Классный час на тему : «День Конституции России»
Цель: в интересной и занимательной форме познакомить детей с основным законом нашего государства – Конституцией РФ.
Задачи: - уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка; - вырабатывать навыки коллективной работы, развивать умение высказывать свое мнение; - воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
С.Р:- У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 12 декабря 1993 году. когда была принята Конституция нашей страны. А что же такое Конституция? (СЛАЙД 1)
Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позже, а пока послушайте легенду:
«Давным- давно было два государства – Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В гос-ве Можно все разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь ругаться – ругайся, хочешь оскорблять – оскорбляй, т. е. все можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе: нельзя грабить, нельзя грубить, нельзя не платить налоги, нельзя веселиться,…т.е. все нельзя. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Люди стали жить в нищете, потому что всё, что они имели у них отнимали более сильные и наглые. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению создать новое государство Законие. В нем были, установили законы, которые должны были соблюдать все жители. В государстве появился порядок и все стали жить счастливо».
Н.М- Ребята, а в каком из этих трёх государств хотели бы жить вы? Почему?
- В начале занятия мы задали вопрос «Что такое Конституция?» Конституция РФ — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны.(слайд 2)
Лера: Уже много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был в стране придуман Он
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ.
Али:-С Конституцией дружить —
Значит, по закону жить,
И работать, и учиться,
И общаться и жениться!
С.Р— Сначала Конституцию придумали и записали учёные.
Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому.
Потом состоялся референдум (всенародный опрос, голосование по важному государственному вопросу). Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место на избирательный участок и заявить, проголосовать, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так была принята наша Конституция.
Н.М-Что сказано в нашей Конституции?
— В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше.
— Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.
— В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
С.Р -Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. В 70 статье Конституции говорится, что у России тоже есть государственные символы. (СЛАЙД 3)
Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.
-Где мы можем его видеть?
Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников.
Белый цвет в нашей стране – это цвет бескрайних снегов, белоствольных берез, облаков в небе, ромашек на лугу. Белый цвет может означать мир, совесть, чистоту.
Синий цвет – это цвет неба, воды в реках, озерах и морях. Синий цвет символизирует правду, благородство и верность.
Красный цвет – это цвет солнца и огня. Он символизирует доблесть и отвагу.
Герб России Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава. Над головой орла золотая корона. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.
Гимн - торжественная песня. Её исполняют на государственных праздниках, на спортивных соревнованиях. Когда поют гимн, все должны встать, а мужчины снимают головные уборы.
(Звучит гимн) (Видеоролик гимн)
Н.М-Президент РФ – гарант Конституции.(слайд 4)
-Как звать нашего президента?
-Послушайте стихотворение и скажите о каких ваших правах в нем говорится.
:Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться,
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться.
:Ребенок имеет право на счастье,
А также в доме укрыться в ненастье.
Ребенок имеет право гулять
И воздухом чистым всей грудью дышать.
Марьям: Ребенок должен быть красивым,
Весёлым, сильным и счастливым.
Поэтому хочу сказать:
Ребенок должен отдыхать!
С.Р: Есть в Конституции Закон
Известен должен быть вам он
Всех детей учить должны
Детям знания нужны. (СЛАЙД 5)
Каждый гражданин страны имеет право на образование: он может учиться в школе, в техникуме, лицее, училище, институте. Есть у нас право на свободу говорить на родном языке. Ваш родной язык какой? Русский! Писатель Лев Толстой назвал его великим и могучим. И вы не только говорить, но и научились читать . Давайте почитаем важные и разные русские слова.(СЛАЙД 6 )
(Коллективное чтение слов: планета Земля, Россия, Родина, Москва, мама, мир, дружба, права, обязанности, народ, герой, здоровье, любовь, доброта, счастье.)
Н.М-Урок для школьников — труд. А что же тогда в школе отдых? (ответы детей) Конечно перемена – перерыв для отдыха между уроками. Объявляется веселая переменка! Право на отдых также прописано в Конституции РФ.
Чтоб на уроках не зевать
Ребенку нужно отдыхать.
А чтоб активно отдыхать
Ребенку надо танцевать!
(«Если нравится тебе, то делай так…».) (Видеоролик)
С.Р-Каждый из вас когда вырастет имеет право самостоятельно выбрать профессию по душе. Конституция гарантирует право защиты от безработицы. Но что для этого нужно? Достаточно ли одного вашего желания?
Сейчас я предлагаю вам послушать вашего одноклассника, который мечтает стать… ( Выходит мальчик, одетый в белый халат и шапочку.) - Расскажи, пожалуйста, нам, кем ты хочешь работать. (слайд 7)
Абдулла: -Я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете, я приеду к Поле.
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете, как животик?
Погляжу из очков кончики язычков.
-Вам бы очень хорошо проглотить порошок
и микстуру ложечкой пить понемножечку.
Н.М Кем вы мечтаете стать, когда вырастете? (СЛАЙД 8)
Записано в Конституции и право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В К. РФ указано, что человек имеет право на свободное передвижение и выбор места своего пребывания.
-Как вы это понимаете?
Да, в Конституции есть не только наши права, то есть что мы можем делать, но и наши обязанности, что мы делать должны. В Конституции записаны и другие наши обязанности.
Давайте перечислим главные из них. ( Дети по очереди перечисляют.) (слайд 9)
1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.
2. Уважать права и свободу других граждан.
3.Сохранять природу и окружающий мир.
4. Беречь памятники истории и культуры.
5. Платить налоги и сборы
6.Защищать свою страну, свое Отечество.
Главная обязанность наших мужчин – служба в армии. Об этом мечтают многие мальчишки.
Записано в Конституции еще одно право – право на жилище. Каждый должен иметь кров над головой. Много людей строят себе новые красивые дома.
Игра «Да! Нет!»
С.Р-Давайте поиграем. Я зачитываю вопрос. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». (СЛАЙД 10)
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? (принуждение к бесплатному физическому труду)
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Конкурс: «Правовой сундучок»
Н.М- У меня в руках сундучок, здесь находятся предметы, которые имеют отношение к разным правам человека. Вам нужно догадаться, что это за права.
( Дети поочередно выходят и вытаскивают предмет из сундучка, рассказывают какое отношение он имеет к праву, закрепленному Конституцией РФ)
Предметы из сундучка:
1) Свидетельство о рождении.
Ответ: это документ, который закрепляет наше право на имя с момента нашего рождения.
2) Сердце (копилка в виде сердца или другой предмет той же формы).
Ответ: право на любовь и заботу родителей.
3) «Букварь».
Ответ: право на образование.
4) Домик.
Ответ: право на жилище.
5) Игрушка
Ответ: право на отдых.
6) Аптечка (бинт, фонендоскоп)
Ответ: право на здоровье и медицинскую помощь.
7) Машина (игрушечная)
Ответ: право на свободу передвижения и выбора места пребывания.9) Замок
8) Микрофон
Ответ: право высказывать своё мнение.
С.Р - Подходит к концу наше занятие. С чем мы сегодня знакомились? (СЛАЙД 11)
- Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба между народами, желание трудиться и защищать Родину, когда люди будут знать и соблюдать свои права и обязанности.
Пусть граждане Закон свой уважают (СЛАЙД 12)
И счастливо живут на свете вместе!
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию страны!!!( Вместе )
7