День словарей и энциклопедий
22 ноября – День словарей и энциклопедий
Цели: расширить знания обучающихся о словарях, показать их многообразие и назначение каждого, закрепить навыки практической работы со справочными изданиями, воспитывать культуру работы с книгой, расширять кругозор обучающихся.
Учитель: Новый праздник – День словарей и энциклопедий отмечается в нашей стране в день рождения В.И.Даля. По призыву его инициаторов (Общество любителей русской словесности, музей В.И.Даля) 22 ноября во всех учебных заведениях, библиотеках, музеях, культурных центрах,
Учитель: Существует несколько типов словарей. Их подразделяют на два основных типа: языковые и энциклопедические. Для школьников изданы ряд школьных языковых словарей и энциклопедических справочников .Сегодня мы познакомимся с ними. Среди языковых словарей нужно выделить орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, антонимические, иностранных слов, крылатых слов и выражений. Среди энциклопедий интересными являются энциклопедические словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, химика, художника
Орфографический словарь: С какими трудностями мы встречаемся чаще всего? Конечно же, правописание. Правописание или орфография – один из самых трудных разделов языка. Умение правильно писать слова является свидетельством грамотности и общей культуры человека. В первую очередь, учите правила, а в во всех сомнительных и трудных случаях обращайтесь к «Орфографическому словарю». Впервые орфографический словарь вышел в свет в 1934 году. Его автор Д. Н. Ушаков. Орфографические словари дисциплинируют в единообразном и правильном написании слов.«Орфо»-правильный, «графо»-писать.
Ученик: Нашла у М.А. «Толковый словарь». А что значит «толковый»? Что, бывают и бестолковые словари?
Орфографический словарь: Нет, бестолковыми бывают только ученики. Толковым оттого назван словарь, что он слова растолковывает, то есть объясняет смысл и значение каждого слова. А в руках у тебя « Толковый словарь» С.И. Ожегова.
Учитель: Как вы умеете писать словарные статьи, мы сейчас проверим.( 2 обучающихся записывают на доске словарные статьи(например, слово «ручка»). Выявляем победителя.
Ученик: Сколько же здесь слов?
Орфографический словарь: 53000 слов. Это при том, что обычный человек использует в своей речи около пяти тысяч слов.
Учитель: Словарь Шекспира –двенадцать тысяч слов. Словарь А.С. Пушкина содержит более двадцати тысяч слов. А сейчас мы познакомимся с Эллочкой, чей словарный запас составляет 30 слов.
Включается фрагмент из фильма «12 стульев» Леонида Гайдая(3 серия с 44 минуты по 51 минуту).
На доске написано: Эллочка-людоедка — персонаж сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Словарь Эллочки-людоедки составлял 30 слов. В переносном смысле, «Эллочка-людоедка» — вульгарная женщина, живущая в своё удовольствие; человек с ограниченным кругозором, живущий только потреблением, приобретением вещей и соревнованием платьями с другими Эллочками. Прозвище «людоедка» дано Эллочке авторами как сравнение с людоедами племени Мумбо-Юмбо, чей словарный запас «составляет 300 слов» (то есть в 10 раз больше Эллочкиного). Википедия.
Ученик, посмотрев эпизод: Нет, не хочу такой быть.
Орфографический словарь: Это что, все ученики здесь такие как Эллочка? Так скоро мы совсем не станем им нужны. Неужели это правда?
Ученик: Нет, не все, я вам это докажу. Здесь собрались те, кто желает совершить путешествие в удивительную страну, полную загадок и открытий. Называется она - страна Словария. Да, ребята?
Ребята: Да!
«С нами надобно дружить, чтобы грамотными быть»,- произносят словари.
Выходят словари и рассказывают о себе.
Орфоэпический словарь: Я – ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, во мне записаны нормы произношения, ударения. Например, слово «жалюзи» нужно произносить с ударением на последнем слоге, так как слово пришло к нам из французского языка.
Учитель: Как вы знаете нормы орфоэпии, мы сейчас узнаем.(2 обучающихся расставляют ударения в фразе: Девочка с бантом ела сливовое варень). Выявляем победителя.
Словообразовательный словарь: Я – СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ, во мне записано, каким способом и с помощью какой морфемы образуются слова. Например, было слово стул, добавили суффикс –чик, слово стульчик образовано суффиксальным способом.
Учитель: Как вы можете строить словообразовательные цепочки, мы сейчас узнаем.(Доледниковый-ледниковый-ледник-лёд. 2 обучающихся на время строят словообразовательные цепочки, указывают способ образования слова).
Морфемный словарь: Я – МОРФЕМНЫЙ СЛОВАРЬ, во мне все слова разобраны по составу.
Учитель: Как вы умеете выполнять морфемный разбор, мы сейчас узнаем.( 2 обучающихся разбирают слова по составу).Выявляем победителя.
Выходят 3 друга: словарь синонимов, словарь омонимов, словарь антонимов. Рассказывают о себе. Показывают картинки, обучающиеся отгадывают( кисть винограда, кисть руки, кисть на поясе; чёрный, белый; красный, вишнёвый).
Словарь иностранных слов: Я – СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ, во мне записано, из каких языков к нам пришли слова. Например, слово фортепиано происходит от итал. forte — громко, piano — тихо.
Этимологический словарь: Я – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, во мне записано всё о происхождении слов. Ели ли вы червячков? Ели. (В руках он держит пакет с вермишелью). Слово вермишель переводится с итальянского vermicelli как червячки. Так что вы все ели червячков.
Словарь диалектных слов: Я—СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ. Ребята, что у меня в руках? Правильно, это свёкла. А слово бурак—это диалектное слово.
Фразеологический словарь: Я—ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, во мне записаны устойчивые сочетания слов. Фразеологизм бить баклуши означает бездельничать, без царя в голове –глупый человек, белая ворона—не такой как все.
«С нами надобно дружить, чтобы грамотными быть»,- произносят словари.
Учитель: Есть человек, который посвятил всю жизнь собиранию слов(обратимся ко второй части эпиграфа).
Подводим итоги.