СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье дано определение аутизма, его формы, описаны проблемы детей с расстройствами аутистического спектра, поднят вопрос о проблемах нахождения таких детей в стандартных дошкольных учреждениях

Просмотр содержимого документа
«Дети с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении.»


Дети с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении.



Содержание

1. Кто такие аутисты? Доступно о сложном. 1

2. Дети с РАС в образовательном учреждении. 6

Список использованной литературы: 9





1. Кто такие аутисты? Доступно о сложном.

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

При аутистичных расстройствах у ребенка страдают прежде всего сфера коммуникации, эмоциональная сфера, социальное взаимодействие.

К сожалению, невозможно сказать точно, сколько людей с РАС сейчас в России. И для этого есть причины.

- мало психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;

- нежелание обращаться к врачам, особенно у родителей детей с РАС;

- несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.

К тому же детям с легкими формами расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников.

Классификация по шкале МКБ 10.

детский аутизм (F84.0)

(аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);

атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);

синдром Ретта (F84.2);

синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5);

Невозможно представить портрет «типичного аутиста». Существует множество различных проявлений аутизма, от самых легких до тяжелых.

В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг "Аутичный ребенок: пути помощи" (М., 1997) приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Например, доктор Л. Винг подразделила детей с РАС по социальной активности, на «пассивных», «одиноких» и «активных, но нелепых». При этом сами авторы разделяют детей с аутичными расстройствами на 4 группы:

1. Полная отрешенность от происходящего. Наиболее глубокая форма расстройства, дети не используют ни вербальные, ни невербальные способы коммуникации, полностью отрешены и погружены в себя.

2. Активное отвержение. Дети могут использовать речь, но она выражается в речевых штампах, которые плотно связаны с конкретными ситуациями. Для детей критично важны ритуалы, жесткий жизненный стереотип. Им очень сложно принять что-то новое, непривычное, даже движения их стереотипичны.

3. Захваченность аутистическими интересами. Это интеллектуально одаренные дети, разговаривают сложными, даже книжными фразами, неестественно взрослыми. При этом такие дети очень конфликтны, они не воспринимают потребности и интересы других людей, не чувствуют подтекста и не способны воспринимать несколько смысловых линий. Для них характерна зацикленность на одних и тех же занятиях и интересах.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Это самая легкая форма РАС. Детям с трудом даются двигательные навыки, их речь бедна, они теряются в простейших социальных и коммуникативных ситуациях.

Проще говоря, аутизм условно можно разделить на четыре группы.

Первая — самая тяжелая. Окно в мир, в котором живут эти дети, плотно закрыто, да еще забито с внутренней стороны досками. Открыть его невозможно. Этими детьми можно заниматься несколько лет, но изменений не будет. В 18 лет им поставят диагноз «шизофрения» и поставят инвалидность. Крайне мала вероятность получить диагноз «аутизм», поэтому взрослых аутистов статистически очень мало.

Вторая группа — аутисты, у которых наблюдаются небольшие просветления. Они реагируют на занятия с дефектологами, интересуются некоторыми игрушками, сами могут раздеваться, есть, если, конечно, захотят. С такими детьми есть смысл заниматься, у них есть все шансы попасть в 3 или 4 группу. Но занятия должны быть постоянными и с правильными специалистами, дети нуждаются в коррекционно-воспитательной индивидуальной деятельности.

Третья группа – дети стремятся к контакту. Для них характерно стремление к достижениям, к успеху. Но при этом у них жесткие стереотипичные программы поведения и полное неприятие риска, неопределенности, критики. Выглядывают в свое «окошко» активно, но так же активно прячутся обратно при малейшей сложности, показывая аффективный срыв. Они не готовы к диалогу, им трудно даже поддержать разговор, но монологи у них получаются хорошие, на отвлеченные интеллектуальные темы. Такие дети часто проявляют интерес к отвлеченным энциклопедическим знаниям в раннем возрасте, и в области своих интересов они могут быть крайне эрудированны, как «ходячие энциклопедии», однако это является формой аутостимуляции. Также детям третьей группы сложно с моторным развитием, они достаточно неуклюжи, в социальных взаимодействиях очень наивны и прямолинейны. У них присутствует потребность в общении. Также у этих детей присутствует интерес к опасным, антисоциальным впечатлением. Постоянное проговаривание, рисунки, фантазии, разговоры на подобные темы – это тоже форма аутостимуляции.

В целом, дети третьей группы могут обучаться с стандартной средней школе, но обязательно с сопровождением специалиста. При правильном сопровождении будут проработаны их слабые места в диалогичности, восприятии и моторной недостаточности, что поможет более успешной социализации.

Четвертая группа – самые легкие проявления аутистичности. Их «окно в мир» задернуто легкими шторами, которые постоянно в движении, то закрываются, то открываются, но при этом снаружи должен находиться значимый взрослый. Дети ранимые, быстро устают от общения, сложно сосредотачиваются, особенно на речевой инструкции, имеют сложности понимания. Встречая нестандартные ситуации, отличные от тех, для которых у них имеются стереотипы поведения и реагирования, дети четвертой группы теряются. Для них характерны задержки развития, наивность, ранимость, проблемы ведения диалога и взаимодействия с окружающими. Дети стараются взаимодействовать с миром посредством взрослого, без взрослого они теряются, становятся импульсивными, перевозбужденными. Однако при этом сложных методов аутостимуляции такие дети не придумывают, им требуется только постоянная эмоциональная поддержка близких, их одобрение. Потеряв связь с такими близкими, ребенок четвертой группы может регрессировать до уровня второй группы.

При общем достаточно равномерном отставании в развитии, дети четвертой группы наиболее склонны и способны к социальным контактам. Такие дети неуклюжи, наивны, у них бедная речь, очень фрагментарные представления об окружающей действительности. При этом, в отличие от детей третьей группы, их достижения лежат в невербальной плоскости – в танцах, конструировании, рисовании, музыке. Из-за отсутствия вербальных достижений они явно проигрывают детям третьей группы, но при этом именно они имеют наиболее благоприятные прогнозы на психическое развитие и адаптацию в социуме.

Как указано у Никольской О.С. (Альманах Института коррекционной педагогики №18 2014):

«Поведение ребенка первой группы становится понятным и осмысленным, если предположить, что он сосредоточен на стремлении сохранить состояние покоя, уберечь себя от дискомфорта и истощения, т.е. на решении самой важной адаптационной задачи – самосохранения…

Поведение детей второй группы определяется их направленностью на разрешение другой, столь же витально значимой задачи, - формировании индивидуальной избирательности (опредмечивании потребностей ребенка)…

Характер поведения ребенка третьей группы также приобретает осмысленность, если рассматривать его как неудачную попытку разрешения следующей по сложности, требующей активности адаптивной задачи – организации достижения цели в условиях неопределенности, отсутствия отработанных и проверенных способов ее достижения…

В наибольшей степени поведение и проблемы детей четвертой группы определяются экстремальным сосредоточением на задаче поддержания эмоциональной связи с близким и, следования задаваемым ими правилам и нормам…

Таким образом, глубина аутистического дизонтогенеза оценивается нами в соответствии со степенью нарушения способности ребенка к организации активного и гибкого взаимодействия с миром. А степень такого нарушения определяется выявлением типа адаптивной задачи, на решении которой ребенок сосредотачивается и не справляется настолько, что это перекрывает путь его дальнейшему развитию. Выделение ключевых затруднений в развитии активного контакта с миром позволяет выстраивать для каждого ребенка направление и последовательность шагов коррекционной работы, ведущей его к большей активности и устойчивости во взаимоотношениях.»

2. Дети с РАС в образовательном учреждении.

Итак, мы получили общее представление о том, кто же это, дети с РАС. Теперь предлагаю остановиться на разборе конкретных примеров пребывания таких детей в образовательных учреждениях, чтобы понять, почему педагоги бьют тревогу, указывая на то, что без сопровождения специалистов пребывание детей с РАС в обычных образовательных учреждениях не приносит ничего хорошего ни им, ни окружающим.

Начнем с того, что дети с РАС требуют соблюдения определенных ритуалов, при малейшем отступлении от которых могут либо «уйти в себя», либо проявить агрессию. Они могут проявить жестокость к окружающим либо стремление ломать и крушить всё вокруг.

5-летний Вася, собираясь вместе с ребятами средней группы на прогулку, вдруг начал кричать, раскидывать вещи, кататься по полу, бить детей, подходящих близко. Попытки успокоить заканчивались новым витком истерики. После того, как дети ушли на прогулку, Вася успокоился. На попытки выяснить причину не реагировал. После перечисления возможных причин отреагировал на «неправильные носочки». После замены новых носочков на старые, которые лежали в кармашке шкафчика, успокоился окончательно и спокойно собрался на прогулку.

Такая реакция может быть на что угодно: новые предметы одежды, незнакомый взрослый, непривычные звуки, перестановка мебели. В условиях детского сада невозможно создать статичную обстановку, поэтому срывы аутистичных детей воспитатели наблюдают часто, порой несколько раз в день. И при невозможности в этот момент помочь ребенку, включаются дополнительные факторы: переполненность групп, нехватка специалистов, строгий режим, зачастую не позволяющий детям с РАС спокойно и размеренно выполнить так необходимые им стереотипичные действия.

4-летний Миша не интересуется занятиями. Он может часами лежать на ковре с игрушкой в руках. Ему не интересны занятия и то, чем занимаются другие дети, он может ходить по группе кругами, издавая нравящиеся ему звуки, стучать игрушкой о пол, открывать-закрывать дверь в спальню. Другие дети, глядя на него, тоже начинают вести себя похожим образом, занятие срывается.

Дети крайне чувствительны к справедливости. Если можно одному, то почему нельзя другим? Такие проблемы могут возникнуть и у начинающих, и у опытных педагогов. Только без специалиста эту проблему не решить, а специалистов нет. Проблема тут даже не в дошкольной организации, а в родителях и специалистах районных медучреждений. В медицинских картах детей с РАС чаще всего стоит 1, реже 2 группа здоровья. Если сами родители не настоят на качественном обследовании ребенка, специалист поставит вердикт «здоров» при медосмотре. А раз ребенок здоров, ему специалисты в сопровождение не нужны. Ни тьюторы, ни дефектологи. В лучшем случае логопеда к 5 годам назначат. Вопрос «кому от этого лучше» остается открытым.

Нарушение чувства самосохранения, которое проявляется аутоагрессией, часто встречается у детей с РАС. Агрессия из-за отсутствия социального контакта проецируется на самого себя. Для таких детей характерны удары по себе, укусы себя, выдирание у себя волос. Помимо аутоагрессии могут проявляться агрессивные действия, направленные на кого-то другого.

5-летний Ваня очень сильно реагирует на любое проявление критики в свой адрес или на изменение привычного уклада жизни. Когда он только пришел в нашу группу, он проявлял агрессию по отношению к другим детям, если ему не давали игрушку, которую он хочет, или указывали, что он неправильно что-то сделал. Агрессия была направлена на ребенка, который в этот момент находился в непосредственной близости от Вани, независимо от того, имел ли он отношение к происходящему.

Позже в Ванином поведении агрессия сменилась аутоагрессией, он начал себя кусать, царапать, биться о поверхности, снимать и выкидывать одежду, особенно зимой на прогулке. Мама Вани считает все происходящее детской вредностью и стремлением к лидерству, и к специалистам обращаться не собирается.

Как воспитатель с достаточно большим опытом работы, могу ответственно заявить, что такое проявление характерно для большинства детей с РАС, которые мне встречались. В данной ситуации страдает сам ребенок, страдают окружающие его дети и воспитатели. Хорошо, если ребенку попался ответственный воспитатель, который пытается привлечь внимание родителей, пытается в силу своих знаний и возможностей облегчить такому ребенку пребывание в детском дошкольном учреждении. Но если называть вещи своими именами, такое случается редко. Чаще уставший педагог на грани выгорания пытается возложить ответственность за поведение ребенка и его последствия на родителей, вместо сглаживания ситуации в группе обостряет ее, получает сопротивление со стороны родителей ребенка и отсутствие результата. Зачастую ситуацию делают хуже и неопытные специалисты различных психологических центров. К большому сожалению, часто приходится слышать жалобы психологу со стороны родителей на воспитателей, которые требуют освидетельствовать ребенка, напирая на проблемы в поведении. А неопытные психологи по различным причинам (возможно, некомпетентность, отсутствие опыта, отсутствие критичного отношения к своей работе) вводят родителей таких детей в заблуждение, сообщая, что ребенок абсолютно здоров, может, чуть неусидчив, но именно у этого специалиста он занимается отлично, выдерживая заявленное время за счет отвлечения внимания, методов аутостимуляции. К сожалению, в таких случаях проблемы копятся и прорываются уже в школе, когда изменить что-то крайне сложно.

Подводя итог, хочу отметить, что детям с РАС необходимо сопровождение специалистов. Для того, чтобы это сопровождение получить, родители и педагоги должны работать сообща, на благо ребенка. При своевременной постановке правильного диагноза (если ребенок не из первой группы) очень велик шанс на успешную социализацию. Но при том, что ребенку нужно общение со сверстниками, ему тяжело находиться в детском саду целый день в окружении большого количества детей. И конечно таким детям нужны специализированные дошкольные учреждения с щадящим режимом, небольшим количеством детей в группе и сопровождением специалистов. А пообщаться можно и на площадках и в игровых или развивающих центрах.

Список использованной литературы:
  1. Иовчук Н.М. Северный А.А. Современные проблемы диагностики аутизма// «Психологическая наука и образование», 2013, №5

  2. Аутичный ребенок: пути помощи. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. — М.: Теревиноф.- 1997.

  3. Наговицына, Н. П. Адаптация ребенка с аутизмом к условиям детского сада / Н. П. Наговицына, Т. Г. Фефилова, В. В. Хорошавина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 15-17.

  4. Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №18 2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!