Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Ц е л и: углубить знания о деепричастиях совершенного и несовершенного вида; учить их различать; совершен- ствовать навыки грамотного письма.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые пришли посмотреть, как мы с вами умеем трудиться. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.
- Проверка домашнего задания.
Упр.206. Форма работы Учащиеся задают вопросы о непонятном и сомнительном в написании слов из текста упражнения.
—«Лингвистическая эстафета». Отвечает один ученик и он передаёт эстафету другому..
- Целеполагание. Самоопределение темы урока.
1. Чтение притчи. «Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
- Ложку, - ответил юноша.
- Произнеси это 5 раз.
- Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…
- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).»
- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы? Тогда в путь. Желаю удачи.
- Активизация и закрепление изученного.
1) Наблюдение над лингвистическим материалом. Школьники задают вопросы от глаголов к деепричастиям, по вопросу определяют вид деепричастий. Устанавливают, какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий совершенного и несовершенно- го вида. Записывают деепричастия, выделяют суффиксы.
1) Зеленоватые волны, взбегая на жёлтый песок, сбрасывали на него белую пену. 2) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и гля- дя на море. 3) Артём стоит, прислонясь к дереву, закинув руки назад, голову вверх и закрыв глаза. (М. Горький)
2) Распределительный диктант.
Задание: распределите записанные на доске слова в 2 столбика.
(Не) задумываясь, (не) замолчав, (не) навидя, (не) давая, (не) годуя,
(не) могя.
- Как распределили? Почему?
- Когда «не» с деепричастием пишется слитно, раздельно?
- Проверка проводится фронтально, при необходимости учащиеся исправляют ошибки.
раздельно
|
слитно
|
Не задумываясь
|
ненавидя
|
Не замолчав
|
негодуя
|
Не давая
|
|
- Какое слово не выписали? Почему? Что необходимо помнить?
( нет слова не могя; не от всех глаголов можно образовать деепричастия, нельзя образовать деепричастия от глаголов ждать и лить. Устаревшую форму лия можно встретить в поэтической речи: «И слёзы горькие лия..»)
3) Комментарии учителя: нельзя образовать деепричастия (несовершенного вида) от некоторых глаголов:
- с основой на г, к (бегут, текут);
- с основой на шипящий (мажут, чешут);
- с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);
- от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);
- от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)
4) Словарная работа. Выписывают слова в рамках из § 31—32. Составляют предложения, осложнённые деепричастными оборотами.
Галерея — 1. Длинный узкий крытый проход, соединяющий две отдельные части здания. 2. Верхний ярус в театре, цирке.
3) Помещение, художественный музей, в котором размещены для обозрения произведения искусства.
Комбинация — 1. Сочетание, соединение чего-либо. 2. Сложный замысел, целый ряд ухищрений для достижения какой-либо цели.
- Тестовые задани я.
- Укажите варианты, в которых все деепричастия совершенного вида.
а) спрыгнув с велосипеда; заметя недочёт; войдя в здание б) с удовольствием отметив; вышел, сильно нахмурясь;
нахмурившийся ребёнок
в) написав сочинение; утомился, потрудившись на сла- ву; прочтя письмо
- Укажите варианты, в которых все деепричастия несовершен- ного вида.
а) прибавляя радости; слишком преувеличивая; при- ехать издалека
б) будучи человеком умным; являясь директором; умываясь с удовольствием
в) сворачивая деятельность; напевая от удовольствия; заметя вдали.
6. Выполнение заданий по группам.
1 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.
Кричать, ворковать, любить, уважать, гонять.
( крича, воркуя, любя, уважая, гоняя – несов. вид)
2 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.
Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься.
(Закончив, почистив, порезавшись, растаяв, бросившись – сов. в)
3 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов -вши, -ши; укажите вид деепричастия.
Зависеть, развить, запереть, сбежать, запыхаться.
(зависев, развив, заперев, сбежав, запыхавшись – сов. вид)
4 группа. Образуйте деепричастия от глаголов. Обозначьте суффикс, укажите вид.
Жевать, брезговать, воевать, принести, наклеить.
(жуя, брезгуя, воюя, принесши, наклеив)
5 группа. Образуйте деепричастия от глаголов с помощью суффиксов - а, -я; укажите вид деепричастия.
Черпать, баловаться, держать, ликовать, заметить
(чЕрпая, балУясь, держа, ликуя – несов. Вид; заметя – сов.в)
7. Игра « Потерявшиеся пословицы».
Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.
Назовите деепричастия, определите их вид.
- Не зная броду,
- Не замочив руки,
- Говорить не думая –
- Кто не подумав говорит,
- Не развязав мешок,
А) не умоешься.
Б) не узнаешь, что в нем.
В) тот вечно вздор твердит.
Г) что стрелять не целясь.
Д) не суйся в воду.
- . Рефлексия.
- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
- Домашняя работа.
Написать соч с использованием деепричастий