СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ди- и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит урок по биологии в 10 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Ди- и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя»

Самостоятельная работа №3

Самостоятельная работа №3

 Скрестили черную мохнатую морскую свинку с белым гладкошерстным самцом. В потомстве получились черные мохнатые и белые мохнатые особи. Черных мохнатых животных из F1 скрестили между собой, в результате чего было получено расщепление 6:3:2:1. Определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства во всех скрещиваниях.

Скрестили черную мохнатую морскую свинку с белым гладкошерстным самцом. В потомстве получились черные мохнатые и белые мохнатые особи. Черных мохнатых животных из F1 скрестили между собой, в результате чего было получено расщепление 6:3:2:1. Определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства во всех скрещиваниях.

Ди- и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Ди- и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Закон независимого наследования признаков  –  третий закон Менделя, – утверждает, что каждая пара альтернативных признаков ведет себя в ряду поколений независимо друг от друга, в результате чего среди потомков второго поколения в определенном соотношении появляются особи с новыми (по отношению к родительским) комбинациям признаков. Так, при дигибридном скрещивании двух сортов гороха с желтыми гладкими семенами и зелеными морщинистыми во втором поколении гибридов по внешним признакам (т.е. по фенотипу) выявляются четыре группы особей (желтые гладкие семена, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые) в количественном соотношении: 9:3:3:1.

Закон независимого наследования признаков  –  третий закон Менделя, – утверждает, что каждая пара альтернативных признаков ведет себя в ряду поколений независимо друг от друга, в результате чего среди потомков второго поколения в определенном соотношении появляются особи с новыми (по отношению к родительским) комбинациям признаков. Так, при дигибридном скрещивании двух сортов гороха с желтыми гладкими семенами и зелеными морщинистыми во втором поколении гибридов по внешним признакам (т.е. по фенотипу) выявляются четыре группы особей (желтые гладкие семена, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые) в количественном соотношении: 9:3:3:1.

Задача 1. У душистого горошка высокий рост Т доминирует над карликовым t, зеленая окраска бобов G – над желтой g, а круглая форма семян R – над морщинистой r. Ответьте на вопросы: а) какое будет потомство следующих скрещиваний (даны генотипы родителей): TTGgRr × ttGgrr; TTGGRr × TtGgRr; ttggRr × TtGgrr; TtGgrr × ttGgRr; b) каков будет фенотип гибридов F1 от скрещивания гомозиготного карликового душистого горошка с зелеными морщинистыми семенами с гомозиготным высоким желтозерным крупнозерным горошком? Какие гаметы будут образовываться у гибрида F1? Каково будет расщепление в F2?

Задача 1.

У душистого горошка высокий рост Т доминирует над карликовым t, зеленая окраска бобов G – над желтой g, а круглая форма семян R – над морщинистой r. Ответьте на вопросы:

а) какое будет потомство следующих скрещиваний (даны генотипы родителей): TTGgRr × ttGgrr; TTGGRr × TtGgRr; ttggRr × TtGgrr; TtGgrr × ttGgRr;

b) каков будет фенотип гибридов F1 от скрещивания гомозиготного карликового душистого горошка с зелеными морщинистыми семенами с гомозиготным высоким желтозерным крупнозерным горошком? Какие гаметы будут образовываться у гибрида F1? Каково будет расщепление в F2?

Задача 2.  У кур белое оперение доминирует над окрашенным, оперенность голени – над голоногостью, гороховидный гребень – над листовидным. Скрещена гомозиготная белая с оперенными ногами и гороховидным гребнем курица с окрашенным голоногим с листовидным гребнем петухом. Какая часть белых оперенных с гороховидным гребнем потомков F2 от этого скрещивания не даст расщепления при скрещивании с окрашенными голоногими с простым гребнем птицами?

Задача 2.

У кур белое оперение доминирует над окрашенным, оперенность голени – над голоногостью, гороховидный гребень – над листовидным. Скрещена гомозиготная белая с оперенными ногами и гороховидным гребнем курица с окрашенным голоногим с листовидным гребнем петухом. Какая часть белых оперенных с гороховидным гребнем потомков F2 от этого скрещивания не даст расщепления при скрещивании с окрашенными голоногими с простым гребнем птицами?

Задача 3.  Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий мужчина с нормальной пигментацией женился на здоровой женщине-альбиноске. Их первый ребенок был короткопал, второй – близорук, третий – альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

Задача 3.

Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий мужчина с нормальной пигментацией женился на здоровой женщине-альбиноске. Их первый ребенок был короткопал, второй – близорук, третий – альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери – третья группа и положительный резус. В браке родился сын с отрицательным резус-фактором. Какова вероятность рождения следующего ребенка с фенотипическим проявлением как у матери? Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, возможные группы крови, резус фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты.

У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери – третья группа и положительный резус. В браке родился сын с отрицательным резус-фактором. Какова вероятность рождения следующего ребенка с фенотипическим проявлением как у матери? Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, возможные группы крови, резус фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты.

У морских свинок всклокоченная (розеточная) шерсть В доминирует над гладкой b, черная окраска C - над белой с, длинная шерсть D - над короткой d. При скрещивании самки с длинной черной розеточной шерстью с самцом, имеющим белую гладкую короткую шерсть, получено потомство, половина которого состоит из розеточных черных длинношерстных и половина из розеточных белых длинношерстных особей. Определите генотип самки.

У морских свинок всклокоченная (розеточная) шерсть В доминирует над гладкой b, черная окраска C - над белой с, длинная шерсть D - над короткой d. При скрещивании самки с длинной черной розеточной шерстью с самцом, имеющим белую гладкую короткую шерсть, получено потомство, половина которого состоит из розеточных черных длинношерстных и половина из розеточных белых длинношерстных особей. Определите генотип самки.

«При скрещивании самки дрозофилы с редуцированными глазами и серым телом и самца с нормальными глазами и чёрным телом в первом поколении было получено 17 мух, имевших редуцированные глаза, серое тело, и 16 мух, имевших нормальные глаза и серое тело. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с редуцированными глазами, серым телом. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с редуцированными глазами было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.»

«При скрещивании самки дрозофилы с редуцированными глазами и серым телом и самца с нормальными глазами и чёрным телом в первом поколении было получено 17 мух, имевших редуцированные глаза, серое тело, и 16 мух, имевших нормальные глаза и серое тело. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с редуцированными глазами, серым телом. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с редуцированными глазами было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.»

У флокса белая окраска венчика доминирует над кремовой, плоская форма венчика – над воронковидной. От скрещивания растения флокса с белыми воронковидными цветками и растения с кремовыми воронковидными цветками получено 83 растения, из которых 42 имеют белые воронковидный венчик и 41 – кремовый воронковидный . Определить все генотипы.

У флокса белая окраска венчика доминирует над кремовой, плоская форма венчика – над воронковидной. От скрещивания растения флокса с белыми воронковидными цветками и растения с кремовыми воронковидными цветками получено 83 растения, из которых 42 имеют белые воронковидный венчик и 41 – кремовый воронковидный . Определить все генотипы.

У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, сплошная окраска – над пегой. В результате анализирующего скрещивания черной самки получено потомство, состоящее из черных, коричневых, черно-пегих и коричнево-пегих щенков в соотношении 1:1:1:1. Определить генотип самки.

У собак черная окраска шерсти доминирует над коричневой, сплошная окраска – над пегой. В результате анализирующего скрещивания черной самки получено потомство, состоящее из черных, коричневых, черно-пегих и коричнево-пегих щенков в соотношении 1:1:1:1. Определить генотип самки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!