СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративный натюрморт- путь к творчеству

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Декоративный натюрморт- путь к творчеству»

Часто классические уроки вызывают у учеников скуку или, того хуже, творческую апатию. И тогда каждый из нас решает: нужно устроить праздник! Хотя бы обычному натюрморту. Пусть преобразятся предметы, заиграют краски и случится чудо творчества! Предлагаю вам тему для импровизации на уроке живописи или декоративной композиции.



«Декоративный натюрморт – путь к творчеству»



Декоративными принято называть натюрморты, основным предназначением которых является украшение чего-либо, как правило, интерьера.

Вообще натюрморт как жанр изобразительного искусства представляет огромные возможности для декоративной стилизации – ему по определению сложно быть не декоративным.

Многие талантливые художники, создававшие натюрморты, работали в совершенно разной манере, однако их полотна в равной мере можно назвать декоративными. К примеру, Матисс делал акцент на цвета и фактуру – его натюрморты можно обозначит как декоративно - экспрессионистические. Внимание к цвету характерно и для натюрмортов Кустодиева, Богомазова, Лентулова.

Пикассо, как представитель направления кубизма, стремился по новому передать форму и пространство «мертвой природы» в соответствии с техническими приемами художников этого направления, то есть разлагая предметы на простые геометрические формы – но его картины так же великолепно соответствуют термину «декоративный». Некоторые художники посредством натюрморта пытались передать какой-либо сложный образ (Петров-Водкин), и все же декоративность полотен, то есть способность украшать, не оставляет сомнения. 
Изучение и рисование «неподвижной» натуры (натюрморта) является одной из важных и основных форм обучения в учреждениях дополнительного образования. Изучая ее, учащиеся овладевают перспективой, развивают глазомер, колористические, композиционные способности.  Много лет работая на отделении ИЗО в нашей школе, я задалась вопросом: как научить детей мыслить нестандартно и креативно. Для реализации этой задачи есть огромное множество способов. Один из них – это декоративный натюрморт. Он расширяет рамки творческих задач и опирается на индивидуальные способности учащихся подмечать  и  доводить самое характерное в натюрморте до максимальной цветовой, композиционной и пластической      выразительности.

Перед непосредственным обращением к теме декоративного

натюрморта, необходимо сделать экскурс в историю натюрморта вообще.
Как самостоятельное явление в искусстве он сформировался в конце

ХVII века в Голландии. Натюрморт - это изображение группы предметов

неживой натуры.

  • С французского «nature mote» переводиться как «мертвая природа», - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспоминанию предметов обихода, цветов и прочего.

  • в англоязычных странах натюрморт звучит как «still life» и означает «тихая жизнь». Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем.

Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился поэтическим отражением национального голландского быта.

Потомки знатных рыцарских фамилий, они предпочитали небольшие натюрморты – «Завтраки» - чаще скромные, но порой и весьма торжественные, такие, как незатейливый «Завтрак с ежевичным пирогом» Виллема Класа Хеды (1594-1680) из Дрезденской галереи. Его можно назвать живописной новеллой.

Среди ее «героев» - ежевичный пирог – небрежно отломанный кусок его лежит на блюде, старинный зеленоватый бокал, до половины наполненный прозрачным вином. Другой бокал – попроще – упал, и у него отбился край. Стакан, скромно отступивший в глубину стола. Легко вообразить, что у чопорного, гордого своей родословной бокала и обыкновенного стакана могли быть, как и в сказках Андерсена, сложные «взаимоотношения». Каждый играет свою роль в повествовании о скромном трапезе, рассказывая о людях, веселившихся за столом, о сердечной обстановке дома. Нам интересно пофантазировать, кто же был здесь. Но мы любуемся и тем, как художник передал сияние металла, блеск вина, прозрачность и красоту стекла, как искусно он создал всю эту нехитрую композицию.

Посмотрите, какая восхитительная, тонкая передача игры света на предметах. Картины этого мастера включают в себя множество символических намеков, на характер человека, который пользуется этими вещами. Его отличает применение в композиции, обязательной вертикали, которую он подчеркивает стаканами и графинами различной высоты, выделяя при этом диагональ, изображая, скажем, опрокинутый подсвечник, который направляет взгляд зрителя к центру композиции.

В XVIII в. натюрморт продолжает развиваться в эстетических концепциях французского искусства. Ярчайшим его представителем является Жан-Батист Симеон Шарден. Он был принят в Королевскую академию в качестве живописца цветов и фруктов. Сначала, как и его современники писал картины с множеством деталей, изображая конкретную жизнь, с её разнообразными чувственными ощущениями. Но постепенно он уходит в другое направление, где «связь человека и вещи интимна, жизненно правдива и тепла». После 1730 г. его натюрморты уменьшаются в размерах, а композиция упрощается. Безупречный предметный ансамбль, где предметы не закрывая друг друга, свободно стоят на столах, образуя цельную и хорошо просматриваемую пластическую группу. Благородство и притягательность простых вещей, говорят о своих владельцах больше, чем они могли сказать о себе сами.

Шарден становится одним из немногих художников, которые умеют мастерски передавать психологию предмета.

Теперь подробнее остановимся на декоративных натюрмортах созданных гениальным художником XX в. - Пабло Пикассо: В некоторых из них он использовал эксперименты с коллажами, вводил технику аппликации. Мы с вами рассмотрим самые известные его натюрморты, выполненные в стиле синтетического кубизма.

И так, кубизм – от французского куб; авангардное течение 1-й четверти XX в. Если классический кубизм выдвигал на первый план конструирование объемной формы на плоскости, выявлял простые устойчивые геометрические формы, разлагал предмет на отдельные элементы, уводя его от действительности. Синтетический кубизм наоборот скорее пытался облегчить понимание предмета, а аппликация из клочков газет, обоев, нот помогала восстанавливать посредством букв связь с конкретными вещами.

В своих натюрмортах Пикассо скорее старался объединить разрозненные предметы путем установления связей между родственными элементами, а сами предметы сделать узнаваемыми.


Мир натюрморта очень интересен и многообразен и сегодня мы открыли только его малую часть. Вещи, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при изображении в натюрморте образуют свою среду, переносятся в другое измерение. Сочетания простых предметов могут выражать самые сложные и возвышенные чувства человека, вызывать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути самих предметов.

Мы с вами познакомились с разными натюрмортами, одни из них выполнены в реалистической манере, ставившей перед художником задачу наиболее полно и правдиво отобразить действительность. Другие мастера, наряду с реалистичным изображением предмета, стремились передавать психологию ее владельца. Третьи хотели отдалиться от реальности и уйти в мир абстрактных идей полностью. Четвертые хотели сочетать в своих полотнах разные техники и направления.


Итак, закончился наш исторический экскурс. И, немного возвращаясь назад, к эксперементам П.Пикассо, мы погружаемся в тему «декоративный натюрморт». Это повторяюсь, явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ начале ХХ века, в эпоху зарождения волны самых разнообразных направлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством, увлечение поиском разнообразных фактур.

Следует заметить, что в истории искусства такие «волны» возникают периодически, а в художественной школе всё вышеперечисленное - норма жизни. Поэтому д.н. как никогда органичен на наших уроках.

Что же характерно для декоративного натюрморта и чем он привлекателен и для ребят и для педагогов? Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает ряд постановочных задач реалистического изображения таких как: отображение воздушного пространства, формы, материальности. Условностью также является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи:

- цветовая композиция, в которой цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на нюансе,  контрасте, монохромии.

-в декоративном натюрморте важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как  аппликативной составляющей декоративного натюрморта.

Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета, тона. Что такое стилизация? Это декоративное объединение предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не означает обеднить ее, а  опустив малозначащие детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета. Усложнение формы строится за счет введения декоративного орнамента, отсутствующего в натуре. Художник может стилизовать предмет в любой степени; отход от натуры иногда бывает очень значительным. Цветы, кувшин, фрукты можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

Работая, казалось бы с незыблемым натюрмортом ( с мёртвой натурой) ученики начинают импровизировать. Но для того, чтобы пробудить желание идти нестандартными путями, педагог должен дать ребёнку «инструмент» - знания, которыми можно воспользоваться во время работы. Это, например, способы стилизации: явления оверлеппинга (наложения), членение плоскости на части путём насыщения орнаментом, дробление изображения, введение постоянного модуля и фиксация его цветом.

(мы ещё к этому вернёмся)


Так же очень важно объяснить учащимся, что если станковый натюрморт – это произведение вполне самостоятельное, для него не имеет значения среда, в которой ему жить: в жилом, промышленном интерьере, офисе или экспонироваться на вернисаже.

И совсем другое – это декоративные произведения, в частности, декоративный натюрморт: он отличается от станкового своей несамостоятельностью. Уже при работе над ним художник мысленно или практически закладывает среду, интерьер, в котором он будет находиться. Поэтому в декоративной работе и, в частности, в декоративном натюрморте, особое внимание уделяется цветовому строю работы.

На уроках дети знакомятся с разными способами гармонизации цвета. За счёт ограниченной цветовой палитры в работах образуется целостный цветовой строй. Импровизируя на тему натюрморта, цветовой строй в предложенной постановке может быть изменён или дополнен. Да и сам натюрморт является только темой для творческой работы. Предметы могут в декоративной работе перемещаться, дополняться или убираться совсем, соответственно творческому замыслу. Условием создания декоративной работы является стилизация форм предметов натюрморта.

Ребёнка нужно научить создавать самостоятельное, стилистически целостное произведение. На единство стиля будет работать и заданный заранее цветовой строй, способы стилизации, способы подачи изобразительных линий (они могут быть пластичными или рублеными).

В основу изображения должна быть заложена какая–то общая идея, которую автор на протяжении всей работы будет держать в голове. Например,

- стилистическое направление в искусстве,

- творчество определённого художника,

- историческая или географическая принадлежность и их колористические традиции,

- геометрия,

- даже фактурность. Это приведёт к стилистической целостности работы.

Прежде, чем приступить к воплощению творческой идеи, необходимо познакомиться с правилами построения декоративной композиции в натюрморте. Что обозначает слово композиция?

Композиция в переводе с латинского – сопоставление, связывание. Перед началом работы полезно будет выполнить некоторые упражнения.

Существует два основных способа организации декоративной композиции.

  1. Внимания на одном отдельном предмете как на самом главном, и подчинение ему всех остальных предметов. Главный предмет служит доминантой. Доминанта – это композиционный центр, он может не совпадать с реальным центром листа.

  2. Видение всех предметов в целом без выделения отдельного предмета. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного, а существует единый ансамбль.

Но какой бы способ построения не выбрали бы учащиеся, необходимо помнить о том, что всякая правильно построенная композиция является уравновешенной.

При этом равновесие бывает двух видов.

  1. Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей. Совсем не обязательно, чтобы симметрия была полной зеркальной.

  2. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх или вниз.

Перед началом творческой работы уместно было бы сделать ряд упражнений в карандаше:

-Выполнить уравновешенную композицию из трех - четырех фигур на статическое равновесие с выделением доминанты;

-Выполнить уравновешенную композицию из трех - четырех фигур на динамическое равновесие едином ансамбле.

Для того чтобы каждый смог полностью проявить свою индивидуальность, можно ввести дополнительное задание. Это композиционный прием, который называется деление плоскости на части. Деление помогает художнику установить различные отношения тональные или цветовые между образовавшимися частями.

Здесь же уместно познакомить обучающихся с декоративным приёмом «оверлеппинг» (частичное совпадение или наложение одной формы на другую).

Рассмотрим два случая оверлеппинга.

- Один объект находится впереди другого, и контур переднего предмета изображается полностью. А предмет, находящийся на дальнем плане, частично перекрыт, и контур его прерывается в двух местах.

- Ситуация та же: один объект впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и то же пространство принадлежит сразу двум или нескольким объектам, если взять группу объектов.

В первом случае контур одной из изобразительных частей заблокирован в двух точках пересечения; объект, имеющий непрерывный сплошной контур, будет восприниматься находящимся впереди другого, а объект с прерванным контуром займёт заднюю позицию.


И, таким образом, вспомнив нужные понятия, узнав и просмотрев много нового, мы подготовили ребят к созданию своего неповторимого декоративного натюрморта.




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!