СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский музыкальный театр

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Детский музыкальный театр»

«Детский музыкальный театр. Опера».

 Цели урока.

1.    Дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

2.    Познакомить учащихся с жанром оперы, с историей создания и репертуаром Воронежского государственного театра оперы и балета.

3.    Развить умение детей анализировать музыку, способствовать развитию вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков, импровизации и музыкальной драматизации.

4.    Воспитать музыкальный вкус и любовь к музыкальным традициям воронежского края.

5.    Привить любовь к музыкальному жанру оперы.

 Задачи: определять изученные музыкальные жанры; определять песенность, танцевальность и маршевость  в  музыкальных фрагментах оперы.

 Планируемые результаты:

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов, определять музыкальные и речевые интонации.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

 Тип урока – вводный.

Форма урока – урок – экскурсия.

 Оборудование урока:

1.    Афиша спектакля «Волк и семеро козлят».

2.    Компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, синтезатор.

3.    Таблички: танец, песня.

4.    Фотографии сцен из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», балета П. Чайковского «Лебединое озеро».

5.    Либретто оперы «Волк и семеро козлят».

6.    Шумовые инструменты: треугольник, колокольчики, металлофон, ксилофон.

  Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. II.  Вступительное слово учителя.

  3. (Дети входят в класс под музыку «Па де де» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»).

  4. Учитель. (слайд №1)  - Здравствуйте, друзья!

  5. Вслушайся: весь мир поет – Шорох, свист и щебет.

  6. Музыка во всем живет, Мир ее волшебен!  М.Пляцковский.

  7.  Музыка – как прекрасно и вдохновенно звучит это слово. Она входит к нам в дом с самого рождения. С маминой колыбельной песни. А дальше, сопровождает нас всю жизнь.

  8. Учитель. (слайды №2, №3)

  9. - Где вы можете услышать музыку? (Ответы детей)

  10. Сегодня вы продолжите знакомиться с миром музыки. Но для этого вам нужно вспомнить музыкальные жанры. Именно они помогут вам лучше понять и прочувствовать музыку.

  11. (Слушание музыкальных отрывков. Определение названий музыкальных жанров.)

  12. 1) Вальс из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

  13. 2) Заключительный хор из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».

  14. III. Актуализация знаний, постановка проблемы. (слайды №4, №5,№6)

  15. Учитель называет тему урока «Куда ведет нас песня?»

  16.  Учитель.

  17. - Ребята, какую песню мы послушали в начале урока? (Песню козлят).

  18. Именно она позволит нам совершить музыкальную экскурсию в театр оперы и балета.

  19. - Вы знаете, где находится театр оперы и балета? (Ответы детей).

  20. - Вы знакомы с историей этого театра?

  21. 1. Знакомство с историей создания и репертуаром театра оперы и балета.

  22. Учитель. (слайды №7, №8)

Музыкальный театр в г. Саранске был открыт в 1935 году. Он сразу же получил статус государственного. За годы своего существования коллектив несколько раз менял свой статус и, соответственно, название. Изменялся и репертуар. Сначала театр назывался "Музыкальной комедией". На его сцене шли только оперетты. С 1937 по 1948 год это был Театр оперы и балета. Саранск тогда приглашал в труппу артистов из разных городов. Это были вокалисты, которые имели музыкальное образование, опыт и могли работать в разных жанрах. Особое внимание привлекли к себе молодые артисты из Мордовии. Одним из ведущих солистов того времени был и И. Яушев. В 1948 году Театр оперы и балета (Саранск) стал музыкально-драматическим. Новая жизнь началась в 1992 году. С тех пор театр называется музыкальным, и в его репертуар входят спектакли различных жанров и концерты. Интерес публики реаорганизованный коллектив привлёк к себе сразу же. Тогда труппа была ещё малочисленной, но артистам удавалось осуществлять самые различные постановки. Имя артиста Иллариона Яушева театру было присовено в 1994 году. В 2010 году коллектив праздновал свой 75-летний юбилей. По случаю юбилея власти города сделали театру очень дорогой, важный и, можно сказать, царский подарок - новое здание. Оно очень красивое, с прекрасным современным техническим оснащением. Площадь сцены в этом помещении - 400 квадратных метров. Зал рассчитан на 714 зрителей. В нём прекрасная акустика. Благодаря этому театр получил возможность расширить свой репертуар и начать радовать зрителя постановками крупных масштабов. А также теперь есть возможность дополнять спектакли различными спецэффектами. Кроме того, новая сцена позволяет не только показывать спектакли, но также проводить концерты и различные фестивали.



 Учитель. (слайды №9) - Вы были в этом театре?

- Какие музыкальные спектакли вы видели?

Учитель предлагает посмотреть афишу детских музыкальных спектаклей.

 Г. Гладков «Бременские музыканты»

Д. Беляев «Волшебник изумрудного города»

Б. Савельев «День рождения кота Леопольда»

И. Морозов «Доктор Айболит»

К. Хачатурян «Чиполлино», «Кот в сапогах»

А. Спадавеккиа «Золушка»

Учитель.

 - Ребята, какого музыкального спектакля в этом списке нет? (Волк и 7 козлят). Мы уже начинали говорить о нем на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

 IV.             Знакомство с детской оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят». (слайды №10 - 14)

 1. Афиша оперы М. Коваля «Волк и 7 козлят».

Учитель.

Ребята, давайте познакомимся с музыкальным спектаклем «Волк и семеро козлят». Постараемся исполнить в нем главные роли.

 Но прежде! (Учитель показывает афишу спектакля)

- Что вы видите у меня в руках? (Ответы детей)

Афиша – это короткое объявление, реклама спектакля.

- О чем мы можем узнать из афиши? (Ответы детей).

 - Какие слова из афиши вам незнакомы? (Премьера, опера)

Премьера – первое исполнение спектакля.

Опера – это музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются с помощью пения.

 2. Слушание и анализ музыкальных средств и содержания песни Мамы- козы.

Учитель. (слайды №15 - 16)

- Ребята, попробуем ощутить атмосферу этого спектакля. Послушаем небольшой фрагмент. (Звучит песня мамы-козы)

- Чья эта песня? - Как она называется? (Колыбельная)

 - О чем в ней рассказывается? - Какой характер выражает музыка?

 - Как зовут 7 козлят? (Всезнайка, Бодайка, Топтушка, Резвушка, Мазилка, Дразнилка, Малыш)

 3. Музыкальная драматизация сцены «Игры козлят». (слайды №17 - 18)

Учитель.

 - Теперь поняв и прочувствовав атмосферу спектакля. Исполним роли козлят в сценке «Игра козлят».

 Продолжаем представленье С пляской, музыкой и пеньем.

Много сказок, мудрых сказок Знает старый темный лес.

Мы одну сейчас расскажем, В ней немало есть чудес.

- Уважаемые актеры! Какие козлята участвуют в игре? (Топтушка, Всезнайка, Бодайка)

 Прочитайте текст с выражением! Передав характер каждого козленка.

 Топтушка.

«Я на венике верхом объезжаю все кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь или нет?»

 Всезнайка.

«А я знаю, за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку».

 Бодайка. «Забодаю, забодаю!»

Болтушка.

«Вот Всезнайка и Топтушка говорят, что я  - болтушка,

Говорят, что много вру, а я правду говорю».

 Послушайте его в исполнении режиссера – постановщика. Повторите, исправив недостатки. Прочитайте текст выразительно.

  Учитель. (слайды №19 - 20)

 - Ребята, попробуйте сочинить мелодию к тексту, каждого персонажа.

Послушайте, как звучит эта песня у композитора.

 - Давайте, исполним ее вместе с вами. (Пение совместно с учителем).

- Ребята, как вы считаете? Какой вариант исполнения прозвучал выразительнее, ярче передал характер и внешний облик козлят? Когда вы читали или пели роли героев.

Музыкальная интонации помогла нам выразительнее передать характер и создать музыкальный портрет козлят.

 Учитель. (слайды №21 - 22)

- Продолжим знакомиться с содержанием оперы.

 - Найдите в тексте самый драматический момент спектакля, где силы добра и зла вступают в противоборство. (Волк похищает козлят)

 «Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа»

                                             В.Берестов.

Учитель.

- Как заканчивается эта опера? (Малыш спасает братьев, сестер)

 Добро победило зло, Волк наказан.

 Козлята торжествуют и с песней возвращаются домой. 

V. Вокально-хоровая работа над финальной песней «Семеро козлят». Музыкальная драматизация этой сцены. (слайд №23)

 Разучивание и исполнение песни под аккомпанемент синтезатора, фонограммы музыкального центра. Музыкально-ритмическое сопровождение песни игрой на треугольнике и колокольчиках.

 VI. Рефлексия. Итог урока. (слайд №24)

Учитель. - Куда привела вас песня? (В оперу)

 - В чем особенность оперы? (Ответы детей)

 - С какой оперой познакомились?  - Какой композитор ее написал?

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

 Учитель. (слайд №25)

Завершить нашу встречу я хотела бы стихотворением.

Пусть эти строки станут девизом вашей жизни.

 Без музыки не проживу и дня, Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов.

И в зареве рассвета над землей… Она везде и вечный спутник мой!

                                                  О. Гаджикасимов.

Учитель. Спасибо за работу. До свидания.

 

VII. Домашнее задание. (слайд №26)

Нарисовать афишу, билет, декорации к опере «Волк и семеро козлят».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!