№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | 1-3-й слайд | Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута. | Участвуют в определении целей урока | 1 |
2 | Актуализация знаний | 4-й слайд | 1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co ? 2. Каковы особенности ядерных сил? 3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу. 4. Что называется ядерной реакцией? 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? 6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер? 7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции? | Отвечают на вопросы. 1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31. 2) Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания. 3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоак-х атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t. 4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом. 5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа. 6) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2 7) Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции. | 5 |
3 | Мотивация изучения новой темы | 5-6 слайды 1.Атомный ледокол «Ленин» 2. Кольская АЭС 3. Атомные бомбы | Ставит проблему: Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии? Беседа с классом. презентация, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции». | Делают вывод после просмотра слайдов. | 1 |
4 | Изучение нового материала | Слайд 7 http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg (график зав. уд. Эн. связи от мас. числа) Слайд 8-9 Модель ядра Бора-Френкеля (2) 10 слайды 11 й слайд Модель ядра Бора-Френкеля (7) Слайд 12. Модель ядра Бора-Френкеля (5) Слайд 13. Модель ядра Бора-Френкеля (4) Слайд 14. Слайд 15 Модель ядра Бора-Френкеля (8-9) Слайды16-17 Модель ядра Бора-Френкеля (10-11) Слайд 18-20. Слайд 21. http://multiring.ru/lesson/view/1439 (термоядерные реакции) | 1.Обращает уч-ся к графику зависимости удельной энергии связи от массового числа. При каких условиях возможно деление ядра? Под действием каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов? Ставит проблему По презентации обьясняет открытия деления урана механизм деления ядра Энергия, которая выделяется при делении ядра урана огромна! . Практическое применение управляемых цепных реакций – ядерный реактор. Первые ядерные реакторы Демонстрация принципа действия ядерного реактора | Отвечают на вопросы. 1.Синтез более массивных ядер из самых легких. 2. Деление массивных ядер А~ 200 Изучают содержание модуля Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность) Делают вывод: Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном наблюдение. записывают в тетрадях Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций. | 25 |
5 | Закрепление 1)По опорному конспекту отвечают на вопросы 2)Вопросы для самоконтроля. | опорный конспект Модель ядра Бора-Френкеля (12) | 1.Что понимают под делением ядер урана? 2.Какой величиной характеризуется скорость цепной ядерной реакции? 3.Как пойдет реакция при k 1? 4.При каком значении k ядерная реакция управляемая? | Краткие ответы на вопросы. Пишут ответы на вопросы самоконтроля и проверяют. | 7 |
6 | Домашнее задание | | §107, 108 ,109,110. По желанию - проект или презентацию по использованию ядерной энергии. | Записывают домашнее задание. | 1 |
7 | Итоги | | Оценки за урок выставляет электронный журнал. | | 1 |
8 | Рефлексия | | 1) Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» | Высказывают свое мнение. | 4 |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
| Интерактивная модель «Цепная реакция и ядерная энергетика» | И | Интерактивная модель | Модель ядра Бора-Френкеля |
3 | Интерактивная модель «Управление ядерным реактором» | И | Интерактивная модель | Интерактивная модель «Управление ядерным реактором» |
4 | График зависимости удельной энергии связи от массового числа. | И | иллюстрация | http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg |
8 | Термоядерные реакции | И | анимированная модель | Посмотреть ЭОР можно на странице: http://multiring.ru/lesson/view/1439 |