СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика детей с речевыми нарушениями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрены основные психодиагностические модели.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика детей с речевыми нарушениями»

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ  С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Составила психолог-педагог: Тараненко Евгения Александровна

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Составила психолог-педагог: Тараненко Евгения Александровна

Основные психодиагностические модели В понятие  «психодиагностическая модель»  входят диагностическая гипотеза и определенный набор методов, позволяющий выделить специфические особенности каких-то определенных параметров в целостном обследовании испытуемого.

Основные психодиагностические модели

В понятие «психодиагностическая модель» входят диагностическая гипотеза и определенный набор методов, позволяющий выделить специфические особенности каких-то определенных параметров в целостном обследовании испытуемого.

Если требуется определить возможное поведение человека в каких-то определенных ситуациях, то специалисту необходимо выбрать набор показателей, которые могут охарактеризовать поведение испытуемого:  - особенности высшей нервной деятельности,  - мотивацию,  - индивидуальный уровень тревожности,  - задеваемые ситуацией ценностные установки,  - навыки переживания таких ситуаций,  - состояние внимания и памяти и др.

Если требуется определить

возможное поведение человека

в каких-то определенных ситуациях,

то специалисту необходимо выбрать

набор показателей, которые могут охарактеризовать поведение испытуемого:

- особенности высшей нервной деятельности, - мотивацию, - индивидуальный уровень тревожности, - задеваемые ситуацией ценностные установки, - навыки переживания таких ситуаций, - состояние внимания и памяти и др.

Предположив, что перечисленные психические свойства будут определять поведение человека в интересующих нас ситуациях, мы затем должны подобрать методики для их измерения.  Выбранная нами модель психических механизмов в интересующей нас ситуации определяет подбор необходимых для ее проверки методик диагностики.

Предположив, что

перечисленные психические свойства

будут определять

поведение человека

в интересующих нас ситуациях,

мы затем должны подобрать методики для их измерения. Выбранная нами модель

психических механизмов

в интересующей нас ситуации

определяет подбор

необходимых для ее проверки

методик диагностики.

Выделяют следующие психодиагностические модели: медицинскую - в рамках которой проводится клиническое обследование всеми специалистами медицинского блока и выделяются характеристики, определяющие причины расстройства, связанные с этиологией и патогенезом нарушения (биологическая и медицинская психокоррекционные модели);

Выделяют следующие психодиагностические модели:

  • медицинскую - в рамках которой проводится клиническое обследование всеми специалистами медицинского блока и выделяются характеристики, определяющие причины расстройства, связанные с этиологией и патогенезом нарушения (биологическая и медицинская психокоррекционные модели);
специальную диагностическую — в рамках этой модели проводится специальное обследование (в данном случае — логопедическое, которое осуществляется логопедом), позволяющее определить специфические особенности нарушения;
  • специальную диагностическую — в рамках этой модели проводится специальное обследование (в данном случае — логопедическое, которое осуществляется логопедом), позволяющее определить специфические особенности нарушения;
педагогическую - в рамках этой модели осуществляется диагностика обучаемости, проблем нарушений обучения, оценки навыков и умений ребенка в соответствии с возрастом и образовательным стандартом. Данный вид обследования проводится педагогами с помощью различных не стандартизированных методик, тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребенка и тип образовательного учреждения для дальнейшего обучения (педагогическая коррекционная модель);
  • педагогическую - в рамках этой модели осуществляется диагностика обучаемости, проблем нарушений обучения, оценки навыков и умений ребенка в соответствии с возрастом и образовательным стандартом. Данный вид обследования проводится педагогами с помощью различных не стандартизированных методик, тестовых заданий, позволяющих определить уровень развития ребенка и тип образовательного учреждения для дальнейшего обучения (педагогическая коррекционная модель);
психологическую — в рамках этой модели проводится психологическое обследование. Его цель — получить оценку психических процессов, состояний, ведущей деятельности, характер интеракций и др. Обследование проводится психологом с использованием всего арсенала психодиагностических методик (интерактивная деятельностная психокоррекционные модели).
  • психологическую — в рамках этой модели проводится психологическое обследование. Его цель — получить оценку психических процессов, состояний, ведущей деятельности, характер интеракций и др. Обследование проводится психологом с использованием всего арсенала психодиагностических методик (интерактивная деятельностная психокоррекционные модели).
Медицинская модель  предполагает, что в основе трудностей обучения и развития ребенка с расстройствами речи лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности ребенка, обусловленные серьезными нарушениями ЦНС, незрелостью и нарушениями структур головного мозга и другими психосоматическими расстройствами. Соответственно, усилия специалистов направлены на излечение болезни, реабилитацию ребенка, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям ребенка с нарушениями речи.

Медицинская модель

предполагает, что в основе трудностей обучения и развития ребенка с расстройствами речи лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности ребенка, обусловленные серьезными нарушениями ЦНС, незрелостью и нарушениями структур головного мозга и другими психосоматическими расстройствами. Соответственно, усилия специалистов направлены на излечение болезни, реабилитацию ребенка, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям ребенка с нарушениями речи.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и педагогов, работающих с ребенком, и предназначена для оказания им помощи в воспитании и обучении детей. Психолог вместе с педагогами (родителями) анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленную на ее изменение. Хотя сам взрослый может быть в той или иной степени причиной неблагополучия ребенка, однако эта возможность, по крайней мере открыто, не рассматривается, а в выработке мер воздействия психолог ориентируется не столько на индивидуальные особенности ребенка и родителя, сколько на универсальные, оптимальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Педагогическая модель

базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и педагогов, работающих с ребенком, и предназначена для оказания им помощи в воспитании и обучении детей. Психолог вместе с педагогами (родителями) анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленную на ее изменение. Хотя сам взрослый может быть в той или иной степени причиной неблагополучия ребенка, однако эта возможность, по крайней мере открыто, не рассматривается, а в выработке мер воздействия психолог ориентируется не столько на индивидуальные особенности ребенка и родителя, сколько на универсальные, оптимальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Психолог выступает в роли специалиста, которому лучше, чем консультируемому, известны проблемы, приемы и способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т.д. Клиническое обследование позволяет установить, какие нарушения в центральной нервной системе органического или функционально-динамического характера привели к нарушениям в психофизиологической сфере ребёнка. Поэтому оно предваряет психолого-педагогическую диагностику.

Психолог выступает в роли специалиста, которому лучше, чем консультируемому, известны проблемы, приемы и способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т.д.

Клиническое обследование позволяет установить, какие нарушения в центральной нервной системе органического или функционально-динамического характера привели к нарушениям в психофизиологической сфере ребёнка.

Поэтому оно предваряет психолого-педагогическую диагностику.

 Педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями в целях определения степени педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития, выявление индивидуальных типологических возможностей является чрезвычайно важным для дальнейшего их обучения.  Дифференцированная качественная оценка уровня сформированности готовности обучению в школе позволит отделить детей с речевыми нарушениями от детей с задержкой психического развития и определить дальнейшую стратегию обучения каждого ребенка. В начальной школе определение степени сформированности школьных навыков, в частности овладение письмом, чтением, счетом, позволят сделать выводы и произвести дифференциацию дисграфии, дискалькулии от задержек психического развития.

Педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями в целях определения степени педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития, выявление индивидуальных типологических возможностей является чрезвычайно важным для дальнейшего их обучения.

Дифференцированная качественная оценка уровня сформированности готовности обучению в школе позволит отделить детей с речевыми нарушениями от детей с задержкой психического развития и определить дальнейшую стратегию обучения каждого ребенка. В начальной школе определение степени сформированности школьных навыков, в частности овладение письмом, чтением, счетом, позволят сделать выводы и произвести дифференциацию дисграфии, дискалькулии от задержек психического развития.

На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от целей и задач каждого этапа обследования.

На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от целей и задач каждого этапа обследования.

Схема педагогического обследования  1) знакомство с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения);  2) беседа с родителями или лицами, их заменяющими, в которой выясняются причины обращения за консультацией;  3) выяснение сформированности временных и пространственных представлений обследуемого. Знание времен года, их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги;

Схема педагогического обследования

1) знакомство с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения);

2) беседа с родителями или лицами, их заменяющими, в которой выясняются причины обращения за консультацией;

3) выяснение сформированности временных и пространственных представлений обследуемого. Знание времен года, их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги;

Схема педагогического обследования  4) выяснение сформированности обобщающих понятий, уровня обобщения и характера выбора связей (выделение 4-го «лишнего предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения;  5) определение умения подбирать простые и сложные аналогии (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов);  6) выяснение уровня понимания смысла сюжетной картинки, рассказа. Установление логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок;  7) выяснение понимания логико-грамматических конструкций;

Схема педагогического обследования

4) выяснение сформированности обобщающих понятий, уровня обобщения и характера выбора связей (выделение 4-го «лишнего предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения;

5) определение умения подбирать простые и сложные аналогии (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов);

6) выяснение уровня понимания смысла сюжетной картинки, рассказа. Установление логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок;

7) выяснение понимания логико-грамматических конструкций;

Схема педагогического обследования  8) уровень понимания переносного смысла метафор и пословиц;  9) обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения. Из школьных программ выбран материал диагностически значимый, позволяющий оптимально раскрыть способность ребенка к отвлеченному и логическому мышлению; из математики - умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине; предел знания последовательности чисел натурального ряда; умение назвать их в обратном порядке;  10) в завершение обследования проводится заключительная беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.

Схема педагогического обследования

8) уровень понимания переносного смысла метафор и пословиц;

9) обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения. Из школьных программ выбран материал диагностически значимый, позволяющий оптимально раскрыть способность ребенка к отвлеченному и логическому мышлению; из математики - умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине; предел знания последовательности чисел натурального ряда; умение назвать их в обратном порядке;

10) в завершение обследования проводится заключительная беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.

Логопедическая диагностическая модель основывается на предположении дефицита у педагогов, логопедов, дефектологов специальных знаний о психологических особенностях детей с речевыми расстройствами и сочетании этих свойств в структуре ведущего дефекта. Полнота этих знаний позволила бы им принять правильное решение в виде вынесения диагностического заключения и оказать дифференцированную помощь с учетом индивидуальных особенностей обследуемого.  В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача логопеда — определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов.

Логопедическая диагностическая модель

  • основывается на предположении дефицита у педагогов, логопедов, дефектологов специальных знаний о психологических особенностях детей с речевыми расстройствами и сочетании этих свойств в структуре ведущего дефекта. Полнота этих знаний позволила бы им принять правильное решение в виде вынесения диагностического заключения и оказать дифференцированную помощь с учетом индивидуальных особенностей обследуемого.

В таких случаях речевые нарушения входят в синдром основного нервно-психического заболевания. Задача логопеда — определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов.

 Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического, и лексико-грамматического строя речи, обусловленные основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднений в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированностью связной речи).  Особенности речевой функции у каждого ребенка сопоставляется с показателями обследования других специалистов: психиатров, невропатологов, психологов, педагогов-дефектологов.

Так, характерным для школьников является достаточно равномерное нарушение и фонетико-фонематического, и лексико-грамматического строя речи, обусловленные основным заболеванием (умственная отсталость). Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития или с социально-педагогической запущенностью сопровождается характерными особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора антонимов и синонимов, затруднений в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированностью связной речи).

Особенности речевой функции у каждого ребенка сопоставляется с показателями обследования других специалистов: психиатров, невропатологов, психологов, педагогов-дефектологов.

Заключительный диагноз на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз.

Заключительный диагноз

на каждого ребенка включает:

уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз.

Схема логопедического обследования  1. Цель посещения, жалобы родителей и ребенка.  2. Ознакомление с педагогической документацией.  3. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного, речевого, психического).  Особое внимание обращают на:  - предречевые вокализации (гуканье, гуление);  - появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;  - качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

Схема логопедического обследования

1. Цель посещения, жалобы родителей и ребенка.

2. Ознакомление с педагогической документацией.

3. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного, речевого, психического).

Особое внимание обращают на:

- предречевые вокализации (гуканье, гуление);

- появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

- качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

 4. Объективное исследование ребенка.  4.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.  4.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Н.И. Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.  4.3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.  4.4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами),

4. Объективное исследование ребенка.

4.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

4.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Н.И. Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

4.3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

4.4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами),

 4.5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).  4.6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).  4.7. Исследование импрессивной речи:  - понимание связной речи;  - понимание предложений;  - понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т.п.);  - понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

4.5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

4.6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

4.7. Исследование импрессивной речи:

- понимание связной речи;

- понимание предложений;

- понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т.п.);

- понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

 4.8. Исследование фонематических процессов.  4.8.1. Фонематический анализ:  - выделение звука на фоне слова;  - выделение звука из слова;  - определение места звука в слове по отношению к другим звукам;  - определение количества звуков в слове;  -дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость— глухость, мягкость — твердость, свистящие — шипящие и т. п.).  4.8.2. Фонематический синтез:  - составление слов из последовательно данных звуков;  - составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

4.8. Исследование фонематических процессов.

4.8.1. Фонематический анализ:

- выделение звука на фоне слова;

- выделение звука из слова;

- определение места звука в слове по отношению к другим звукам;

- определение количества звуков в слове;

-дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость— глухость, мягкость — твердость, свистящие — шипящие и т. п.).

4.8.2. Фонематический синтез:

- составление слов из последовательно данных звуков;

- составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

 4.8.3. Фонематические представления:  - придумать слово на определенный звук. 4.9. Исследование экспрессивной речи.  4.9 Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса.  Отметить параметры движений:  - тонус;  - активность;  - объем движения;  - точность выполнения;  -длительность;  - замена одного движения другим;  - добавочные и лишние движения (синкенезии).

4.8.3. Фонематические представления:

- придумать слово на определенный звук. 4.9. Исследование экспрессивной речи.

4.9 Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса.

Отметить параметры движений:

- тонус;

- активность;

- объем движения;

- точность выполнения;

-длительность;

- замена одного движения другим;

- добавочные и лишние движения (синкенезии).

 4.10 Состояние звукопроизношения:  - изолированный вариант;  - в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных;  - в словах;  - в речи;  - произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.  4.11 Исследование словарного состава языка:  - самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;  - подбор синонимов, антонимов, родственных слов;  - выявление общих категориальных названий. Отметить:  - соответствие словаря возрастной норме;  - наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;  - точность употребления слов.  При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

4.10 Состояние звукопроизношения:

- изолированный вариант;

- в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных;

- в словах;

- в речи;

- произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

4.11 Исследование словарного состава языка:

- самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;

- подбор синонимов, антонимов, родственных слов;

- выявление общих категориальных названий. Отметить:

- соответствие словаря возрастной норме;

- наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;

- точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

 4.12 Обследование грамматического строя речи. Отметить:  а) характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более);  б) характер употребления предложно-падежных конструкций;  в) состояние функции словоизменения:  - преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;  - образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;  - согласование с числительными.  г) состояние функции словообразования:  - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;  - образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);  - образование названий детенышей животных;  - образование глаголов с помощью приставок.

4.12 Обследование грамматического строя речи. Отметить:

а) характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более);

б) характер употребления предложно-падежных конструкций;

в) состояние функции словоизменения:

- преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

- образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

- согласование с числительными.

г) состояние функции словообразования:

- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

- образование названий детенышей животных;

- образование глаголов с помощью приставок.

 4.13 Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.). Отметить:  - логическую последовательность в изложении событий;  - характер аграмматизма;  - особенности словаря.  4.14 Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).  4.14. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.

4.13 Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.). Отметить:

- логическую последовательность в изложении событий;

- характер аграмматизма;

- особенности словаря.

4.14 Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).

4.14. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.

 5. Состояние письменной речи.  5.1. Состояние навыка письма:  - проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях;  - выявить навыки звукового анализа и синтеза;  - отметить особенности звукового анализа и синтеза;  - отметить особенности слухоречевой памяти;  - проверить слуховую дифференциацию фонем;  - состояние динамического праксиса;   - определить ведущую руку;  - проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);  - отметить особенности почерка;  - отметить характер дисграфических и орфографических ошибок.

5. Состояние письменной речи.

5.1. Состояние навыка письма:

- проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях;

- выявить навыки звукового анализа и синтеза;

- отметить особенности звукового анализа и синтеза;

- отметить особенности слухоречевой памяти;

- проверить слуховую дифференциацию фонем;

- состояние динамического праксиса;

- определить ведущую руку;

- проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);

- отметить особенности почерка;

- отметить характер дисграфических и орфографических ошибок.

 5.2  Состояние навыка чтения:  - умение правильно показать печатные и прописные буквы;  - способность правильно называть буквы;  - чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены):  - отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);  - выявить понимание прочитанного;  - отметить отношение ребенка к чтений (любит или не любит самостоятельно читать).

5.2 Состояние навыка чтения:

- умение правильно показать печатные и прописные буквы;

- способность правильно называть буквы;

- чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены):

- отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);

- выявить понимание прочитанного;

- отметить отношение ребенка к чтений (любит или не любит самостоятельно читать).

6. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи). 7. Рекомендации.
  • 6. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи).
  • 7. Рекомендации.
Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черти т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме. Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.

Психологическая модель

  • диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черти т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме. Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.
Понимание необходимости учета психической реакций человека на жизненные трудности возникло ещё во времена Гиппократа, который предлагал при лечении использовать не только лекарства, но также прибегать к помощи природы, ближайших родственников и самого больного. Однако понадобился длительный исторический путь для научного обоснования такого подхода к страдающему человеку.
  • Понимание необходимости учета психической реакций человека на жизненные трудности возникло ещё во времена Гиппократа, который предлагал при лечении использовать не только лекарства, но также прибегать к помощи природы, ближайших родственников и самого больного. Однако понадобился длительный исторический путь для научного обоснования такого подхода к страдающему человеку.
А.Р. Лурия в 1939 г. впервые сформулировал свою концепцию внутренней картины болезни (ВКБ) в противоположность внешней, объективно наблюдаемой, которую формирует сама болезнь (в нашем случае — речевой дефект), социальная среда больного и его личность.
  • А.Р. Лурия в 1939 г. впервые сформулировал свою концепцию внутренней картины болезни (ВКБ) в противоположность внешней, объективно наблюдаемой, которую формирует сама болезнь (в нашем случае — речевой дефект), социальная среда больного и его личность.
 Центральным здесь выступает личность, которая и строит ВКБ, в структуру которого входят следующие компоненты: сенситивный, эмоциональный, рациональный и волевой.  Последний компонент представляет как бы итог ВКБ в виде поведения, направленного на выздоровление.

Центральным здесь выступает личность, которая и строит ВКБ, в структуру которого входят следующие компоненты:

  • сенситивный,
  • эмоциональный,
  • рациональный и
  • волевой.

Последний компонент представляет как бы итог ВКБ в виде поведения, направленного на выздоровление.

Проведенные исследования показывают, что ВКБ является оптимальной психотерапевтически ориентированной моделью диагностики , позволяющей оказывать помощь наиболее направленно (обозначив мишени не изолированно, а именно в системе личности), с наибольшим охватом симптомов.
  • Проведенные исследования показывают, что ВКБ является оптимальной психотерапевтически ориентированной моделью диагностики , позволяющей оказывать помощь наиболее направленно (обозначив мишени не изолированно, а именно в системе личности), с наибольшим охватом симптомов.
Данная модель универсальна для лиц, страдающих речевыми расстройствами независимо от возраста. В дальнейшем, в практической работе при отборе батарей методик для психологического обследования авторы используют психотерапевтическую модель, основой которой является целостное рассмотрение проблеманомального субъекта и его переживаний по поводу своего дефекта. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического развития детей в соответствии с их возрастными нормами, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки психомоторного развития, речи и интеллекта.
  • Данная модель универсальна для лиц, страдающих речевыми расстройствами независимо от возраста. В дальнейшем, в практической работе при отборе батарей методик для психологического обследования авторы используют психотерапевтическую модель, основой которой является целостное рассмотрение проблеманомального субъекта и его переживаний по поводу своего дефекта. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического развития детей в соответствии с их возрастными нормами, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки психомоторного развития, речи и интеллекта.
Схема психологического обследования  I. Общие сведения о ребенке  Фамилия, имя, отчество  Год рождения (возраст)  Место работы (д/сад, школа)

Схема психологического обследования

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, отчество

Год рождения (возраст)

Место работы (д/сад, школа)

 II. Особенности психического развития:  1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность.  2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).  3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.

II. Особенности психического развития:

1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность.

2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).

3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.

 4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.  Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.  Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).  Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.  Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).  Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.  Нарушения мышления.

4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения.

Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.

Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).

Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.

Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений).

Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.

Нарушения мышления.

5. Обследование личностных особенностей

1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к эффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли.

Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.

2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности.

Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент.

Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.

Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость.

Методы и приёмы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией

Методы и приёмы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией

Клинические Педагогические Специальные (логопедические) Психологические Методы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией Методы

Клинические

Педагогические

Специальные (логопедические)

Психологические

Методы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией

Методы

К общеклиническим методам исследования  относятся: исследование рефлекторно-двигательных функций; исследование чувствительности; исследование функции черепных нервов; исследование вегетативной нервной системы.

К общеклиническим методам исследования относятся:

  • исследование рефлекторно-двигательных функций;
  • исследование чувствительности;
  • исследование функции черепных нервов;
  • исследование вегетативной нервной системы.
К педагогическим методам диагностики относятся: Метод беседы Метод изучения документации Метода изучение продуктов деятельности ребенка Метод наблюдения Метод эксперимента

К педагогическим методам диагностики относятся:

  • Метод беседы
  • Метод изучения документации
  • Метода изучение продуктов деятельности ребенка
  • Метод наблюдения
  • Метод эксперимента
Метод беседы  Позволяет собрать информацию о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.  При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях. Первое направление - беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения со взрослыми. При беседе с детьми необходимо помнить, что дети не всегда правильно оценивают своё состояние. Кроме того они внушаемый и настойчивый вопрос могут дать ответ в зависимости от тона спрашивающего. Второе направление - беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных.

Метод беседы

Позволяет собрать информацию о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях.

  • Первое направление - беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Это исходный этап знакомства, от которого зависит установление контакта с ребенком и очень важный метод, потому что многие дети с отклонениями в развитии имеют негативный опыт общения со взрослыми. При беседе с детьми необходимо помнить, что дети не всегда правильно оценивают своё состояние. Кроме того они внушаемый и настойчивый вопрос могут дать ответ в зависимости от тона спрашивающего.
  • Второе направление - беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных.
Метод изучения документации  Задачей метода является сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития.  В комплексном изучении ребенка логопед должен уметь «читать» медицинскую, психологическую и педагогическую документацию черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для логопедического обследования такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения: педиатра, психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом, оториноларинголога с характеристикой состояния, офтальмолога с характеристикой состояния зрения, ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата), психолога.

Метод изучения документации

Задачей метода является сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития.

В комплексном изучении ребенка логопед должен уметь «читать» медицинскую, психологическую и педагогическую документацию черпать из нее сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для логопедического обследования такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения: педиатра, психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом, оториноларинголога с характеристикой состояния, офтальмолога с характеристикой состояния зрения, ортопеда (для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата), психолога.

Метод изучения документации  Материалы подробной выписки ориентируют логопеда и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования.  Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные используются при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

Метод изучения документации

Материалы подробной выписки ориентируют логопеда и формируют исходные предпосылки для выявления направления исследования.

Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные для повышения успеваемости (индивидуальная работа, лечение и т.д.). Эти данные используются при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

Анамнез состоит из двух частей – анамнеза жизни и анамнеза болезни . В анамнезе жизни излагается история развития ребёнка с момента рождения до времени исследования. При этом важно выяснить, как протекали роды, какие заболевания ребёнок перенёс в раннем возрасте и как эти заболевания отражались на его нервно-психическом развитии. Тяжёлые, длительные роды, оперативные акушерские вмешательства во время родов могут явиться причиной поражения нервной системы новорожденного, нарушений нервно-психического развития ребёнка. Очень важно выяснить особенности психофизического развития ребёнка в раннем возрасте: следует выяснить, когда ребёнок стал держать голову, сидеть, вставать на ноги, самостоятельно стоять, ходить.
  • Анамнез состоит из двух частей – анамнеза жизни и анамнеза болезни . В анамнезе жизни излагается история развития ребёнка с момента рождения до времени исследования. При этом важно выяснить, как протекали роды, какие заболевания ребёнок перенёс в раннем возрасте и как эти заболевания отражались на его нервно-психическом развитии. Тяжёлые, длительные роды, оперативные акушерские вмешательства во время родов могут явиться причиной поражения нервной системы новорожденного, нарушений нервно-психического развития ребёнка.
  • Очень важно выяснить особенности психофизического развития ребёнка в раннем возрасте: следует выяснить, когда ребёнок стал держать голову, сидеть, вставать на ноги, самостоятельно стоять, ходить.
Если раннее развитие ребёнка протекало с задержкой, следует также выяснить, обращались ли родители в связи с этим к врачу, какое проводилось лечение и каков был эффект. Целесообразно выяснить, как протекало физическое и психическое развитие ребёнка в дошкольном и школьном возрасте. В анамнез жизни надо включить описание санитарно-гигиенических и социально-бытовых условий, в которых ребёнок находился до момента обследования, так как эти факторы могли оказать значительное влияние на его развитие и формирование нервно-психического склада. Особое значение при сборе анамнеза имеют сведения о ближайших и отдалённых родственниках, наличие тех или иных заболеваний и аномалий в семье по линии отца и матери. В семейном анамнезе важно отразить состояние здоровья матери.
  • Если раннее развитие ребёнка протекало с задержкой, следует также выяснить, обращались ли родители в связи с этим к врачу, какое проводилось лечение и каков был эффект. Целесообразно выяснить, как протекало физическое и психическое развитие ребёнка в дошкольном и школьном возрасте.
  • В анамнез жизни надо включить описание санитарно-гигиенических и социально-бытовых условий, в которых ребёнок находился до момента обследования, так как эти факторы могли оказать значительное влияние на его развитие и формирование нервно-психического склада.
  • Особое значение при сборе анамнеза имеют сведения о ближайших и отдалённых родственниках, наличие тех или иных заболеваний и аномалий в семье по линии отца и матери. В семейном анамнезе важно отразить состояние здоровья матери.
Описать те факторы, которые могли оказывать на неё отрицательное влияние во время беременности. Многие заболевания матери (болезни сердца, лёгких, эндокринной системы) могут осложнять течение беременности и приводить к поражению плода. Анамнез болезни посвящён истории развития настоящего заболевания от появления его первых признаков до момента обследования. При этом важно установить, как и когда были отмечены первые признаки заболевания, в каком порядке и когда появлялись последующие признаки, как вёл себя ребёнок, какие изменения обнаруживались в его состоянии. Выясняется наличие обще инфекционных признаков заболевания (повышение температуры тела, кашель, насморк). В анамнезе фиксируют и эпидемиологические данные.
  • Описать те факторы, которые могли оказывать на неё отрицательное влияние во время беременности. Многие заболевания матери (болезни сердца, лёгких, эндокринной системы) могут осложнять течение беременности и приводить к поражению плода.
  • Анамнез болезни посвящён истории развития настоящего заболевания от появления его первых признаков до момента обследования. При этом важно установить, как и когда были отмечены первые признаки заболевания, в каком порядке и когда появлялись последующие признаки, как вёл себя ребёнок, какие изменения обнаруживались в его состоянии. Выясняется наличие обще инфекционных признаков заболевания (повышение температуры тела, кашель, насморк). В анамнезе фиксируют и эпидемиологические данные.
Метод изучение продуктов деятельности ребенка  Использование метода  позволяет провести анализ конечных результатов деятельности (детских рисунков, поделок, учебных работ: диктантов, упражнений, решений задач и т.п.), даёт возможность понять особенности ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.  Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен. Для того чтобы оценка достижений ребёнка была адекватной необходимо изучить типичные затруднения в усвоении знаний, особенности развития данного навыка в процессе обучения.

Метод изучение продуктов деятельности ребенка

Использование метода позволяет провести анализ конечных результатов деятельности (детских рисунков, поделок, учебных работ: диктантов, упражнений, решений задач и т.п.), даёт возможность понять особенности ребенка и составить представление о его воображении, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности у ребенка навыков учебной деятельности и др.

Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен. Для того чтобы оценка достижений ребёнка была адекватной необходимо изучить типичные затруднения в усвоении знаний, особенности развития данного навыка в процессе обучения.

Метод наблюдения  позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка. Начиная обследование ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам.

Метод наблюдения

позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка является наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности ребенка. Начиная обследование ребенка с наблюдения за игрой, можно расположить ребенка к себе и ситуации обследования, постепенно перейти к экспериментальным методикам.

Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности. Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.

Метод эксперимента

  • предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения. При проведении эксперимента ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или любой другой деятельности. Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!