СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока может быть использована при изучении главы "Атомное ядро и элементарные частицы" по физике в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции.»

ПЛАН УРОКА


Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции.


1.

ФИО (полностью)

Кучерявенко Владимир Николаевич

2.

Место работы

МКОУ «Нижнесмородинская СОШ» Поныровского района Курской области

3.

Должность

Учитель физики и математики

4.

Предмет

физика

5

Класс

11

6.

Тема и номер урока

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции.

Урок № 55

7.

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

8.

Базовый учебник

С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. Физика, 11 класс. Москва. Мнемозина. 2015 г.


9. Цель урока: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.

10. Задачи:

- обучающие: изучить механизм деления ядер урана-235; ввести понятие критической массы; определить условия, определяющие протекание цепной реакции, изучить устройство и принцип работы ядерного реактора, дать понятие о термоядерных реакциях.

-развивающие: развитие зрительной памяти, логического мышления; монологической и диалогической речи; мыслительных операций: анализа, сравнения. Формирование бережного отношения к окружающему миру.

-воспитательные: показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая существует при некорректном обращении с достижениями науки.

11.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

12.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

13.Необходимое техническое оборудование:

  • проектор,

  • экран,

  • компьютер с выходом в Интернет.

14.Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент


1-3-й слайд

Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута.

Участвуют в определении целей урока

1

2

Актуализация знаний


4-й слайд


1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co ?


2. Каковы особенности ядерных сил?




3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу.








4. Что называется ядерной реакцией?





5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях?






6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер?



7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции?


Отвечают на вопросы.

1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31.

2) Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания.

3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоак-х атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t.

4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.

5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа.



6) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2

7) Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции.

5

3

Мотивация изучения новой темы

5-6 слайды

1.Атомный ледокол «Ленин»

2. Кольская АЭС

3. Атомные бомбы



Ставит проблему:

Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии?

Беседа с классом. презентация, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции».


Делают вывод после просмотра слайдов.

1

4

Изучение нового материала

Слайд 7

http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg

(график зав. уд. Эн. связи от мас. числа)




















Слайд 8-9


Модель ядра Бора-Френкеля

(2)


10 слайды




11 й слайд

Модель ядра Бора-Френкеля

(7)


Слайд 12.

Модель ядра Бора-Френкеля

(5)


Слайд 13. Модель ядра Бора-Френкеля

(4)



Слайд 14.




Слайд 15

Модель ядра Бора-Френкеля

(8-9)


Слайды16-17

Модель ядра Бора-Френкеля

(10-11)





Слайд 18-20.


Слайд 21.

http://multiring.ru/lesson/view/1439

(термоядерные реакции)

1.Обращает уч-ся к графику зависимости удельной энергии связи от массового числа.

  • Назовите наиболее эффективные пути высвобождения внутренней энергии из ядра







  • Объявляется тема урока.


  • Организует работу с ресурсом


  • При каких условиях возможно деление ядра? Под действием каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов?








Ставит проблему

  • Где брать нейтроны для поддержания непрерывной длительной реакции?



По презентации обьясняет

  • открытия деления урана

  • механизм деления ядра




  • Разъясняется понятие цепной реакции.




  • Изотопы урана.







  • испускание нейтронов в процессе деления(модуль 5)




  • Энергия, которая выделяется при делении ядра урана огромна!




.

  • Разъясняется понятие коэффициента размножения нейтронов



  • Критическая масса






  • Практическое применение управляемых цепных реакций – ядерный реактор.

  • Первые ядерные реакторы

  • Демонстрация принципа действия ядерного реактора


  • Каковы преимущества ядерной энергетики?


  • Неуправляемые цепная ядерная реакция.



  • Термоядерные реакции – слияние легких ядер при очень высокой температуре.














Отвечают на вопросы.



1.Синтез более массивных ядер из самых легких.

2. Деление массивных ядер А~

200





  • Записывают тему урока.


Изучают содержание модуля


Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность)


Делают вывод:

Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном






  • анализируют возможности самопроизвольного деления ядер урана




  • Записывают определение цепной реакции и условий ее протекания









  • записывают реакции деления ядер урана




  • записывают в тетрадях






  • Разбирают зависимость течения цепной реакции от коэффициента размножения


  • наблюдение.

  • записывают в тетрадях





  • По плану рассказа о физическом приборе или устройстве составить краткий рассказ о ядерном реакторе






  • Делают вывод: атомная бомба-это страшное оружие.



  • Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций.






25

5

Закрепление

1)По опорному конспекту отвечают на вопросы




2)Вопросы для самоконтроля.




опорный конспект






Модель ядра Бора-Френкеля

(12)

1.Что понимают под делением ядер урана?

2.Какой величиной характеризуется скорость цепной ядерной реакции?

3.Как пойдет реакция при k 1?

4.При каком значении k ядерная реакция управляемая?


Краткие ответы на вопросы.








Пишут ответы на вопросы самоконтроля и проверяют.

7

6

Домашнее задание


§107, 108 ,109,110.

По желанию - проект или презентацию по использованию ядерной энергии.


Записывают домашнее задание.

1

7

Итоги


Оценки за урок выставляет электронный журнал.


1

8

Рефлексия


1) Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»



Высказывают свое мнение.

4





Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР


Интерактивная модель «Цепная реакция и ядерная энергетика»

И

Интерактивная модель

Модель ядра Бора-Френкеля


3

Интерактивная модель «Управление ядерным реактором»

И

Интерактивная модель

Интерактивная модель «Управление ядерным реактором»


4

График зависимости удельной энергии связи от массового числа.


И

иллюстрация

http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg


8

Термоядерные реакции

И

анимированная модель

Посмотреть ЭОР можно на странице: http://multiring.ru/lesson/view/1439





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!