Просмотр содержимого документа
«Диагностика развития восприятия и понимания дошкольниками произведений живописи»
Диагностика развития восприятия и понимания детьми произведений живописи
С целью решения задач художественно-эстетического и духовно-нравственного развития старших дошкольников посредством ознакомления с жанровой живописью, рекомендую использовать диагностику развития восприятия и понимания детьми произведений живописи Р.М. Чумичевой.
Детям предлагаются следующие задания:
1. Рассматривание и оценка картин «В гостях у картин».
2. Дидактическая игра «Разложи по жанрам».
Демонстрация произведений искусства сопровождалась вопросами: «Нравится ли тебе эта картина? Расскажи, что нарисовал художник? Как называется такая картина?»
По результатам анализа речевых высказываний определяется уровень развития восприятия и понимания детьми произведений живописи.
Критерии оценки ответов:
- узнавание изображенных на картине предметов, явлений, действий;
- понимание основного содержания рассматриваемой картины;
- понимание средств художественного изображения и выразительности;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку.
Уровень | Индикаторы |
Высокий | Понимают основное содержание картины. Выражают оценочные суждения о картине. Умеют определить жанр живописи. |
Средний | Понимают основное содержание, допускают ошибки в определении жанра. Выражают общее эмоциональное впечатление (нравится – не нравится). |
Низкий | Перечисляют основные детали изображенного. Не дают оценки. Отвечают односложно. |
Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:
Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
Группы: | Программные задачи: |
2 младшая группа (с 3 до 4 лет) | Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно- дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть, что и как изобразил художник в рисунке. При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов и явлений в произведениях искусства. |
Средняя группа (с 4 до 5 лет) | Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали. При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства, использованные художником – цвет, форму. Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине, смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения. |
Старшая группа (с 5 до 6 лет) | Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами. У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность |
Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет) | Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях. У них формируют понятия «хороший», «красивый». Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ. |