина мира в сознании современного человека от представлений предков? (или: продолжают ли жить традиции почитания дерева в наши дни?)
- каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?
6.Практическое задание
(Работа в группах)
Обучающимся раздаются по 1/ 2 ватмана. Каждой группе дается задание изобразить древо жизни по представлению:
1группа - Руслан и Людмила (У Лукоморья дуб зеленый…)
2 группа - Сказка о царе Салтане (ель во дворце князя Гвидона)
3 группа – аппликация (ваше видение древа жизни)
4 группа – Представьте, что вы художники – мультипликаторы и вам надо создать своё древо при помощи фломастеров и цветных карандашей.
(Все группы могут использовать дополнительный подручный материал: бабочки, пчёлы, фигуры животных и т.п.)
Взаимооценка: оцените друг друга (!, +)
7.Рефлексия
- Что мы создавали сегодня на уроке? (древо жизни)
- Почему образ дерева является древнейшим символом окружающего мира? (с его помощью передаётся представление о структуре мира)
- Если вам понравился урок, вы узнали что – то новое, повесьте на веточку нашего дерева жёлтый лист, если не всё было понятно – зелёный.
8. Домашнее задание.
Подготовить защиту своих творческих работ.