СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра по финансовой грамотности "Цифровой двойник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся знание и умения, необходимые для грамотного и безопастного использования конфиденциальной информации.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра по финансовой грамотности "Цифровой двойник"»

Сценарий Деловой игры «Цифровой двойник»

(игра по финансовой грамотности)

Цель игры – сформировать у участников знания и умения, необходимые для грамотного и безопасного использования конфиденциальной информации

Образовательные результаты:

- Знать, какие сведения являются секретными (нельзя сообщать никому): ПИН и CVV-коды карты, пароли.

- Знать, какая информация является личной.

- Понимать, что секретная и личная информация, передаваемая кому-то лично или размещаемая в свободном доступе (например, социальных сетях) может быть использована злоумышленниками для кражи денег.

- Знать и уметь применять порядок действий при обнаружении кражи и/или использования злоумышленниками секретной и /или личной информации: заблокировать карты, сменить пароли, сообщить о краже/взломе родителям и знакомым.

Во введении к игре участники узнают, что действие разворачивается в мире, похожем на наш. Единственное различие – периодически на него нападают пришельцы, странные монстры и мистические существа.

Основной супергерой, отражающий атаки зла, — это чудаковатый ученый без супер способностей, но с сильно развитым интеллектом. В игре его так и зовут Ученый. Недавно его посетила гениальная, с его точки зрения, идея: создать на основе искусственного интеллекта и нейросетей своего “цифрового двойника”. Если с Ученым что-то случится, то “двойник” сможет анализировать информацию и принимать точно такие же решения по спасению мира, что и сам ученый. А пока Ученый в строю, “цифровой двойник” будет облегчать ему простые операции - покупку билетов, ведение соцсетей, оплату услуг и т.д.



ХОД ИГРЫ:


Перед началом мероприятия необходимо проверить расстановку столов и наличие всего необходимого реквизита (см. пункт 1.4 Требования к месту проведения, оборудованию и реквизиту). Также нужно положить на каждый стол по 2 ручки и 3 листа бумаги.

Ведущий: Добрый день, дорогие игроки! Заметили ли вы какие-либо изменения вокруг вас? Нет? Все верно. Ведь вы попали в параллельный мир, который является полной копией нашего за несколькими небольшими исключениями. На этот мир порой нападают пришельцы, странные монстры и мистические существа.

Основной супергерой, отражающий атаки зла, – это чудаковатый ученый без суперспособностей, но с сильно развитым интеллектом. Здесь его так все и называют – Ученый.

Вы – 5 команд ассистентов Ученого. Каждая из вас проходит игру параллельно с другими. Вы не взаимодействуете друг с другом и не соревнуетесь. Ваша задача – пройти игру до конца.

Вы знаете, что недавно Ученого посетила гениальная, с его точки зрения, идея: создать на основе искусственного интеллекта и нейросетей своего “цифрового двойника”. Если с Ученым что-то случится, то “двойник” сможет анализировать информацию и принимать точно такие же решения по спасению мира, что и сам Ученый. А пока гений в строю, “цифровой двойник” будет облегчать ему простые операции - закупку билетов, ведение соцсетей, оплату услуг и так далее.

Задание 1. Обновление базы данных цифрового дневника

Ведущий: Приступим к вашему первому заданию. Ученый на время уехал и поручил вам провести подготовку к запуску “цифрового двойника”. Используя данные со страницы Ученого из социальной сети, заполните недостающую информацию в форме для загрузки в базу.

(Ведущий выдает каждой команде по 1 копии раздаточного материала (Приложение 2) и включает Слайд 2 презентации.)

У вас есть 4 минуты на выполнение задачи. Так как вся форма на русском языке, то вы заполняете пропуски тоже на русском.

(Когда время вышло, ведущий просит группы по очереди озвучить недостающую информацию в пропусках. Ведущий проверяет правильность заполнения, остальные команды корректируют свои формы, если они допустили ошибки.)

Правильное заполнение пропусков: Возраст – 60; Увлечения – программирование, искусственный интеллект, рыбалка, путешествия; Жена – Майя Ученая, возраст – 60; Текущая геопозиция – Нью-Йорк; Текущая деятельность – путешествие; Номер телефона – +7 (999) 000 00 00.

Задание 2. Обновление базы данных цифрового дневника

Ведущий: Последние данные загружены. Теперь пришло время запустить “цифрового двойника”. Ученый рассказывал, что после запуска “двойник” от лица Ученого должен разослать его друзьям в социальной сети тестовое сообщение “Привет”. Пора запускать двойника, время не ждет!

(Ведущий включает Слайд 3 презентации.)

Ведущий: Странно, кажется, какие-то сбои. Вы получили 3 уведомления в системе управления. Давайте разбираться. Начнем по порядку.

(Ведущий включает Слайд 4 презентации и дает 30 секунд времени, чтобы участники успели прочитать текст на слайде. Далее ведущий задает вопросы и ждет на них ответ. Если участники не могут ответить, указывает им на конкретные фразы в тексте сообщения.)

Ведущий: Кто вам пишет?

(Участники отвечают, что пишет жена Ученого. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Что с ней случилось?

(Участники отвечают, что ей пришло сообщение от Ученого с просьбой о помощи. Однако, с ней все в порядке и никто на Нью-Йорк не нападал. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Что произошло?

(Участники отвечают, что “цифровой двойник” вымогает деньги вместо того, чтобы написать “Привет!”. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Кажется, “цифровой двойник”, действительно, вышел из-под контроля. Что делать в ситуации, когда кто-то рассылает подозрительные письма с просьбой о переводе денег?

(Участники отвечают, что нужно предупредить людей, чтобы не переводили деньги и написать в службу поддержки социальной сети, чтобы заблокировать аккаунт. Участники могут сказать про то, что нужно обратиться в полицию. В таком случае ведущий замечает, что в первую очередь нужно предпринять действия по блокировке своего аккаунта и оповещению друзей в социальной сети. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Верно! Стоит опубликовать пост-опровержение от имени Ученого и обратиться в техническую поддержку социальной сети. Сейчас, пожалуйста, напишите 2 текста: опровержение и жалобу. У вас есть на это 4 минуты.

(Когда время вышло, ведущий просит каждую команду выбрать один из 2 текстов и прочитать его вслух. Стоит прокомментировать, что получилось хорошо и что необходимо улучшить. Важные признаки жалобы в техническую поддержку: вежливость, описание просьбы (блокировка), причины произошедшего (утечка личных данных ученого, взлом аккаунта), адекватность (не писать про цифрового двойника – никто не поймет). Важные признаки поста: вежливость (извинения), описание просьбы (не переводить деньги), причины произошедшего (утечка личных данных ученого, взлом аккаунта), адекватность (не писать про цифрового двойника – никто не поймет).)

Задание 3. Звонок в поддержку банка

Ведущий: С одним уведомлением мы расправились, осталось два. Давайте проверим следующее.

(Ведущий включает Слайд 5 презентации и дает 10 секунд времени, чтобы участники успели познакомиться с текстом на слайде. Далее ведущий задает вопросы и ждет на них ответ. Если участники не могут ответить, указывает им на конкретные фразы в тексте сообщения.)

Ведущий: Что вы видите на слайде?

(Участники отвечают, что произошли крупные списания с карты. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Что за списания произошли?

(Участники отвечают, что “цифровой двойник” потратил деньги на какие-то покупки. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: На что “цифровой двойник” потратил деньги?

(Участники отвечают, что он потратил деньги на покупку сервера. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Верно. “Цифровой двойник” осуществил большую покупку, и можно сделать предположение, что он купил дополнительный сервер , чтобы увеличить свои мощности и стать сильнее. Что необходимо сделать в случае, если произошли подозрительные списания с банковской карты?

(Участники отвечают, что нужно заблокировать карту. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Да, нужно заблокировать карту. Но как это сделать?

(Участники отвечают, что нужно позвонить в банк. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Действительно, для блокировки карты необходимо позвонить в банк. Что вам может понадобиться в разговоре с оператором банка?

(Участники отвечают, что им понадобится кодовое слово. Если участники затрудняются ответить, ведущий помогает.)

Ведущий: Точно. Для идентификации работник не спросит у вас пин-код или номер CVV (си-ви-ви) с карты – это небезопасно, но он может уточнить кодовое слово и последние четыре цифры карты.

Кодовое слово от карты Ученого указано в форме, которую вы заполняли в самом начале. Да, Ученый в качестве кодового слова поставил что-то едва произносимое. На самом деле это известный вулкан в Исландии. У вас есть 1 минута, чтобы выбрать, кто от вашей команды будет разговаривать с оператором банка и воспроизведет кодовое слово по памяти, не подглядывая.

(Когда время вышло, ведущий разговаривает по очереди с каждой командой от лица оператора банка. Он пробует до тех пор, пока кодовое слово не будет произнесено без запинки.)

Ведущий: Добрый день. Я – оператор банка. Чем я могу вам помочь?

(Участник отвечает фразу, похожую на следующую: “Здравствуйте! Я хотел бы заблокировать карту.”)

Ведущий: Пожалуйста, подтвердите, что ваша карта заканчивается на 1212?

(Участник подтверждает)

Ведущий: Пожалуйста, назовите кодовое слово.

(Участник называет кодовое слово. Если не получается, ведущий просит его повторить еще раз или сменить говорящего, после чего диалог повторяется до тех пор, пока кодовое слово не названо верно.)

Ведущий: Благодарю. Карта заблокирована. До свидания.

(Разговор повторяется с каждой командой.)

Задание 4. Подбор простых паролей

Ведущий: Все справились с блокировкой карты, несмотря на препятствия, которые расставил Ученый. Осталось последнее уведомление.

(Ведущий включает Слайд 6 презентации и дает участникам 10 секунд времени, чтобы ознакомиться с текстом.)

Ведущий: Что можно понять по данному уведомлению?

(Участники отвечают, что “цифровой двойник” пытался войти в компьютер Ученого, но у него пока не получилось.)

Ведущий: Да, “цифровой двойник” сделал несколько попыток войти в компьютер Ученого через удаленный рабочий стол1. Но пока ему это не удалось. И понятно почему. Ученый, как вы знаете, страшно любит мудреные слова и пароли. Он установил такой пароль, что в короткие сроки его не взломать даже с помощью искусственного интеллекта.

По секретному каналу связи я передал(-а) Ученому информацию о случившемся. Он очень огорчен, хотя понимал, что есть шансы, что все пойдет не так. На этот случай Ученый заложил возможность уничтожения “цифрового двойника”. Тот будет стерт со всех серверов, если войдет в систему под самым простым паролем из всех существующих. Значит, теперь вам нужно поменять пароль на самый распространенный в мире. Попробуем.

Ведущий: В течение 1 минуты всей командой вам нужно выписать на листе бумаги 5 самых распространенных простых паролей в мире. Они должны состоять из 6 символов, это могут быть только русские буквы или цифры.

Ведущий: Сейчас сравните, пожалуйста, списки. Сколько у вас совпало паролей? Поднимите руки, у кого совпал один? У кого совпало два? А у кого – три? Есть, у кого – 4? Может 5?

(Ведущий включает Слайд 8 презентации. Член команды, у которой больше всего совпадений, идет к компьютеру, чтобы ввести пароль, который команда считает самым простым. Если больше всего совпадений у нескольких команд, ведущий дает им возможность сообща решить, какой пароль вводить.)

Ведущий: Пожалуйста, пройдите к компьютеру и введите новый пароль для входа в систему. После ввода пароля нажмите Enter.

(После нажатия Enter участником, презентация переключится на слайд 9, где вместо введенного пароля будут звездочки. Здесь неважно, какой пароль введет участник. При любом введенном пароле после нажатия Enter откроется следующий слайд.)

Ведущий: Спасибо, присаживайтесь. Теперь давайте посмотрим, сработает ли пароль.

(Ведущий переключает на слайд 10, затем 11, 12, 13, 14, 15. На экране показывается, что вход был выполнен, все сервера полностью очищены.)

Ведущий: Поздравляю вас! Кажется, все получилось, и след “цифрового двойника” простыл. Вы успешно справились с защитой Ученого от его же собственного детища. Игра окончена. Вы победили.

Подведение итогов и рефлексия

(Ведущий задает ряд вопросов по игре, вовлекает разных участников в дискуссию.)

Ведущий: Чему научила вас эта игра?

Какую личную информацию Ученого “цифровой двойник” использовал против него? (данные со страницы социальной сети Ученого – информацию из профиля и пост, данные банковской карты)

Знаете ли вы подобные примеры с противозаконным использованием личных данных, которые произошли в реальной жизни? (по объявлениям «сдаю квартиру» можно узнать ценности и адрес квартиры, где никто не живет; «продаю машину» — марку, номер машины и доход владельца; «нужен репетитор», «ищу рабочих» — повод проникнуть в дом)

Как защищаться, если вы потеряли контроль над некоторыми личными данными? (в социальной сети – обратиться в техническую поддержку компании и написать пост-опровержение, с банковской картой – звонок в банк для блокировки карты)

Что вы будете делать, чтобы защитить свои личные данные? (использовать сложные и разные пароли, не ставить конкретные геометки, не публиковать номер телефона и номер карты в публичном пространстве, быть осторожным с личной информацией).



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!