СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Д.Лондон "Любовь к жизни" Урок-размышление

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урое-размышление. Обучение чочинению-рассуждение. Внеклассное чтение

Просмотр содержимого документа
«Д.Лондон "Любовь к жизни" Урок-размышление»

Что такое  любовь  к жизни? По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»

Что такое любовь к жизни?

По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»

« Джек был от природы добр, безрассудно щедр — воистину друг из друзей, король славных малых... У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце...  Не комнатный житель, а человек вольных просторов — словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды ».

« Джек был от природы добр, безрассудно щедр — воистину друг из друзей, король славных малых... У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце...  Не комнатный житель, а человек вольных просторов — словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды ».

Б о л е е 5 0 к н и г…

Б о л е е 5 0 к н и г…

 Успех в жизни и на литературном поприще дался Джеку Лондону нелегко. Но, обладая редким упорством и жизнелюбием, он сумел добиться многого. Он не был писателем-затворником, хотя систематически и много работал. Лондон жил заботами и тревогами своего времени, его фантастика откликалась на вопросы эпохи, а порой была попыткой заглянуть в будущее. И до сих пор тревожно звучат написанные им почти сто лет назад строки из поэмы: Будущий человек! О! Кто может о нем что-либо сказать? Может быть, он вдребезги разобьет нашу землю Во имя воинственной игры. Может быть, он швырнет смерть через небосвод. Будущий человек! Он сможет метнуть звезды, Впрячь кометы и пересечь пространства меж планет.  ( Виль  Быков )

Успех в жизни и на литературном поприще дался Джеку Лондону нелегко. Но, обладая редким упорством и жизнелюбием, он сумел добиться многого. Он не был писателем-затворником, хотя систематически и много работал. Лондон жил заботами и тревогами своего времени, его фантастика откликалась на вопросы эпохи, а порой была попыткой заглянуть в будущее. И до сих пор тревожно звучат написанные им почти сто лет назад строки из поэмы:

Будущий человек! О!

Кто может о нем что-либо сказать?

Может быть, он вдребезги разобьет нашу землю

Во имя воинственной игры.

Может быть, он швырнет смерть через небосвод.

Будущий человек! Он сможет метнуть звезды,

Впрячь кометы и пересечь пространства меж планет.

( Виль  Быков )

 Жизнь - странная вещь. Много я думал, долго размышлял о ней, но с каждым днем она кажется мне всё более непонятной. Почему у нас такая жажда жизни? Ведь жизнь - это игра, из которой человек никогда не выходит победителем. Жить - это значит тяжко трудиться и страдать, пока не подкрадется к нам старость, и тогда мы опускаем руки на холодный пепел остывших костров. Жить трудно. В муках рождается ребенок, в муках старый человек испускает последний вздох, и все наши дни полны печали и забот. И всё же человек идёт в открытые объятия смерти неохотно, спотыкаясь, падая, оглядываясь назад, борясь до последнего. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно! (Д.Лондон)

Жизнь - странная вещь. Много я думал, долго размышлял о ней, но с каждым днем она кажется мне всё более непонятной. Почему у нас такая жажда жизни? Ведь жизнь - это игра, из которой человек никогда не выходит победителем. Жить - это значит тяжко трудиться и страдать, пока не подкрадется к нам старость, и тогда мы опускаем руки на холодный пепел остывших костров. Жить трудно. В муках рождается ребенок, в муках старый человек испускает последний вздох, и все наши дни полны печали и забот. И всё же человек идёт в открытые объятия смерти неохотно, спотыкаясь, падая, оглядываясь назад, борясь до последнего. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно!

(Д.Лондон)

Аляска сравнительно недавно стала американским владением. До 2-ой половины 19 века она принадлежала России и лишь в 1867 году была продана США за 7,5 миллионов долларов. В те времена это была пустынная малозаселённая территория, на которой жили индейцы и эскимосы и небольшое число белых. Открытие золота в конце 90-ых годов и начавшаяся золотая лихорадка резко изменили картину: на Аляску двинулись тысячи людей, на реку Клондайк, на Берингово море и в Ледовитый океан.

Аляска сравнительно недавно стала американским владением. До 2-ой половины 19 века она принадлежала России и лишь в 1867 году была продана США за 7,5 миллионов долларов. В те времена это была пустынная малозаселённая территория, на которой жили индейцы и эскимосы и небольшое число белых. Открытие золота в конце 90-ых годов и начавшаяся золотая лихорадка резко изменили картину: на Аляску двинулись тысячи людей, на реку Клондайк, на Берингово море и в Ледовитый океан.

Экстремальная ситуация:  (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация:

(от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Какие эпизоды рассказа вы считаете главными и почему?    1.Вместе с Биллом.  2.Предательство Билла.  3.Одиночество и страх в пути.  4.Поединок с волком.  5.Путь к кораблю.  6.Спасение.

Какие эпизоды рассказа вы считаете главными и почему?

1.Вместе с Биллом.

2.Предательство Билла.

3.Одиночество и страх в пути.

4.Поединок с волком.

5.Путь к кораблю.

6.Спасение.

  • Какими автор показывает нам героев?
  • Почему Билл бросил товарища?
  • Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е. есть смысл жить.

Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа Дж. Лондона. Посмотрите на начало рассказа. Какими автор показывает нам героев? (Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали.  «устали и выбились из сил, лица выражали “терпеливую покорность”, “плечи оттягивали тяжелые тюки”, “шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз”, говорят “равнодушно”, голос “звучит вяло”). Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища? (Приложение 1[Слайд 7 ]).

  ( Один из них попадает в беду, а другой - Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь).

Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

Билл ушёл, но главное - для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. (Найдите и зачитайте) («… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть”).

Вывод: И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е. есть смысл жить.

Формулируем тему урока:

«О чём можно сказать в коротком рассказе»? - Давайте посмотрим на иллюстрацию и предположим, о чём будет этот рассказ (о путешествиях).

- О чём говорит название рассказа? (о привязанности человека к жизни).

  • Исходя из биографии Джека Лондона, предположим, какой сюжет будет содержать рассказ (экстремальную ситуацию).
  • Попробуем доказать, опираясь на текст произведения, экстремальность сложившейся ситуации. Для этого составить план ≪хождения по мукам≫ героя рассказа.

 

  • Герой попадает в сложную ситуацию. В чем сложность его положения?
  • Что, по вашему мнению, самое страшное для человека? Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один
  • Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство
  • Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный? Но герой не сдается, стремится к своей цели, преодолевая трудности.

Герой попадает в сложную ситуацию. В чем сложность его положения? -Неизвестность; -Боль (вывих ноги); - Голод -Одиночество . Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека? - Одиночество - неприятное чувство. Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один:   (“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.) Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите) («Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха») Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. "Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни тр авы - ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха". Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный? (Для усиления горестного состояния человека). Но герой не сдается, стремится к своей цели, преодолевая трудности.

Что приходится преодолевать герою?

  • Эпизод со спичками.
  • Боль.
  • Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем.

На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

  • Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? (находят и зачитывают эпизоды) Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом). Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью). Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом). Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд») На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

  • Какими показаны волк и человек?
  • Человек пытается выжить! Только ли человек? Что символизирует волк?
  • Что помогло человеку одержать победу над животным?
  • А что такое сила духа?
  • Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?

Вывод: благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх. Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? ( докажите)

  (Пересказ фрагмента «Победа волка над человеком » «Победа волка над человеком » ) Какими показаны волк и человек? - клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу; -человек ждёт и сжимает челюсть волка; - другая рука хватает волка; -волк подмят под человека; -человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.

Человек пытается выжить! Только ли человек? – Зверь тоже. Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк? (Это символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти. )

Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа). А что такое сила духа? (Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков). Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему? Вывод: благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх. Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? ( докажите.)

  • Охота на куропаток.
  • Встреча с лисицей, с медведем .
  • Эпизод с костями.

Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям?

  • расчетливость
  • терпение
  • рассудок
  • б есстрашие
  • сила воли

Что (кто) придало силы духу человеку?

  Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, - голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик. Встреча с лисицей, с медведем . “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен …” . Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

Найдите слова автора, прямо называющие человека животным? “Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть! Эпизод с костями: “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.

И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это? (Эпизод с Биллом).

просмотрите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения? (Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).

Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Подтвердите свои слова фрагментами из текста.  (расчетливость (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, с золотом, путь к кораблю: “ Он сел и задумался о самых неотложных делах… ” ; терпение (в борьбе с волком, с голодом); рассудок (“ желудок словно уснул ”, но наш герой все равно продолжает искать себе пищу, что им движет? - разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть); “По временам рассудок мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат”, “ Шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед”. - Бесстрашие; -сила воли.

Что (кто) придало силы духу человеку? (Цель, близость цели: сначала это был Билл, потом корабль). Учитель: Мы видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той “терпеливой покорности”, какую мы видели в начале рассказа, не осталось и следа: пусть двадцать шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед.

Р. Рождественский  Если б только люди жили вечно,  Это было бы бесчеловечно…  Как узнать, чего ты в жизни стоишь?  Как почуять, что такое риск?  В море броситься? Так не утонешь!..  На костер взойти? Так не сгоришь!..  Поле распахать? Потом успею…  Порох выдумать? А для чего?!.  Наслаждались бы ленивой спесью  Пленники бессмертья своего.  Ничего они бы не свершили!  Никогда б не вылезли из тьмы…  Может, самый главный стимул жизни  В горькой истине, что смертны мы.  прослушайте стихотворение Р.Рождественского и определили: какая связь стихотворения и рассказа? Какая смысловая связь стихотворения и рассказа Д. Лондона “Любовь к жизни”?  (В стихотворении и рассказе авторы решают вопрос жизни и смерти, стимул жизни - смерть, человек борется со смертью, ради того, чтобы жить, преодолевая порой невозможное).

Р. Рождественский

Если б только люди жили вечно, Это было бы бесчеловечно… Как узнать, чего ты в жизни стоишь? Как почуять, что такое риск? В море броситься? Так не утонешь!.. На костер взойти? Так не сгоришь!.. Поле распахать? Потом успею… Порох выдумать? А для чего?!. Наслаждались бы ленивой спесью Пленники бессмертья своего. Ничего они бы не свершили! Никогда б не вылезли из тьмы… Может, самый главный стимул жизни В горькой истине, что смертны мы.

прослушайте стихотворение Р.Рождественского и определили: какая связь стихотворения и рассказа? Какая смысловая связь стихотворения и рассказа Д. Лондона “Любовь к жизни”? (В стихотворении и рассказе авторы решают вопрос жизни и смерти, стимул жизни - смерть, человек борется со смертью, ради того, чтобы жить, преодолевая порой невозможное).

Мытарства героя рассказа 1. «...я вывихнул ногу!» 9. «Наступили страшные дни дождей и снега». 8. Встреча с медведем. 7. Золото брошено. 10. Солнце и корабль среди блистающего моря. 2. Билл ушёл. 15. «Его мучил страх, что еды не хватит». 6. Попытки добыть пищу. 11. Волк и человек. 3. «Он ничего не ел уже два дня, но ещё дольше он не ел досыта». 14. Из последних сил к кораблю. 5. Пустыня не отнимет золота! 4. Ночь у костра. 12. «Да, Билл его бросил, но он не возьмёт золота». 13. Человек убивает волка.

Мытарства героя рассказа

1. «...я вывихнул ногу!»

9. «Наступили страшные дни дождей и снега».

8. Встреча с медведем.

7. Золото брошено.

10. Солнце и корабль среди блистающего моря.

2. Билл ушёл.

15. «Его мучил страх, что еды не хватит».

6. Попытки добыть пищу.

11. Волк и человек.

3. «Он ничего не ел уже два дня, но ещё дольше он не ел досыта».

14. Из последних сил к кораблю.

5. Пустыня не отнимет золота!

4. Ночь у костра.

12. «Да, Билл его бросил, но он не возьмёт золота».

13. Человек убивает волка.

  • Чем привлекает жизнь героя рассказа?
  • В чем смысл рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»?

Обобщающие вопросы: Как вы думаете, почему рассказ назван “Любовь к жизни”? - Любовь к жизни помогает герою выжить. Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?” Учитель: Как Вы понимаете эти слова? ( «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней». Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

Учитель: Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему? Какие уроки можно извлечь из этого произведения?

Вывод. «Любовь к жизни» - это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное - преодолел себя, свой страх, свою боль.

К следующему уроку Как постепенно меняется описание героя? Зачем автор уделяет внимание его внешности? Какую роль в рассказе играет пейзаж? Почему Джек Лондон подчёркивает тот факт, что герой бросил своё золото, единственное, ради чего приехал сюда, и не взял золота Билла? В чём смысл жизни для героя рассказа?

К следующему уроку

  • Как постепенно меняется описание героя? Зачем автор уделяет внимание его внешности?
  • Какую роль в рассказе играет пейзаж?
  • Почему Джек Лондон подчёркивает тот факт, что герой бросил своё золото, единственное, ради чего приехал сюда, и не взял золота Билла?
  • В чём смысл жизни для героя рассказа?
Ведь такова Жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть – уснуть. Смерть – это значит конец, покой. Почему же тогда мне не хочется умирать? Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”  Учитель: Как Вы понимаете эти слова?  ( «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».  Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

Ведь такова Жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно.

Умереть – уснуть.

Смерть – это значит конец, покой.

Почему же тогда мне не хочется умирать?

Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?” Учитель: Как Вы понимаете эти слова? ( «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней». Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

 Как же он будет смеяться над Биллом, если это Билл, если эти бело-розовые кости - всё, что осталось от Билла?

Как же он будет смеяться над Биллом, если это Билл, если эти бело-розовые кости - всё, что осталось от Билла?

Ценность человеческой жизни завязкой  Какие эпизоды текста можно назвать развитием действия кульминацией?

Ценность человеческой жизни

завязкой

Какие эпизоды текста можно назвать

развитием действия

кульминацией?

  • Почему герой рассказа расстаётся с золотом, ради которого, судя по всему, приехал в эту «беспредельную и страшную пустыню»?
  • Сразу ли он это делает? Почему?
  • Что помогло герою выжить? И что привело к гибели Билла?
  • Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»?

Почему герой рассказа расстаётся с золотом, ради которого, судя по всему, приехал в эту «беспредельную и страшную пустыню»?

- Сразу ли он это делает? Почему?

- Как вы объясните, что человек проходит некие этапы: (сохранил; разделил и спрятал; высыпал половину на землю; выбросил)? Как называется тот процесс, который происходит в душе героя? (переоценка ценностей)

- Какие вещи (предметы) человек считает для себя более важными?

(обрывок одеяла, жестяное ведёрко и ружьё)

- Для чего в рассказ введено сопоставление «волк-человек»?

(Работа в группе. Чертим таблицу в три колонки, в одну вписываем качества человека, в другую – волка. Называем те качества, которые отличают человека)

- Что помогло герою выжить? И что привело к гибели Билла?

(добавляем в третью колонку качества Билла (смог бросить, предать, имел большую тягу к деньгам)

- Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»?

(В группе ещё раз вспоминаем признаки рассказа, говорим о его многозначности. Делаем вывод: Джек Лондон говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию)

- Что движет человеком в его единоборстве с судьбой?

(Индивидуальная работа. Составляем кластер, аргументируя каждое записанное качество цитатой. Например: желание выжить, нежелание умирать («Это сама жизнь в нём не хотела умирать и гнала его вперёд»)

– Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете, почему?

(Предполагаем ответ)

- Предположите варианты окончания рассказа: герой донёс золото до корабля; герой не добрался, погиб в дороге. Какова бы тогда была тональность рассказа?

(Тогда это была бы совершенно другая история. В первом случае – о человеческой удаче, во втором – о том, что стихия сильнее человека)

- Есть ли параллели между героем рассказа и самим Джеком Лондоном? (конечно же – есть, это – отношение к жизни, желание бороться до конца в любых обстоятельствах)

- Давайте поработаем в парах. Один ищет цитаты в пользу жизни, другой – в пользу смерти. Затем сопоставляем. По ходу сопоставления отвечаем на главный смысловой вопрос: в чём ценность жизни для героя рассказа.

 

  • Работаем по вариантам . Один ищет цитаты в пользу жизни, другой – в пользу смерти. Затем сопоставляем . По ходу сопоставления отвечаем на главный смысловой вопрос: в чём ценность жизни для героя рассказа.
  • Как постепенно меняется описание героя? Зачем автор уделяет внимание его внешности? Можно ли сказать, что человек покорился судьбе? Почему?

Почему герой рассказа расстаётся с золотом, ради которого, судя по всему, приехал в эту «беспредельную и страшную пустыню»?

- Сразу ли он это делает? Почему?

- Как вы объясните, что человек проходит некие этапы: (сохранил; разделил и спрятал; высыпал половину на землю; выбросил)? Как называется тот процесс, который происходит в душе героя? (переоценка ценностей)

- Какие вещи (предметы) человек считает для себя более важными?

(обрывок одеяла, жестяное ведёрко и ружьё)

- Для чего в рассказ введено сопоставление «волк-человек»?

(Работа в группе. Чертим таблицу в три колонки, в одну вписываем качества человека, в другую – волка. Называем те качества, которые отличают человека)

- Что помогло герою выжить? И что привело к гибели Билла?

(добавляем в третью колонку качества Билла (смог бросить, предать, имел большую тягу к деньгам)

- Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»?

(В группе ещё раз вспоминаем признаки рассказа, говорим о его многозначности. Делаем вывод: Джек Лондон говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию)

- Что движет человеком в его единоборстве с судьбой?

(Индивидуальная работа. Составляем кластер, аргументируя каждое записанное качество цитатой. Например: желание выжить, нежелание умирать («Это сама жизнь в нём не хотела умирать и гнала его вперёд»)

– Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете, почему?

(Предполагаем ответ)

- Предположите варианты окончания рассказа: герой донёс золото до корабля; герой не добрался, погиб в дороге. Какова бы тогда была тональность рассказа?

(Тогда это была бы совершенно другая история. В первом случае – о человеческой удаче, во втором – о том, что стихия сильнее человека)

- Есть ли параллели между героем рассказа и самим Джеком Лондоном? (конечно же – есть, это – отношение к жизни, желание бороться до конца в любых обстоятельствах)

- Давайте поработаем в парах. Один ищет цитаты в пользу жизни, другой – в пользу смерти. Затем сопоставляем. По ходу сопоставления отвечаем на главный смысловой вопрос: в чём ценность жизни для героя рассказа.

 

 Какую роль в рассказе играет пейзаж?  Итак, мы видим, что физическое состояние героя на протяжении рассказа ухудшается. Его врагом является и природа : человек противостоит не только хищникам, но и ужасной погоде. Но затем, не сломив человека , природа даёт ему шанс : появляется солнце, становится тепло и человек видит корабль и ползёт к нему из последних сил. Больной человек оказался сильнее больного волка. В честном единоборстве он победил. Он сумел превозмочь слабость и страх, а Билл не сумел и погиб. Впрочем, Билл с самого начала был слаб: он слишком боялся за свою жизнь и бросил товарища. Наш герой отказывался верить в предательство, иначе он не смог бы выжить. Он бросил своё золото и не взял золота Билла не потому только, что не мог его нести, но и потому, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни. Он сохранил самое ценное, что имел .

Какую роль в рассказе играет пейзаж?

Итак, мы видим, что физическое состояние героя на протяжении рассказа ухудшается. Его врагом является и природа : человек противостоит не только хищникам, но и ужасной погоде. Но затем, не сломив человека , природа даёт ему шанс : появляется солнце, становится тепло и человек видит корабль и ползёт к нему из последних сил. Больной человек оказался сильнее больного волка. В честном единоборстве он победил. Он сумел превозмочь слабость и страх, а Билл не сумел и погиб. Впрочем, Билл с самого начала был слаб: он слишком боялся за свою жизнь и бросил товарища. Наш герой отказывался верить в предательство, иначе он не смог бы выжить. Он бросил своё золото и не взял золота Билла не потому только, что не мог его нести, но и потому, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни. Он сохранил самое ценное, что имел .

От каких жизненных привязанностей герою пришлось избавиться,  чтобы сохранить саму жизнь?   Привязанности Любовь  к деньг ам Уныние Гнев Любовь к еде Ненависть

От каких жизненных привязанностей герою пришлось избавиться, чтобы сохранить саму жизнь?

Привязанности

Любовь

к деньг ам

Уныние

Гнев

Любовь

к еде

Ненависть

 Любовь к жизни в рассказе ценна не сама по себе. Человек стремиться не просто выжить, а остаться при этом человеком. «Человек способен на многое,» - говорит писатель. Сила его духа не знает границ. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Сильных духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек».

Любовь к жизни в рассказе ценна не сама по себе. Человек стремиться не просто выжить, а остаться при этом человеком. «Человек способен на многое,» - говорит писатель. Сила его духа не знает границ. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Сильных духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек».

О рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни»  Рассказ «Любовь к жизни» - гимн упорству и мужеству человека, торжествующими над обстоятельствами. Главным в рассказе является мотив товарищества, человеческого братства. В экстремальных условиях севера люди могут выжить , только освободившись от эгоизма, ожесточенности и недоверия друг к другу. Благородная чистота,бескорыстие человеческих отношений – вот то «золото», которое ищут на Клондайке любимые герои Лондона.

О рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни»

Рассказ «Любовь к жизни» - гимн упорству и мужеству человека, торжествующими над обстоятельствами. Главным в рассказе является мотив товарищества, человеческого братства. В экстремальных условиях севера люди могут выжить , только освободившись от эгоизма, ожесточенности и недоверия друг к другу. Благородная чистота,бескорыстие человеческих отношений – вот то «золото», которое ищут на Клондайке любимые герои Лондона.

В чем смысл названия рассказа «Любовь к жизни»?   а) жизнь дороже всего на свете,  б) остаться в живых и вернуться за золотом,  в) остаться в живых и отомстить другу .

В чем смысл названия рассказа «Любовь к жизни»?

а) жизнь дороже всего на свете, б) остаться в живых и вернуться за золотом, в) остаться в живых и отомстить другу .

 Почему Д.Лондон не дает имени главному герою, называет его «он», «человек»?  а) он не знает его имени,  б) он пишет о своем друге,  в) герой силен духом, таких людей много, он не одинок

Почему Д.Лондон не дает имени главному герою, называет его «он», «человек»?

а) он не знает его имени,

б) он пишет о своем друге,

в) герой силен духом, таких людей много, он не одинок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!