СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дело мастера боится"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по русскому языку для обучающихся 5-х классов. ПОможет детям в  приобретении практического опыта исследовательской работы по русскому языку в ходе изучения слов-названий занятий людей.

Просмотр содержимого документа
«"Дело мастера боится"»

Тема: «Дело мастера боится»

Цель урока:

Создание условий для приобретения практического опыта исследовательской работы по русскому языку в ходе изучения слов-названий занятий людей.

Задачи:

Образовательная: изучение исторических фактов развития языка;

Воспитательная: включение учащихся в практическую речевую деятельность

Развивающая: совершенствование у школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

Планируемый результат:

Дети научатся:

Выполнять некоторые методы познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ);

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (слова, названия занятия людей);

понимать значения русских пословиц, связанных с темой урока.

1 стадия «Вызов» 5 минут

Песенка про мастера из к/ф «О Красной шапочке»

- Ребята, о ком эта песенка?

- Кого мы называем мастерами? (тех, кто хорошо выполняет свое дело)

- Не даром говорится, что … «Дело мастера боится».

(Открываю доску, на которой надпись)

- Так звучит тема нашего урока.

- С каким понятием мы связываем слова: дело и мастер? (работа, профессия)

- Как вы считаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии?

Записываем гипотезу: «…..»

- Как мы можем проверить нашу гипотезу? (провести эксперимент, наблюдение, найти и проанализировать информацию, спросить)

-Правильно.

2 стадия «Осмысление» 20 минут

- Есть профессии, которые нужны везде, поэтому у всех народов есть учителя, доктора, пекари, повара, строители. А есть профессии, которые связаны с условиями жизни людей: не может быть дровосека там, где нет леса, рыбака – там, где нет моря или реки. У России всегда была большая территория, было много лесов, полей, озёр, рек, поэтому было много земледельцев, хлебопашцев, рыболовов, лесорубов.

-

6 минут

Иногда по фамилии человека можно узнать, кем по профессии были его далекие предки, потому что некоторые фамилии указывают на род занятий. Спишите фамилии, рядом запишите профессию, от которой образована эта фамилия. (проверка по эталону)

- Все ли перечисленные профессии существуют до сих пор? (нет)

- А встречались ли вам где-нибудь названия этих профессий: в песнях, книгах? «Ямщик, не гони лошадей»; «Жаль, не выбираем мы эпохи,

Где рождаемся, тоскуем и живем.

Мне б родиться при Царе Горохе -

Был бы я отличным звонарем.»

- Профессия может исчезнуть, а слово остается в песнях, книгах. Такие слова мы не употребляем часто, их называют «устаревшие».

- Слово «лекарь» сегодня называется по-другому. Кто сможет подобрать синоним? Можно спросит у гостей.

- У вас на столах лежат конверты, в них есть картины, с изображением профессий и названия этих картин. Соедините названия и картины.

-

6 мининуты

Все справились? Возникли сложности?Почему возникли сложности? (сейчас эти профессии не так распространены, названия широко не употребляем, выглядят по-другому). Где мы можем узнать значения незнакомых слов? (Словари, интернет, спросить, кюар-код)(проверка на интерактивной доске)

- Ребята, ваши листочки помечены каким-либо цветом, посмотрите на метку и найдите глазками стол, который помечен также. Тихонько, не толкаясь, пройдите к этому столу.

- На каждом столе есть слова, значение которых вы должны найти в «Толковых словариках». Посмотрите это новые слова или устаревшие? Выделите эти слова в словарике и прочитайте их значения. Как мы можем назвать эти слова? (синонимы).

1-й стол «Ямщик, извозчик»

2

8 минут по 2 на раз

-й стол «Коробейник, лавочник»

3-й стол «Плотник, столяр»

- Поменяйтесь столами

- Прочитайте значение слов, которые выделены в словариках и выберите, к какой категории относятся эти слова: «строительство», «транспорт», «торговля». Найдите на столе облако, напишите на нем выбранную категорию и данные слова. Поменяйтесь столами, по стрелке.

- Появляются новые профессии и вместе с ними новые слова, которые эти профессии называют. Посмотрите, пожалуйста, к какой категории отнесли слова ваши одноклассники, если согласны с выбранной категорией, то напишите на облаках слова-названия новых профессий, которые можно отнести к этой же категории. Пишите по очереди. Еще раз пройдите по стрелке, вернитесь к своим столам. Посмотрите на полученный результат, если у вас есть чем дополнить, или вы хотите что-то исправить, сделайте это и поместите облако на доску.

- Садитесь на свои места.

3 стадия «Рефлексия» 5 минут

-Давайте подведем итог. (на доску) Профессии могут исчезнуть, но слова, их называющие остаются. Появляются также новые названия существующих профессий. Появляются новые профессии и новые слова, их называющие. Значит, слов, обозначающих профессии больше, чем самих профессий. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась (не подтвердилась).

- Скажите все ли нам сегодня удалось на уроке? Были ли трудности? Что оказалось интересным?

- Спасибо за урок. Всем сегодня 5. Домашнее задание: Записать четыре слова, обозначающих названия профессий, образованных от существительных с помощью суффиксов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!