Диагностическая работа по истории для учащихся 5 классов. ФГОС.
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А10) обведите кружком номер верного ответа |
А1. Первые земледельцы появились в
1) Центральной Европе
2) Южной Европе
3) Передней Азии
4) Юго-Восточной Азии
А2. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, царю какого древнего государства принадлежала находка археологов.
«Во дворце археологам удалось раскопать помещение, полное клинописных табличек. Их оказалось не менее 20 тысяч. Это была огромная по тем временам царская библиотека с множеством научных и литературных произведений. Дворец пережил страшный пожар, но «глиняным книгам» он пошёл только на пользу, они стали ещё крепче».
1) | Египет | 2) | Китай | 3) | Финикия | 4) | Ассирия |
А3. Высшая власть в Древнем Египте принадлежала
1) | радже | 2) | стратегу | 3) | фараону | 4) | императору |
А4. Укажите номер неправильного варианта ответа.
В Древнем Китае впервые в истории научились
1) производить порох
2) играть в шахматы
3) выращивать рис
4) изготавливать шёлк
А5. Небольшие самостоятельные города - государства в Древней Греции назывались
1) | полисами | 2) | метрополиями | 3) | провинциями | 4) | колониями |
А6. Прочтите отрывок из труда древнего историка и укажите, о ком в нём идёт речь.
«…он не угодил ни тем, ни другим: богатых людей разочаровал тем, что отменил долговые обязательства, но еще более того он возбудил недовольство бедняков, потому что он не произвёл передела земли, на который они надеялись, и не установил полного равенства всего имущества, как это сделал Ликург в Спарте».
1) | Сократ | 2) | Фидий | 3) | Аристотель | 4) | Солон |
А7. Спартак был
выдающимся государственным деятелем
прославленным римским полководцем
предводителем восстания рабов
известным покровителем поэтов и музыкантов
А8. Римляне начинали своё летосчисление с
1) | 753 г. до н.э. | 2) | 776 г.до. н.э. | 3) | 509 г. до н.э. | 4) | 494 г. до н.э. |
А9. Общественно - политическую жизнь Римской республики НЕ характеризует понятие
1) | трибун | 2) | архонт | 3) | сенатор | 4) | консул |
А10. Рассмотрите карту и выполните задание
Цифрой 1 на карте обозначено место сражения, героем которого был
1) | Тутмос III | 2) | царь Леонид | 3) | Ганнибал | 4) | Агамемнон |
ЧАСТЬ 2
Задания В1–В4 требуют ответа в виде последовательности цифр, букв или слова (словосочетания), которые следует записать в ответе |
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите
ответ в виде последовательности букв выбранных элементов.
А) создание державы Александра Македонского
Б) правление Хаммурапи
В) возникновение единого государства в Древнем Египте
Г) установление императорской власти в Риме
Ответ: ____________________
В2. Установите соответствие между понятием и его определением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Понятие | Определение |
А) агора Б) фаланга В) республика | 1) торговая площадь, место народных собраний в греческих городах 2) совет старейшин 3) боевой строй пехоты 4) государство с избираемыми органами власти |
Ответ:
В3. Запишите имя, пропущенное в схеме.
Ответ: ____________________________
В4. Отметьте причины упадка Греции в IV в. до н.э. Найдите в приведённом ниже списке две причины и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие торговли
2) борьба между демосом и аристократами
3) регулярные набеги варваров
4) разорение крестьян и ремесленников
5) частые землетрясения
Ответ: ________________________________
В5. Решите хронологическую задачу. Итог запишите в ответе.
В 221 г. до н.э. правитель древнего царства объединил разрозненные государства под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?
Ответ: ____________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Задания С1-С4 выполняются с использованием нижеприведенных изображений |
С1. Напишите названия творений эпохи древнего мира, которые вы видите на рисунках под соответствующими им цифрами.
1. ______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
С2. Какое обобщающее название дал этим творениям историк Геродот?
Ответ: __________________________________________________________________
С3. Какие еще творения, наряду с изображёнными, включил Геродот в свой список величайших памятников древнего мира? Назовите не менее двух творений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
С4. Используя знания по истории, напишите кратко об одном из указанных вами творений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Ответы на задания А1-А10, В1, В3 и В5 оцениваются в 1 балл, а на задания В2 и В4 – в 2 балла. Для заданий В2 и В4 один балл выставляется в случае, если в представленном ответе один символ указан ошибочно. Ответы на задания С1- С4 оцениваются в соответствии с критериями оценивания.
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | | № задания | Ответ |
А1 | 3 | | А9 | 2 |
А2 | 4 | | А10 | 2 |
А3 | 3 | | В1 | 3214 |
А4 | 2 | | В2 | 134 |
А5 | 1 | | В3 | Посейдон |
А6 | 4 | | В4 | 24 |
А7 | 3 | | В5 | 210 г. до н.э. |
А8 | 1 | | | |
Критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом.
С1 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны быть указаны: 1. Статуя Зевса в Олимпии 2. Висячие сады Семирамиды 3. Пирамиды Древнего Египта | |
Правильно указаны 3 названия | 2 |
Правильно указаны 2 названия | 1 |
Правильно указано только 1 название ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должно быть указано: Семь чудес света | |
Правильно указано название | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
С3 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть названы: Галикарнасский мавзолей Колосс Родосский Александрийский маяк Храм Артемиды в Эфесе | |
Правильно указаны два названия | 1 |
Правильно указано только 1 название ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
С4 | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе должны быть: 1. Автор (если известен), время и место создания описываемого памятника культуры. 2. Цель (назначение) создания данного памятника культуры. 3. Художественная, историческая ценность произведения (суждения о том, почему данный памятник Геродот отнёс к семи чудесам света). 4. Историческая судьба описываемого памятника культуры. | |
Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по трем указанным позициям (п.2-4) | 3 |
Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по двум указанным позициям (п.2-3) | 2 |
Правильно названы факты (п.1) и приведены суждения по одной указанной позиции | 1 |
Правильно названы только факты (п.1) ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 24-22 | 21-17 | 16-11 | 10 и менее |
6