СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Деление многозначного числа на однозначное».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм действия при делении чисел.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Деление многозначного числа на однозначное».»

УМК «Школа России». 4 класс.

Урок математики по теме:

«Деление многозначного числа на однозначное».

Учитель начальных классов

Лукьянчикова Юлия Александровна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Цель урока:

Формирование способности к делению многозначного числа на

однозначное; вывести алгоритм письменного деления многознач-

ного числа на однозначное.

Задачи урока:

1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и

правило деления суммы на число.

2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

математическую речь.

3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

обобщение.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Моро М.И. Математика. 4 класс. Учебник – тетрадь в 2-х ч. – М.: Издательство «Просвещение», 2019.


Ход урока.


1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.)


Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством

анализа высказывания, отражающего значимость математики;

- определить содержательные рамки урока: умножение и деление

многозначных чисел на однозначное число.


Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

«Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

- Пожелайте друг - другу удачи!


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

(5 – 6 мин.)


Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и

делением (а: в = с, с * в = а);

- алгоритм деления с остатком

- правило деления суммы на число;

- тренировать вычислительные навыки.

Форма работы – фронтальная. (Слайд 6).

а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

- 740.


- 704.



- 470.


- 407.



- Сколько сотен? Всего десятков?

- Какие цифры использовали для составления этих чисел? (4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. (74000, 40007 )

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993)

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением)

- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик)

- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление) (Слайд 7).

- Давайте и здесь наведем порядок.

- Что общего во всех  выражениях? (Все выражения на деление).

- Найдем значения этих выражений (по рядам).

56:4 240:60 58:9

49:7 39:5 7200:90


- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

- А теперь попробуйте разделить устно

563:4=

/Затруднение!!!/


3.Выявление места и причины затруднения (1 мин.)

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого

выявляется и фиксируется необходимость определения нового

способа деления;

- согласовать тему и цель урока.


- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.


4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели

(1-2 мин.) (Слайд 8).


- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ.) (Слайд 9).

- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число.)


5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).


Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового

способа деления;

- зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

- Нарисуем графическую модель числа 536.


- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни.)

- Сколько сотен разделим на 4? (4 сотни.)

- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки.)

- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4.)

- А как записать то, что мы сделали на рисунке?

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134

- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые - это долго, начать делить крупные единицы счета - запись не очень короткая…

- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком)

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

- Какой способ самый рациональный?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11).

1. Найти первое неполное делимое.

2. Определить число цифр в частном.

3. Найти цифры в каждом разряде частного.


6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)


Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного

числа на однозначное;

- тренировать способность к выполнению деления «уголком».

Фронтальная работа (с проговариванием вслух).

а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.

Алгоритм деления я буду подсказывать.

№ 2, стр. 10

б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

225:3 (с. 11, №3)

в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

363: 3

г) – Работа по учебнику с.12 №5 .

7. Физминутка (2 - 3 мин.) ( Слайд 12)

«Лови снежинку».

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)


Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить способность к делению многозначного числа на

однозначное.


- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

с.12№6

1в-2пр.

2в-3пр.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)

Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

- тренировать способность к безошибочному решению примеров на

деление;

- развивать творческие способности учащихся.


- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.12№7(а)

- Дана сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.

Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти, сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы.

1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы.

2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.


2 способ: 1) 152- 28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы.

2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.


Групповая работа. Задание: «Как-то я слышала, как диктор говорил, что в прошлом году у нас, в Северной Осетии, в декабре 18 дней были солнечные и 16 дней, когда шёл снег. Как такое может быть?»

Дети пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из детей считают, что такое невозможно, а некоторые находят объяснение:

- Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот.

-А как можно решить эту задачу? Как записать условие?

Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна.


- Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/.

- Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/

Решение:

1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней, когда падал снег и солнечных.

2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег был.


10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 13).


Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление

многозначных чисел на однозначное число.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:

  • Научились находить первое неполное делимое?

  • Научились определять количество цифр в частном?

  • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

  • (Слайд 14).

-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

11. Домашнее задание. (Слайд 15).


- Вы поняли, что нужно потренировать дома?

С.12№5(3;4); №7(б)

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!