СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность музея в современном обществе

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деятельность музея в современном обществе»


Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Адыгея

«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА «ОТЕЧЕСТВО»

Тема: «Деятельность музея в современном обществе» Номинация «Школьные музеи»


 Подготовила: Жакшакулова Бэла

Ученица 8 класса МБОУ СОШ11,

а. Ходзь, ул. Мамижева ,6

тел.89619713887

Руководитель: Атласкирова Ася Заурбековна

Педагог дополнительного образования МО «Кошехабльский район»

385438,а.Ходзь,ул.Краснооктябрьская, 159,

89628830844, [email protected]


а. Ходзь 2023 г.








Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

























ВВЕДЕНИЕ

Сфера духовной жизни общества весьма обширна. Она включает в себя науку, религию, искусство, а также язык, мораль, право, философию, образование, т.е. духовную культуру во всех своих проявлениях.

Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются, потребляются через различные учреждения, такие как школы, вузы, библиотеки, театры, музеи, архивы, консерватории, филармонии, выставочные залы и т.п. В своей работе я более пристально рассмотрю музеи.

Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Объект исследования: музей.

Предмет исследования: влияние деятельности музеев на современных школьников. Исходя из имеющейся литературы, была поставлена следующая Цель исследования: исследовать деятельность музеев и ее влияние на школьников (на примере обучающихся «МБОУ СОШ№11»)

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить имеющуюся литературу;

  • исследовать историю возникновения музеев;

  • исследовать виды музеев;

  • рассмотреть функции, цели и задачи музеев;

  • изучить влияние музеев на современных школьников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

История возникновения музеев.

Понятие «музей» впервые использовали древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» (museion) в буквальном переводе означает «место, посвященное музам», то есть святилище муз. Нередко мусейоны становились центрами своего рода литературных сообществ, служа местом не только поклонения музам, но и проведения творческих состязаний поэтов.

Феномен коллекционирования уходит своими корнями в глубокую древность. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, имеющие сакральную, престижную и эмоциональную значимость, представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения.

Первые учреждения музейного типа – «кунсткамеры» или просто «камеры», «кабинеты», галереи – появились в XVI-XVII веках. Круг коллекционеров складывался из наиболее образованных и интеллектуально развитых представителей своего времени, которые являли своими действиями нараставший в обществе интерес к культурному наследию. Кунсткамеры представляли собой собрание предметов природного мира, т.е. мира человека, животных, растений и минералов, а также предметов «искусственного мира», т.е. предметов сделанных руками человека. Основателями многих коллекций были профессора, врачи, аптекари или богатые аристократы, интересующиеся научными открытиями или природными явлениями. Собирательство стало непременным атрибутом светского человека, выражением его индивидуальности.

Первым музеем России стала созданная Петром I в 1714 году Кунсткамера. Собрание музея на тот момент представляло собой личные коллекции и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу. С 1719 года Кунсткамера распахнула свои двери для посетителей .

Первым, кто сделал шаг к созданию общедоступного музея, был Франческо I Медичи, который приспособил для размещения своих коллекций здание, построенное Дж. Вазари в 1584 г. во Флоренции. Коллекция Медичи представляла собой собрание произведений искусства, а также редкости и древности, естественно-научные образцы, рисунки известных художников с изображением экзотических животных, рыб и растений.

Формирование первого музея в современном смысле этого слова происходит после Великой французской революции. Это было связано с законодательной деятельностью Учредительного собрания, которое 26 июля 1791 г. объявило Лувр, являвшийся королевской резиденцией, собственностью государства. Музей Лувра выполнял задачу сохранения национального художественного достояния. Картины, экспонаты были снабжены пояснительными табличками, организовывались экскурсии и лекции, был подготовлен каталог.

XIX век в России, выдвинул перед музеями задачи не только познавательные, но и образовательные, способствующие расширению кругозора. Особое место в создании отечественных музеев на рубеже XIX-XX веков сыграли меценаты П.И. Щукин, А.А. Титов, А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков. Крупные российские промышленники вошли в историю именно потому, что способствовали развитию русской культуры, ее духовному обогащению, поддерживали материально творчество писателей, артистов, художников. Меценатам русская культура обязана и тем, что они собрали и сохранили для потомков богатейшие культурные и художественные ценности, способствовали не только созданию новых музеев, но и театров, картинных галерей, памятников.

Систематизация музеев.

Систематизация музеев — разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений.

В XIX веке в связи с дифференциацией науки начинают выделяться музеи разных профилей — художественные, археологические, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий и т.д. В советское время, в связи с созданием сети государственных музеев сложилась сложная структура с различными профилями, статусами и ведомственным подчинением. Сейчас виды музеев, задачи, содержание их деятельности необычайно разносторонни.

При классификации музеев их можно условно поделить на типы: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Тип музея зависит от того какая категория посетителей является его целевой аудиторией: специалисты, широкий круг посетителей, учащиеся, дети.

Музеи бывают исторические (экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях), зоологические (в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности, в настоящее время во многих школах открыты «Комнаты Славы» — небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках или музеи истории школы, как например в МБОУ СОШ №11 историко-краеведческий музей им.А.Х.Афашагова.

Еще одним критерием для систематизации музеев является определение собственника музея. Так музеи бывают государственные, муниципальные, общественные, корпоративные, церковные, частные.

Также выделяются группы музеев по статусу. Статус музея определяется постановлением органов власти или вышестоящих организаций и определяет положение музея в иерархии музейной сети, круг его особых прав и обязанностей. Со статусом особо ценных объектов культуры всего 29, к таким отнесена Третьяковская галерея и Эрмитаж.

Современная жизнь предъявляет новые требования к музеям. Повышается роль музея как хранителя наследия и традиций, то музей становится фактором укрепления стабильности развития региона и национальной самобытности Российской Федерации.Музей посредством экспозиций и музейно-педагогической деятельности формирует гражданственность и патриотизм населения, воспитывает социальную ответственность, служит преодолению межэтнической разобщенности. Целью историко-краеведческого музея а. Ходзь – сохранение, изучение и публичное представление историко-культурного наследия .

Музеи начали активнее участвовать в общественной жизни, на базе музея стали проводиться конференции, концерты, вечера, классные часы и т.д. Таким образом, видно, что музеи становятся более открытыми, проводят более разнообразные мероприятия, чтобы привлечь различную публику.

Укрепляется сотрудничество музеев с общественными организациями, объединениями. Историко-краеведческий музей имени Аслана Афашагова активно сотрудничает с музеем имени Тхабисимова Умара Хацицовича, который расположен в ауле. Совместно проводятся в ауле мероприятия и праздники. 

Деятельность музея

Практическая деятельность любого музея состоит из научно-исследовательской работы, фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности.

Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.

Фондовая работа в музее включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.

Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея.

Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, привлекательность.

Заключение

Собирание и демонстрация различных диковин, редкостей, предметов искусства с древности является частью человеческой культуры. Формирование и развитие музеев с XVIII-XIX веков привело к появлению современных культурных учреждений в основе которых лежит научно-исследовательская работа, фондовая и экспозиционно-выставочная деятельности.

Современные задачи музеев связаны с постановкой актуальных проблем, в частности, с обучением и воспитанием посетителей. В настоящее время музеи способствуют передаче ценностей культуры в современном мире, участвуют в образовательном процессе, способствуют формированию культурной идентичности личности, воспитывают толерантность.

Проведенное исследование показывает, что музеи, как культурные учреждения не утрачивают своего значения. До сих пор обучающиеся школ регулярно посещают музеи, где узнают в первую очередь информацию о малой родине.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват . учреждений /Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая ­– М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!