СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность военно-патриотического клуба в общеобразовательной школе – основа формирования патриотических ценностей учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о роли военно-патриотического клуба в формировании патриотических ценностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность военно-патриотического клуба в общеобразовательной школе – основа формирования патриотических ценностей учащихся.»

УДК 355.23.231.1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


Щученко Александр Васильевич г. Барабинск. Российская Федерация. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №93 Барабинского района Новосибирской области


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы деятельности военно-патриотического клуба в школе по формированию патриотических ценностей обучающихся

Ключевые слова: патриотические ценности, духовно-нравственный фундамент, патриотизм, национальное самосознание, система патриотического воспитания



Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирует патриотические ценности, являющиеся духовно-нравственным фундаментом любого государства и создающего барьер на пути проникновения в подростковую и молодёжную среду явлений: аморальности, бездуховности, корысти, неспособности противостоять асоциальным образцам поведения, препятствует размыванию национального самосознания и чувства гордости за своё Отечество, нападкам на историю страны и авторитет армейской службы.

В современных исторических условиях патриотизм является важнейшим ресурсом сохранения суверенитета нашей страны. Как сказал президент В.В.Путин: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Государственные и региональные программы патриотического воспитания позволяют сделать вывод о том, что государство и общество преодолев идеологический кризис 90-х годов, активно формируют национальную объединительную идею, основой которой является патриотизм. Деятельность военно-патриотических клубов одна из эффективных форм работы с учащимися. Особенностью клубной работы является возможность руководителя заниматься только патриотическим воспитанием, что выгодно отличает его от классного руководителя, осуществляющего работу по разным направлениям воспитательного процесса. Это позволяет чётко определить задачи: заложить у учащихся основы военно-прикладных навыков; приобщить к изучению военной истории и патриотических традиций русской армии через изучение ратного пути воинов-барабинцев, участников Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов; повысить уровень физической подготовки; заложить у учащихся основы положительной мотивации к службе в армии; утвердить в чувствах и сознании учащихся патриотических ценностей; создать систему сотрудничества всех заинтересованных структур, работа с которыми позволит усилить эффективность патриотического воспитания; формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.

В клуб должны приходить не только мотивированные ребята, уже имеющие информацию о военно-патриотическом клубе с прогнозируемым положительным результатом в избранном направлении, но и все желающие. Программа работы клуба охватывает несколько важных направлений: военно-историческое, военно-прикладное, физическая подготовка, основы безопасности жизнедеятельности и туристическо-краеведческое. Особое место в работе клуба занимает песенный хор курсантов, выступления которого приурочены к важным государственным праздникам, дням воинской славы и всегда сопровождаются большим эмоциональным воздействием на зрителей и самих исполнителей. Руководитель клуба в зависимости от своей педагогической и методической подготовки, материальных возможностей учебного заведения и потребностей учащихся, определяет приоритетные направления работы с воспитанниками клуба. Как показывает практика, именно эти факторы определяют индивидуальное лицо клуба и позволяют добиваться успехов. Опора на чужой опыт без слепого копирования позволит избежать ошибок, особенно в начальный период деятельности.

С учётом возрастных особенностей учащихся, занятия клуба проводятся в трёх группах: «Юные защитники Отечества» (5-6 классы); «Кадеты» (7-8 классы); «Допризывники» (9-11 классы). Деление курсантов клуба на возрастные группы позволяет охватить мероприятиями патриотического характера значительное количество детей и сделать деятельность клуба более масштабной.

Занятия в младших группах помогают проводить допризывники. Каждая из групп работает по своей программе. Разнообразные формы работы клуба, позволяют активизировать сознательную деятельность воспитанников. Наиболее продуктивно проходят: теоретические занятия с использованием иллюстративного и видеоматериалов, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных военных конфликтов, практические занятия с выполнением военно-прикладных нормативов, участие в соревнованиях и конкурсах; экскурсии в музеи, волонтёрская деятельность, устные журналы, туристические походы. Традиционными в нашей школе и важными для воспитания подрастающего поколения, стали события посвящённые: Дню Героев Отечества и солдат пропавших без вести; Дню Защитника Отечества" - Молодецкие игры" и смотр песни и строя; памяти воинов 29-й лыжной бригады, соревнования по биатлону - "Стреляющий лыжник"; Парад Победы, несение почётного караула у мемориала Славы и выступление хора в городском парке .

Системный подход в реализации программы осуществляется во взаимодействии клубных занятий, уроков и исследовательской деятельности учащихся. Интеграция всех форм работы осуществляется через единую патриотическую составляющую, содержащуюся в федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России». В практической работе это происходит следующим образом: дни воинской славы России отмечаются в течении недели по определённому алгоритму – выступление ребят с результатами исследования по данной теме, работа лекторских групп, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных конфликтов, проведение военно-спортивных соревнований и интеллектуальных игр. В этих мероприятиях принимают участие не только курсанты клуба, но и зрители – учащиеся школы. В отличии от уроков с жёсткой формулой – только оценки «4» и «5» являются успехом, клубная деятельность не предусматривает ранжирование учащихся по этому признаку, что позволяет им чувствовать себя достаточно комфортно. Не случайно среди курсантов клуба много детей, имеющих удовлетворительные оценки по общеобразовательным предметам.

Таким образом, эффективность деятельности военно-патриотического клуба определяется не только решением задач патриотического воспитания, но и реальной помощью детям в преодолении собственного инфантилизма, психологических комплексов, неуверенности, что позволяет им более успешно интегрироваться в детский коллектив, а в дальнейшем в современные сложные социально-экономические условия.

Список источников и литературы

1.Российская Федерация. Законы. "О днях воинской славы и памятных датах России": Федеральный закон № 32-фз (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 года [принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года]­­­­­­­­­­­ – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2017. – 158 с. – ISBN 978-5-392-26365-3.

2. Российская Федерация. Законы. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": постановление правительства №1493(с изменениями и дополнениями) от 30 декабря 2015 года - Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2017. – 158 с. – ISBN 978-5-392-26365-3.


3. Российская Федерация. Законы. «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный закон № 304-ФЗ от 31июля 2020 года [принят Государственной Думой 22 июля 2020 года: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2020. – 187 с. – ISBN 978-5-392-26365-3.


4. Российская Федерация. Законы. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. :распоряжение правительства от 29.05.2015 г. № 996-р – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2017. – 158 с. – ISBN 978-5-392-26365-3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!