СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Деловая игра к неделе финансовой грамотности «Контроль семейных расходов» среди 8-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение полученных знаний по теме "Семейный бюджет"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Деловая игра к неделе финансовой грамотности «Контроль семейных расходов» среди 8-9 классов»


Деловая игра к неделе финансовой грамотности

«Контроль семейных расходов» среди 8-9 классов

Тема

«Контроль семейных расходов»

Форма

Деловая игра

Цель

Обобщить полученные знания по теме «Семейный бюджет».

Закрепить навыки экономности, бережливости, предприимчивости.

Задачи

  1. Способствовать формированию экономического образа мышления.

  2. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.

  3. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.

  4. Формировать у учащихся навыки индивидуальной и групповой работы.

  5. Развивать мыслительную деятельность, самостоятельную работу, творческие возможности и расширять кругозор учащихся.


Планируемые результаты:


Предметные: обобщают полученные знания о сбалансированном бюджете, отрицательном и положительном бюджете, об основных источниках доходов семьи и основных статьях расходов; об основных формах сбережений населения.

Метапредметные: умеют характеризовать составные части семейных доходов и расходов; определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности

-регулятивные: используют полученные знания при работе по предложенному плану;

-коммуникативные: совместно договариваются о правилах поведения и следуют им, самостоятельно применяют знания в различных жизненных ситуациях, учатся терпимому отношению к мнению других, умению слушать и слышать окружающих.

Личностные: осознают важность потребностей развития своего внутреннего мира и необходимости расходов на эти потребности.

Интерактивный метод обучения


Методы

Интерактивные: игровые, практические,

Тип

Командный, обобщение и систематизация знаний

Оборудование

Компьютер, мультимедиа, карточки с изображением денег, карточки с заданиями, таблицы для заполнения, карточки счетов, акции, облигации, платежные квитанции, квитанции на оплату услуг

Участники

Команды учащихся 8-9 классов


Данная игра проводится между 4 командами учащихся 8-х-9-х классов, возглавляет команду ведущий(учитель). Мероприятие удобнее проводить в большой аудитории.

Суть игры (задача команд) – пройти 7 станций. Задача команд –«семей», верно выполняя задания, набрать как можно больше баллов- рублей. При принятии решений учитывается мнение каждого члена семьи. Все расчеты должны быть верными и точными. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов. В финале игры на вырученные баллы «покупаются» желаемые виртуальные «награды».


Команда-победитель определяется по совокупным результатам игры.


Подготовительный этап:

  • Разделить учащихся на 4 семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода.

  • Познакомить с темой, проблемой, конечным продуктом проекта.

  • Подготовить ведущего.

  • Подготовить раздаточный материал: банкноты, договора, маршрутные листы, надписи станций.

  • Предварительный инструктаж участников - семей.



Основные этапы игры.

1. Запуск игры.

2. Жеребьевка «семей» по уровню доходов.

3. Игра (выполнение заданий).

4. Рефлексия

5. Награждение.


В ходе игры участникам необходимо будет подсчитывать бюджет своей «семьи»

( у каждой «семьи» имеется калькулятор)

Ход игры:

Организационный этап

Ведущий(учитель), проводит жеребьевку. Капитаны команд вытягивают жребий(карточки) с названием группы:


-с низким уровнем дохода (21 000 руб в месяц)

- со средним уровнем дохода (65 000 в месяц)

со средним уровнем дохода (80 000 в месяц)

- с высоким уровнем дохода( 200 0000 в месяц).

2. После этого каждая семья получает свой пакет, в котором имеются карточки счетов, акции, облигации, наличные деньги, платежные квитанции, квитанции на оплату услуг.



    1. станция

Рассказ о семье по плану

Цель: составить характеристику семьи, небольшой рассказ о семье по плану.

1)Придумать фамилию семьи.

2)Распределить роли. Придумать игровое имя и возраст каждого члена семьи.

3)Где работает, должность, место учебы. Хобби, увлечения.

4) Предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии), дополнительные источники дохода( в соответствии с заданными условиями в пакете).

Глава семьи представляет свою семью.

    1. станция

Основные статьи расходов семьи за месяц

Каждой семье выдается бланк расходов.

Цель: семьи планируют предстоящие расходы, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Необходимо распределить денежные средства по каждой статье расходов.

Ведущий напоминает участникам игры, что расходы должны быть сбалансированы относительно доходов.

3 станция

Наполнение продовольственной корзины

Цель: наполнение продовольственной корзины основными необходимыми продуктами.

Каждая семья, в соответствии со своим уровнем дохода получает список продуктов, необходимо выбрать приемлемый для уровня семьи верный список основных продуктов. При выборе неверных основных продуктов –взимается штраф( во всех корзинах должны быть фиксированные основные необходимые продукты).


4 станция

«Блиц опрос».

Цель: решить проблемные задачи, связанные с незапланированными дополнительными расходами в семье.

Каждой команде даются различные проблемные ситуации. Задача, решить проблему и озвучить ее. 1 минута на обсуждение каждой проблемы.

Каждая семья принимает решения и рассказывает о нем.

5 станция

«Ситуативные задачи»

Цель: решить ситуативные задачи на подсчет коммунальных платежей, планирование бюджета, подсчет экономии

Команды решают общие задачи: 2 балла за каждую правильно решенную задачу


6 станция

 «Семейная заначка»


Цель: применить на практике навыки накопления денег в семье, сбережения, экономии. Уметь приводить конкретные предложения о том, как можно сэкономить, как увеличить доход в семье

Каждой команде даются карточки, на карточке 3 вопроса. Команды отвечают на вопросы.

Один человек из каждой команды должен выступить с мини-докладом по этим вопросам. На это задание вам 10 минут.



Ведущий:

- Время истекло. Начинаем делиться «секретами» накопления денег в семье.

«Семьи» выступают по очереди.



7 станция

«5 желаемых предметов»

В результате игры у каждой семьи появилась определенная сумма дополнительных доходов, которые вы можете потратить на необходимые покупки. Каждый член семьи должен составить список из 5 желаемых предметов, которые ему хотелось бы сейчас купить.

Ведущий:

- Если готовы зачитайте свои списки. Теперь каждый оставьте в списке только одну вещь, без которой действительно нельзя обойтись. Зачитайте то, что вы оставили. Вывешивается вывод:

Бездумно тратить деньги – дело нехитрое, а правильно их расходовать – наука непростая.

Ведущий:

Вы прекрасно справились с заданиями. Как видите, в каждой семье свои конкретные предложения о том, как можно сэкономить, как увеличить доход в семье. Эти и другие советы вы можете использовать в своей реальной семье. И это уже показатель умения распоряжаться денежными средствами, это качество экономически-грамотного человека, к которому стремится каждый разумный человек.



Ведущий, во время подсчета итогов игры, дает советы по ведению семейного бюджета (Приложение: презентация «Правило «семи конвертов»).  


Ведущий:


Учиться ведению домашнего хозяйства надо уже сейчас. Деньги в жизни решают многое, но не все!
Надо учиться жить по средствам на деньги, которые сам заработал. И при этом не страдать от того, что не все покупки по карману.


Правило «семи конвертов»


Как работает «Метод Конвертов»?

  • Вы получаете зарплату (или любой другой доход)

  • Откладываете и оплачиваете обязательные платежи (ипотека или аренда, коммуналка, кредиты)

  • Откладываете на будущее – 20% от того, что получаете «на руки».

  • Откладывайте 5-10% на большие покупки (машина, отпуск, компьютер и пр.)

  • Остаток (50-60%) распределяете по конвертам, на каждом из которых пишете категорию и сумму, которую вы хотите потратить на эту категорию в месяц (Например, «Питание 10,000 руб.»).


Примеры категорий:

  • Питание

  • Развлечения + Кафе + Рестораны (рекомендуется не более 10% месячного дохода)

  • Автомобиль (не более 10% денег «на руки» или 20% — включая автокредит)

  • Одежда + Личный уход (5-10%)

  • Здоровье + Спорт

  • Образование

  • Доктора + Лекарства

  • «Пожарный Запас» (непредвиденные обстоятельства, поломки, аварии, болезни, потеря работы и пр)

  • Прочее (Данная категория не должна превышать 5% вашего дохода)

Правила:

✔ Вы НИКОГДА не тратите деньги из одного конверта, чтобы оплатить расходы другого конверта.

Например, если по пути в магазин забыли конверт «Питание + Продукты» дома, возвращаетесь, и берете деньги на питание оттуда. Если вы рассчитываетесь на кассе и ваш счет превышает остаток в конверте – вы выкладываете продукты из корзины и питаетесь остатками из холодильника, морозильника, кухонных шкафов.

✔ Вы НИКОГДА не используете деньги из других конвертов. Отговорки, типа «сейчас возьму из другого конверта, с зарплаты верну» не приемлемы. Это убивает всю суть метода.

✔ Вы НИКОГДА не пользуетесь кредиткой, если у вас закончились деньги в каком-то конверте или во всех. В этот момент вы признаетесь своей семье в отсутствии воли.

✔ Изменения в системе конвертов вносятся раз в месяц. Ошиблись с ежемесячными расчетами – придется вытерпеть этот урок.

✔ Если в конце месяца у вас остались деньги в каких-то из конвертов – поздравляю! Вы молодец! Можете потратить эти деньги как хотите, или оставить их в этих же конвертах, чтобы был больший запас на следующий месяц. Но, лучше, если вы отложите эти деньги на будущее (отпуск, покупка квартиры, машины, образование детей и пр.).

✔ Обязательно нужно праздновать свои маленькие победы. Никто не хочет и не может жить, постоянно ограничивая себя.

✔ Не храните сбережения (на «черный день» и на будущее) в конвертах. Сбережения должны быть в труднодоступном месте – счет в банке, безотзывный депозит, в другой валюте и пр. Иначе, вы будете их тратить. Проверено!

✔ Не обманывайте себя. Не перекладывайте из конверта в конверт, не используйте кредитки, кредиты, заначки и т.д. Не хватает силы воли и дисциплины – просто выберете другой метод.



Что делать, если случилась «пожарная» ситуация?

Если вы потеряли работу, заболел близкий человек, сломалась машина, попали в аварию и т.д. и у вас нет сбережений «на черный день» — вы конечно можете тратить деньги из конвертов для решения подобных ситуаций. После их решения возвращайтесь к «методу конвертов».

Что делать, если вам постоянно не хватает денег в каком-то из конвертов?

Ответ прост – либо умерьте свои желания, либо измените ежемесячную сумму на конверте.

В чем сила?

«Метод Конвертов» – один из простейших и самых эффективных методов контроля над расходами. Но сила метода не в этом. Сила метода в ВАС. Метод конвертов – это только инструмент. Только вы решаете, будет ли он работать для вашей семьи или нет. Только вы решаете, будете вы что-то менять в вашей жизни или нет. Ни этот метод, никакой другой не будет работать без воли, самомотивации и дисциплины.

Подведение итогов

Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». (Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?).


Обсуждают игру и проводят рефлексию игры.

Ведущий подводит итог игры.

Ведущий:

Семейный бюджет - это искусство лавирования между возможностями и потребностями. Добиться этого позволяют учет, планирование, экономия и поиск дополнительных заработков.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

Награждение команд-семей, показавших лучшие результаты.



Приложение

1.Визитка

1)Придумать фамилию семьи.

2)Распределить роли. Придумать игровое имя и возраст каждого члена семьи

3)Где работает, должность, место учебы. Хобби, увлечения

4) Предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии), дополнительные источники дохода( в соответствии с заданными условиями в пакете)



2. Основные статьи расходов семьи за месяц




Наименование статьи расходов

Сумма(рубли)

1

Питание



2

Коммунальные платежи


3

Транспортные расходы


4

Одежда, обувь


5

Хозяйственно-бытовые товары



Сотовая связь, интернет


6

Досуг, подарки



7

Мебель


8

Налоги, сборы


9

Накопления(сбережения)


10

Лечение




3. Наполнение продовольственной корзины

НЕОБХОДИМЫЕ ПРОДУКТЫ:

Хлеб, сахар, молоко, масло, сыр, рыба, мясо, яйца, картофель, овощи, фрукты.

4. « Блиц опрос»

1. К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?

2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.

3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?

4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?

5. «Ситуативные задачи»

Задача 1.

1 киловатт-час электроэнергии стоит 1 рубль 90 копеек. Счетчик электроэнергии показывал 25 февраля 34567 киловатт-часов, а 25 марта показывал 34867 киловатт-часа.

Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за февраль? Ответ необходимо дать в рублях.

Задача 2

В квартире установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик). 25 февраля счётчик показывал расход 337 куб.м воды, а 25 марта—347 куб.м. Какую сумму должна заплатить семья за холодную воду за февраль, если цена 1 куб.м холодной воды составляет 40 руб. 80 коп.? Ответ дайте в рублях. (2 балла)

Задача 3

Сколько пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы было выгодно ехать автобусом? Автомобилем? Такси? Заполните таблицу:

Количество

пассажиров


Стоимость

поездки на

автобусе


Стоимость

поездки на

автомобиле


Стоимость

поездки на

такси


Вывод:

выгоднее ехать

на


1

22

45

65

автобусе

2

-

45

65

-

3

-

45

65

-

4

-

45

65

-



Задача 4

Таня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 52 поездки. Сколько рублей

она сэкономила, если проездной билет на месяц стоит 750 рублей, а разовая поездка

—22 рубля?



6. «Семейная заначка».


Каждой команде даются карточки, на карточке 3 вопроса.



1. Какую денежную сумму ваша семья должна иметь на «черный день»? Обоснование.

2. Подумайте, как можно в вашем случае увеличить статью «Сбережения»? (предпринимательство, подработка, урезание статьи «Расходы»)

3. Как и где вы будете хранить свои сбережения? (можно воспользоваться интернетом, чтобы привести конкретные цифры).



Список используемых источников информации

    1. https://moneypapa.ru/metod-konvertov/

    2. https://alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/vneklasnye-meroprijatija-v-shkole-scenari/yekonomicheskaja-igra-dlja-shkolnikov-8-9-klasa-semeinyi-byudzhet.html

    3. https://infourok.ru/delovaya-igra-byudzhet-semi-3154329.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!