Просмотр содержимого документа
«Д.И.Фонвизин "Недоросль"(фрагмент урока литературы).»
Задание
Разработайте фрагмент урока литературы (один или два его этапа), через который вы покажите формирование у обучающихся способности
аргументировать свое суждение конкретными примерами из текста комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Кратко опишите методические приемы и цели их использования.
Социальная и нравственная проблематика комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" (фрагмент урока, формирующий у обучающихся способности аргументировать своё суждение конкретными примерами из текста комедии).
Для работы взято 2 явление 4 действия: Стародум и Софья о том, какими качествами должен обладать дворянин, что позволит на уроке выйти на выражение авторской позиции в комедии.
Цель: выявить авторскую позицию в комедии, установить равенство достойный дворянин = гражданин.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование гражданской позиции, развитие морального сознания, формирование нравственных чувств.
Предметные: выявить авторскую позицию, аргументировать своё мнение и оформлять его, интерпретировать текст в схему.
Метапредметные: организовывать сотрудничество с одноклассниками и с учителем, работать в группе.
В данном фрагменте представлен приём смыслового чтения фишбоун. Он направлен на развитие критического мышления учащихся. Составление фишбоун помогает раскрыть для понимания проблемную тему, подобрать аргументы из текста для подтверждения своего мнения и выражения авторской позиции через диалог Стародума и Софьи. В схеме определён идеальный образ дворянина, по мнению Стародума (в слова которого автор вложил свои представления о достойном сыне отечества): достойный дворянин должен служить своему отечеству, жертвуя личными интересами. К такому выводу после работы по составлению схем Фишбоун (1)- Стародум и Фишбоун (2) - Софья смогут выйти учащиеся. Работа по составлению схем организуется в группах. Применение данного метода помогает обосновать ответ, аргументировать его примерами из текста (представлено в приложении).
Вывод по проделанной детьми работе на данном этапе урока: в диалоге Стародума и Софьи рождается образ достойного дворянина, который должен служить отечеству. Это и является выражением авторской позиции о том, что достойный дворянин=гражданин.