1.3Деятельность человека
Деятельность
Потребности
Виды деятельности
Деятельность
Взаимодействие человека с окружающей средой происходит в процессе его деятельности.
Деятельность — проявление активности человека в какой-либо сфере его существования.
В отличие от животных человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связанные с добыванием пищи, обустройством нор и гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим выделяют такую разновидность деятельности, как мыслительную.
Субъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины делают посуду, из кирпичей строят дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.
Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человеческой деятельности.
Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата голыми руками — необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.
Деятельность непосредственно связана с мышлением.
Мышление — процесс отражения объективной действительности, переработки информации и установления связей между объектами и явлениями окружающего мира.
Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата.
Цель — мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности.
Цель может быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. Цель должна быть реальной. Можно поставить цель изобрести вечный двигатель, слетать на Луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания не всегда совпадают с реальными условиями окружающего мира и возможностями самого человека.
Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Однако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств, к которым могут быть отнесены орудия труда, материалы, знания, опыт, конкретные действия человека на пути к желаемому. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскаватор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.
Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей.
Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может выбрать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — украсть его. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет достигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут и вы займете высокую должность, в глазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дело. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для самого себя.
Деятельность не представляет собой однородный процесс. Например, чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и т.д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий, которые в конечном счете приводят его к достижению поставленной цели — выполнению домашнего задания.
Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по-разному.
Поведение — внешние проявления деятельности.
В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой — надменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.
Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотивация, т.е. то, что побуждает человека действовать.
Мотив — осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия.
Побудительными причинами могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека.
Потребности
Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мотивом в этом случае выступают потребности.
Потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования.
Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.
Классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (схема 2).
Схема 2.Классификация потребностей по А.Маслоу
Маслоу расположил потребности в иерархическом порядке — от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) он отнес физиологические потребности и потребности в безопасности, а к высшим (или вторичным, приобретенным) — социальные, престижные и духовные потребности.
Физиологические (или витальные, т.е. связанные с сохранением человеческой жизни) потребности возникают у человека с рождения. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизводстве себе подобных, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.
Потребности в безопасности (или экзистенциональные потребности) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гарантий и т.д.
Социальные потребности реализуются в процессе общения людей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отвечать им тем же.
Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, получить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль играют самооценка человека, стремление к достижению успеха, сопоставление целей и реальных возможностей их достижения. Поэтому такие потребности называют еще эгоистическими.
Духовные потребности связаны с творческой активностью человека, его стремлением к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духовные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие — ходят в кино, театры, музеи, третьи — создают произведения литературы и искусства.
Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные потребности человека социальны. Человек может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. История знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потребность в еде мы можем удовлетворить, съев бутерброд, а еще можем красиво сервировать стол, зажечь свечи, включить приятную музыку.
Первичные потребности присущи в той или иной степени всем людям, вторичные же — проявляются не у всех. Кто-то любит шумные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие люди, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерение продолжать карьеру.
Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности.
Если мы хотим есть, мы ищем возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захотим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поручения начальника.
В то же время мы не можем приступить к удовлетворению престижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поиске пищи, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.
Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек тем не менее тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди материально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя силы в погоне за карьерным успехом и деньгами.
Духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.
Немалую роль в удовлетворении потребностей играют способности и интересы личности.
Способности — индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами того или иного вида деятельности.
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с желанием узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе.
К ценностям и идеалам относятся представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедливости (ценности межличностного общения), вопросы престижности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасывает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных проявлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в разного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этических, корпоративных, правовых и т.д.
Виды деятельности
Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности (схема 3).
Схема 3.Виды деятельности
Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производственную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на общество. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осознании всех элементов окружающего мира, из оценочной деятельности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.
В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную.
Большинство достижений человечества есть результат его созидательной деятельности. Но многие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос: с какой позиции следует рассматривать создание новых видов военной техники? С точки зрения научно-технического развития это, несомненно, проявление созидательной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. Поэтому в оценке этого вида человеческой деятельности возникает противоречие.
В зависимости от форм деятельность разделяют на трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и др.
Трудовая деятельность проявляется в различных сферах жизни человека. Он трудится на работе, дома, на дачном участке и т.д.
В зависимости от результата труд подразделяется на производительный и непроизводительный.
Производительный труд связан с созданием разнообразных материальных предметов. Например, человек работает на заводе, изготавливает детали, из которых затем собирают какое-либо изделие (телевизор, пылесос, автомобиль и др.). По окончании рабочего дня он приходит домой, готовит еду и посвящает свободное время любимому делу (хобби), например: собирает радиоприемник, вырезает из дерева фигурки и т.д. В выходные летом на даче он возделывает огород, а осенью собирает урожай. Все это примеры производительного труда.
Непроизводительный труд направлен не на создание, а на обслуживание материальных предметов. В экономической сфере непроизводительный труд связан с оказанием услуг: перевозка товаров, их погрузка, гарантийное обслуживание и т.д. В бытовой сфере к непроизводительному труду относятся уборка квартиры, мытье посуды, ремонт дома и др.
И производительный и непроизводительный труд одинаково важны. Если бы существовало только производство промышленной продукции, но отсутствовали услуги по ее ремонту, то свалки заполнились бы сломанными предметами бытовой техники, автомобилями, мебелью и т.д. Зачем покупать новую вещь, если целесообразнее починить старую?
Но человечество создает не только материальные предметы. Оно накопило огромный культурный опыт, заключенный в литературе, науке, искусстве. Как классифицировать такой вид труда? В этом случае говорят об интеллектуальном труде, или духовном производстве. Для выделения такого вида труда потребовалась особая классификация, а именно деление труда на умственный и физический.
Человечество долгие века своей истории знало преимущественно только физический труд. Многие работы производились с помощью мускульной силы человека. Иногда человека заменяли животные. Умственный труд был прерогативой монархов, жрецов и философов.
С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве физический труд все более заменялся умственным. Доля работников, занятых умственным трудом, постоянно увеличивалась. Это — ученые, инженеры, менеджеры и др. В XX в. не без основания заговорили об объективном слиянии умственного и физического труда. Ведь даже самая простая работа требует сейчас определенного объема знаний.
В готовом виде природа дает нам очень мало. Без приложения труда нельзя собрать даже грибы и ягоды в лесу. В большинстве случаев природные материалы подвергаются сложной обработке. Таким образом, трудовая деятельность необходима для того, чтобы приспосабливать продукты природы под потребности человека.
Нужно не только осознать саму потребность, но и осмыслить способы ее удовлетворения и те усилия, которые необходимо для этого приложить.
Удовлетворение потребностей есть цель трудовой деятельности.
Для достижения целей трудовой деятельности используются разнообразные средства. Это различные орудия труда, приспособленные для выполнения той или иной работы. Начиная какую-либо работу, надо точно знать, какие орудия труда необходимы в данный момент. Вскопать огород на даче можно лопатой, но поле нельзя вспахать без применения специальной техники. Можно долго копать яму той же лопатой, а можно это сделать в течение нескольких минут экскаватором. Таким образом, надо знать наиболее эффективные способы воздействия на объект труда, т.е. на то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности. Такие способы воздействия на объект труда называют технологиями, а совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный — технологическим процессом.
Автоматизированный технологический процесс
Чем более совершенные орудия труда и более правильная технология применяются, тем выше будет производительность труда. Она выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.
Каждый вид трудовой деятельности состоит из отдельных операций, действий, движений. Их характер зависит от технического оснащения трудового процесса, квалификации работника, а в широком смысле — от уровня развития науки и техники. В наше время научно-технического прогресса постоянно повышается уровень технической оснащенности труда, но это не исключает использования в некоторых случаях физического труда человека. Дело в том, что не все трудовые операции можно механизировать. Например, не всегда применима техника при погрузке и разгрузке товаров, при строительстве, сборке конечного продукта.
Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть индивидуальной и коллективной. Индивидуален труд ремесленника, домохозяйки, писателя и художника. Они самостоятельно выполняют все трудовые операции, вплоть до получения конечного результата. В большинстве же случаев трудовые операции так или иначе поделены между отдельными субъектами трудового процесса: рабочими на заводе, строителями при возведении дома, учеными в научно-исследовательском институте и т.д. Даже первоначально кажущаяся индивидуальной, трудовая деятельность может представлять собой часть совокупности трудовых операций многих людей. Так, фермер для улучшения земли покупает удобрения, производимые другими людьми, а затем продает урожай через оптовые базы. Такое положение называется специализацией или разделением труда. Для более эффективной организации трудового процесса необходимо общение его участников. Посредством общения передается информация, происходит координация совместной деятельности.
Понятие «труд» — синоним понятия «работа». В широком смысле они действительно совпадают. Однако если трудом мы можем назвать любую деятельность по преобразованию окружающей действительности и удовлетворению потребностей, то работой чаще всего называется деятельность, которая осуществляется за вознаграждение. Таким образом, работа — это разновидность трудовой деятельности.
Усложнение трудовой деятельности, развитие новых ее видов привело к появлению множества профессий. Число их все более увеличивается с развитием науки и техники.
Профессия — вид трудовой деятельности с определенными характером и целью трудовых функций (например, врач, учитель, юрист).
Специальность — наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии.
Еще на стадии обучения по специальности может проводиться специализация, например: врач-хирург или врач-терапевт, учитель физики или учитель математики и т.д.
Но мало иметь определенную специальность, надо получить навыки практической работы по ней. Уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности называется квалификацией. Она определяется разрядом или званием. Разряды существуют у рабочих промышленных предприятий, школьных учителей. Звания присваиваются деятелям науки и высшего образования.
Чем выше квалификация работника, тем выше оплачивается его труд. В случае смены работы ему легче найти более хорошее место. Если о человеке говорят: «Это высококвалифицированный работник, профессионал своего дела», — то подразумевают высокое качество выполняемой им работы. Профессионализм требует от работника не просто механического выполнения указаний руководителя. Получив распоряжение, человек должен подумать, как лучше его выполнить. В правилах, приказах, инструкциях невозможно предусмотреть все ситуации, которые возникают в трудовом процессе. Работник должен найти оптимальное решение, позволяющее качественно и в срок исполнить данное ему поручение. Такой творческий подход к выполнению заданий называют инициативой.
Важным моментом в жизни каждого молодого человека является выбор профессии.
Задуматься о выборе профессии необходимо еще в школе, чтобы к моменту ее окончания четко понимать, нужно ли сразу идти работать или следует учиться дальше и получить нужную профессию. Выбор профессии не должен основываться только на моде сегодняшнего дня. Профессия должна отвечать способностям и интересам человека, помогать максимальной реализации личности. На работе мы проводим большую часть своего времени, и от выбора профессии зависит, посвящаем ли мы это время работе любимой или нелюбимой. Если выбранная профессия не соответствует способностям, интересам, психологическим особенностям, то человек расплачивается за это своим морально-психологическим состоянием и здоровьем.
Чтобы правильно определиться с выбором, необходимо сначала изучить информацию об интересующих профессиях, пообщаться с их представителями. Нелишним будет посетить дни открытых дверей тех образовательных организаций, которые готовят специалистов по интересующей профессии. В настоящее время специалистов готовят образовательные организации среднего и высшего профессионального образования. По окончании школы можно сразу поступить в вуз, но, окончив в качестве предвузовской подготовки образовательную организацию среднего профессионального образования и уже овладев навыками выбранной профессии, человек будет более четко осознавать свой дальнейший путь в профессиональной деятельности.
Выбор профессии — дело непростое
Решение о выборе будущей трудовой деятельности называется профессиональным самоопределением.
Профессиональное самоопределение может осуществляться в течение всей профессиональной жизни. Личность постоянно анализирует, переосмысливает свое профессиональное положение, пытается самоутвердиться в профессии. В течение жизни вектор профессионального самоопределения может меняться. Человек вдруг понимает, что он занимается не тем, начинает поиск чего-то нового, переходит в другую сферу профессиональной деятельности. Это может пройти безболезненно, а может создать серьезную стрессовую ситуацию. Чтобы такого не случилось, необходимо определиться с выбором профессии еще на стадии учебы.
Любая трудовая деятельность, будь то колка дров на даче или выполнение сложных производственных процессов на заводе, требует выполнения особых правил. Одни из них связаны с технологическим процессом, т.е. последовательностью и правильностью всех выполняемых работником трудовых операций, другие правила основаны на соблюдении норм по технике безопасности. Всем известно, что нельзя разбирать электроприборы, если они не отключены от электросети, разводить костры вблизи деревянных строений, ездить на автомобиле с неисправной системой охлаждения двигателя. Несоблюдение подобных правил может привести как к поломке вещи, которую неправильно эксплуатировали, так и к причинению вреда жизни и здоровью человека и окружающих его людей.
Большую роль в процессе трудовой деятельности играют условия труда. К ним относятся оборудование рабочего места, уровень шума, температура, вибрация, проветриваемость помещения и т.д. Особо вредные, экстремальные условия труда могут вызвать крупные аварии, тяжелые профессиональные заболевания, серьезные травмы и даже гибель людей.
В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться как часть процесса производства, как придаток машины. Такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей. У работников возникало чувство, что над ними как личностями доминируют машины. Соответственно, появлялось негативное отношение к труду как к чему-то вынужденному, выполняемому только по необходимости. Такое явление индустриального производства получило название дегуманизация труда.
В настоящее время возникла проблема гуманизации труда, т.е. его очеловечивания.
Прежде всего необходимо устранить факторы, угрожающие здоровью человека, заменить тяжелый монотонный физический труд работой машин. Нужно готовить образованных, всесторонне развитых работников, способных творчески подходить к выполняемым ими трудовым функциям. Нужно повысить уровень культуры труда, т.е. усовершенствовать все составляющие трудового процесса (условия труда, взаимоотношения между людьми в коллективе и т.д.). Работник не должен замыкаться на узкой сфере выполняемых им трудовых функций. Ему следует знать содержание трудового процесса всего коллектива, понимать особенности производства на теоретическом и технологическом уровне. Только в таком случае трудовая деятельность станет основой для самореализации человека.
Противоположностью трудовой деятельности выступает досуговая деятельность. Ученые все свободное от работы время называют временем отдыха. Это не значит, что в такие периоды человек ничего не делает. Он может трудиться, выполняя работу по дому, может пойти на прогулку или поехать в путешествие. Все эти способы проведения свободного времени предполагают совершение активных действий.
Одно из таких действий представляет игра. Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс.
Игры возникли еще в глубокой древности и были связаны с религией, искусством, спортом, военными упражнениями. Вероятно, ученые никогда не выяснят, как возникли игры. Может быть, они выделились из ритуальных плясок древних людей, а возможно, были способом обучения молодого поколения.
Сторонники теории биологического происхождения игры считают, что игры свойственны многим животным и в их основе лежат инстинкты. Например, во время игр детеныши животных усваивают образцы поведения представителей своего вида, а брачные игры способствуют привлечению партнера. Противоположная точка зрения заключается в том, что игра — это специфическая деятельность человека.
Если рассматривать игру как разновидность человеческой деятельности, то можно сказать, что она более присуща детям. С помощью игр дети обучаются, общаются, узнают что-то новое, развивают свои умственные и физические способности. Существует много видов игр: с предметами, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие, спортивные и т.д. По мере взросления человека число игр в его жизни сокращается. Некоторые игры исчезают совсем, оставаясь воспоминаниями детства, другие — вытесняются спортом и искусством. Появляются новые виды «взрослых» игр, в первую очередь азартные: карты, игровые автоматы, казино и др. Чрезмерное увлечение ими нередко приводит к тяжелым последствиям: игрок может проиграть все свое имущество, оставить родных без средств к существованию и даже покончить с жизнью.
Игра более присуща детям
Своеобразие игровой деятельности, особенно в детском возрасте, наиболее проявляется в ее двуплановости. Играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке. Неслучайно в процессе игры дети произносят слова «как будто», подчеркивая, что ситуация выдуманная.
Важное место в игре занимает распределение ролей. Каждый из играющих стремится взять себе главную, лучшую роль. Таких ролей на всех участников может не хватить. Поэтому игра еще на стадии ее подготовки учит лояльности и компромиссу.
Реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя. Причем весь ход игры основан на выполнении определенных правил, одинаковых для всех участников. В игре могут быть использованы различные предметы, символы, жесты, условные знаки. Часто моделируются конкретные ситуации, что способствует включению ребенка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни. Некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. те качества, которые пригодятся во время учебы, а затем — и в процессе трудовой деятельности.
Не вызывает сомнения взаимосвязь труда и игры. Некоторые игры, особенно обучающие, связаны с необходимостью приложения определенных усилий, а в трудовой деятельности можно найти элементы игры. «Делает играючи», — говорят о мастерах своего дела, что означает: делает легко, непринужденно, высокопрофессионально.
Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наиболее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творчества составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего произведения и его практическую значимость. Причем результат творческой деятельности должен быть признан обществом. На практике бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.
Таким образом, не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.