СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика уровня воспитанности обучающихся СКОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика уровня воспитанности проведена совместно с воспитателем класса.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня воспитанности обучающихся СКОУ.»

Анализ результатов

диагностики уровня воспитанности обучающихся 3 класса

10 марта 2017 года


Цель: Выявление уровня воспитанности в 3 классе за период с сентября 2016 года по март 2017 года.

Задачи:

  • определить состояние уровня воспитанности детей в 3 классе методом анкетирования и наблюдения;

  • оценить и выявить основные проблемы воспитательного процесса в группе;

  • наметить решения и внести предварительные коррективы в рабочую программу по воспитательной работе для регулирования и коррекции уровня воспитанности детей.

Объект исследования: система уровня воспитанности в 3 классе.

Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: ежегодное диагностирование по направлениям развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Численность респондентов: 13 воспитанников.

На первом этапе определения уровня воспитанности применялась диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И. Шиловой (Диагностика № 1).Использован метод наблюдения. Проведено 1 марта 2017 года.

Согласно данным проведенного исследования в группе хороший уровень воспитанности - 3,9 балла. Характеризуется данный уровень следующими параметрами:

  • устойчивое положительное поведение, наличиесаморегуляции и самоорганизации;

  • имеют правильное, но не совсем полное представление о нравственном идеале, выражают устоявшееся мнение об идеале, нравственных ценностях и качествах личности;

  • не имеют четкой программы самовоспитания;

  • активная общественная позиция еще не проявляется;

  • наблюдается расхождение между поступками и убеждениями, единичны случаи нравственной неустойчивости;

  • преобладание духовных ценностей над материальными.

Из всего состава группы имеют:

  • 3 воспитанника (23,1%) – высокий уровень воспитанности, который определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции (Г.Р., З.В, П.С.).

  • 4 воспитанника (30,8%) - хороший уровень воспитанности, который определяется в основном, сформированностью внутренних регуляторов поведения, но в критических ситуациях нуждаются в помощи, характерна положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна (Б.А., Ш.А., Б.Г., К.А.).

  • 5 воспитанников (38,5%) – средний уровень воспитанности, которому свойственна некоторая самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции. Отсутствует общественная позиция, характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями (К.А., О.Э, П.В., К.В., Р.О.).

  • 1 воспитанник (7,6%) - низкий уровень воспитанности, который характеризуется низкой степенью действенности нравственного идеала; нравственной неустойчивостью, отвержением необходимости самовоспитания. Происходит частичное игнорирование педагогического воздействия, направленное на мотивацию самовоспитания, проявление себя как само разрушающейся личности, склонной к асоциальному поведению (Я.К.).









Диагностирование проводилось по 5 направлениям. Каждое направление имеет свои показатели воспитанности. Результаты диагностики отражены в диаграммах в процентном соотношении.

  1. Направление: «Отношение к обществу» содержит в себе следующие показатели:

1.1. Долг и ответственность.

1.2.Бережливость.











Вывод: В данном направлении необходимо обратить внимание на повышение чувства долга и ответственности у тех воспитанников, которые имеют средний уровень (К.А., О.Э, П.В., К.В., Р.О.). Эти воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей (забывчивости, рассеянности и т.п.) требуют четкого и последовательного инструктажа действий, контроля над выполнением поручения. Необходимо усовершенствовать систему индивидуальных небольших поручений для самостоятельного выполнения, что будет повышать чувство долга и ответственности.

Обратить особое внимание на воспитательную работу по повышению бережливости у тех детей, которые имеют низкий (Я.К.) и средний уровень (К.А., О.Э, П.В., К.В., Р.О.). В силу индивидуальных особенностей К.А. преднамеренно портит не только личные вещи, но и принадлежащие другим, а так же школьное имущество.

Необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год и разработать занятия на тему бережливости. Индивидуальная коррекционная работа должна проводиться по мере необходимости в форме беседы.

  1. Направление «Отношение к труду»

2.1. Дисциплинированность.

2.2 Ответственное отношение к учению.

2.3. Отношение к общественному полезному труду (трудолюбие).











Вывод: Дисциплинированность в классе имеет средний уровень, это обусловлено адаптационным периодом (переход из начальной школы в среднее звено). Многие дети трудно адаптировались – это К.А., О.Э, П.В., К.В., Р.О.. Данные воспитанники с 1 класса требуют контроль со стороны взрослых, четкий инструктаж, напоминание о нормах и правилах поведения.

Ответственное отношение к учению имеет в группе хороший уровень. Воспитанники адекватно воспринимают необходимость образовательного процесса. Необходимо обратить особое внимание на детей со средним уровнем – Б.А., Ш.А., Б.Г., К.А. Эти дети прибыли во 2 классе не зная букв и не умея читать, писать, считать. Очень тяжело усваивали учебный материал. В настоящее время испытывают большие трудности при выполнении домашнего задания – Ш.А. по всем предметам, Б.Г. и Б.А. по чтению, русскому языку.

Отношение к общественному труду имеет хороший уровень. Я.К. в силу индивидуальных особенностей, нуждается в контроле и четком инструктаже, поскольку очень импульсивен и рассеян. Остальные воспитанники - К.А., О.Э. ленивы и стараются избежать трудовых дел, дежурства, не проявляют инициативы.

Таким образом, необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год и разработать занятия на темы дисциплины, силы воли и т.п. Индивидуальная коррекционная работа должна проводиться в форме беседы, упражнений. Разработать систему небольших трудовых дел, предполагающие формирование самостоятельности, ответственности, самодисциплины и самоконтроля.

Рекомендуется проводить просветительскую работу среди родителей о значении выполнения домашних дел для развития у детей чувства ответственности и трудолюбия. Низкий интерес к труду говорит об ошибках в семейном трудовом воспитании.

  1. Направление «Отношение к людям»

3.1. Коллективизм и товарищество.

3.2. Толерантность, доброта и отзывчивость.

3.3. Честность и правдивость.












Вывод: Группа представляет собой сплоченный коллектив. Я.К. и К.В. в силу своих индивидуальных особенностей, предпочитают одиночество.

Показатель «Толерантность, доброта отзывчивость» имеет средний уровень в группе. Я.К. имеет низкий уровень опять же в силу индивидуальных особенностей. К. импульсивен, не контролирует поведение и эмоции, без причины может проявлять агрессию к товарищам, предпочитает одиночество.

Серьезная проблема в группе у большинства детей – это честность и правдивость. Я.К. и К.А. имеют низкий уровень, практически всегда лгут. При совершении проступка не признаются, даже если уличены непосредственно при совершении. Наблюдается проявление неадекватной реакции – плач, крик, агрессия.

К.А., О.Э, П.В., К.В., Р.О. имеют средний уровень. Не всегда выполняют обещания, не сразу признаются в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

Таким образом, необходимо внести коррективы в рабочую программу на следующий год, разработать занятия на темы значения правды и лжи в жизни человека, а так же упражнения на сплочение коллектива, которые следует проводить 1-2 раза в неделю.

Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию в индивидуальной воспитательной работе. Проводить беседы о чертах характера, формировать навык анализировать поступки и т.д. Усовершенствовать систему поощрения за правдивость и честность, умение сразу признавать свои ошибки и проступки, спокойно и выдержано.

  1. Направление «Отношение к себе».

    1. Простота и скромность.














Вывод: Направление «Простота и скромность» имеет хороший уровень. Трое воспитанников имеют средний уровень - П.В., К.В., Р.О. Ведут себя удовлетворительно в присутствии старших и педагогов.

Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию данных детей и соответственно разработать систему коррекционных занятий раз в месяц, а так же выстроить и усовершенствовать индивидуальную коррекционную работу по повышению ответственности, самоконтроля и т.п.

  1. Направление «Отношение к культуре»

5.1. Культурный уровень











Вывод: Культурный уровень в группе средний. Низкий уровень имеют – Я.К., К.В., К.С. в силу индивидуальных особенностей. Средний уровень - К.А., О.Э, П.В., К.В., Р.О.

Рекомендуется развивать любознательность, повышение интереса к чтению, культуре, искусству через коррекционные занятия (1 раз в месяц) и систематическую индивидуальную работу в форме беседы, групповых творческих занятий, вечеров и т.д. Вести просветительскую работу с родителями о том, что бы занимались культурным просвещением и образованием ребенка – посещение музеев, выставок, театра, совместные чтения художественной литературы, посещение библиотеки, просмотры художественных, документальных и исторических фильмов, совместное творчество и т.д.

На втором этапе определения уровня воспитанности применялась диагностика (№ 2) уровня воспитанности М.И. Шиловой. Использован метод анкетирования. Проведено 3 марта 2017 года.

Дети самостоятельно отвечали на вопросы анкеты без помощи педагога. Данное исследование имело целью выявление насколько ониадекватно, и объективно могут оценить свой уровень воспитанности. Согласно данным анкетирования в группе средний уровень воспитанности –0,7 балла. Из всего состава группы имеют:

  • 6 воспитанников(46,2%) - хороший уровень воспитанности.

  • 5 воспитанников (38,4%) - средний уровень воспитанности.

  • 2 воспитанника (15,4%) - низкий уровень воспитанности.








По данным анкетирования в классе нет детей, имеющих высокий уровень воспитанности, когда как в диагностике № 1 он составляет 23,1%. Довольно существенная разница в хорошем уровне воспитанности между диагностиками № 1 и № 2 на 15,4%.Средний уровень имеет одинаковые показатели. Низкий уровень воспитанности отличается на 7,6%.




















Согласно вышеприведенным данным, самооценка уровня воспитанности в основном занижена. Дети, которые по диагностике № 1 имеют средний и низкий уровень воспитанности завысили показатели:

  • С низкого на средний – Я.К..

  • Со среднего на хороший – К.В., К.А.

Занизили данные:

  • Со среднего на низкий – О.Э., П.В.

  • С хорошего на средний – Б.А., К.А.

  • С высокого на хороший - З.В., Г.Р., П.С .

Адекватная самооценка без расхождений между первой и второй диагностикой у Б.Г., Ш.А., К.В. Это говорит о хорошей тенденции развития самооценки у данных воспитанников.

Расхождения с диагностикой № 1 и 2 имеет следующие причины - анкетирование проводилось впервые, следовательно, возможно, дети неправильно понялипредложенные суждения для самооценивания в анкете, путались в баллах и т.п.

Показательно, что недооценка своих возможностей обычно отмечается у воспитанников с лучшим поведением и соответственно с более высоким уровнем интеллекта. Для детей, успевающих слабо и страдающих нарушением поведения, характерна переоценка своих возможностей, т. е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний. Завышенная самооценка – общая незрелость личности. Таким образом, нарушение самокритичности у воспитанников отрицательно отражаются на возможностях приобщения их к самовоспитанию.

Важно перед проведением следующего анкетирования, проводить индивидуальный и более четкий инструктаж по блокам анкеты в течение года. В программу воспитательной работы внести коррекционные занятия на формирование адекватной и объективной самооценки, усовершенствовать систему поощрения и стимулирования. Поскольку, адекватная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний – необходимое условие успешной социально-трудовой адаптации, безболезненной интеграции в окружающее общество воспитанника.

Завершающим этапом было проведение диагностики нравственной самооценки (автор методики Колмогорцева Л. Н.). В группе все дети (100 %) показали высокий уровень нравственной самооценки. Это показатель того, что в целом, сформировались нравственные нормы, и определилось положительное отношение к ним. В поведении проявляются ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводят разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, читают.

Завышена нравственная самооценка у Я.К, К.С., поскольку для воспитанников, страдающих нарушением поведения, характерна переоценка своих возможностей, т. е. завышенная самооценка и высокий уровень притязаний.

Подводя итоги диагностирования важно внести коррективы в рабочую программу воспитательной работы - разработка и усовершенствование последовательной системы индивидуальных бесед, коррекционных занятий и т.д. Этонеобходимо, чтобы повысить уровень воспитанности группы в целом и каждого ребенка в частности, сформировать адекватную и объективную самооценку.

Воспитанникам, у которых низкий, средний и хороший уровень воспитанности необходимо предложить социально ценные ориентиры, дать советы, что надо сделать, чтобы шагнуть на ступеньку выше в своем личностном и гражданском становлении. Такими ориентирами должны стать самостоятельная организация деятельности, регулировка поведения и отношений, побуждение к активным действиям своих товарищей.

Таким образом, необходимо продолжить работу над повышением уровня воспитанности детейчерез:

  1. Проведение коррекционных занятий, которые должны быть направлены:

  • повышение самооценки у воспитанников;

  • постепенное развитие способности анализировать и контролировать себя, управлять собой;

  • постепенное приучение ребят к оценке поведения товарищей и самооценке;

  • формированиепрочной системы нравственной саморегуляции, выработ­ку потребности в высоконравственных поступках и са­мостоятельном поведении.

  • формирование адекватной и объективной самооценки;

  • овладение приемами снятия психоэмоционального напряжения.

  1. Проведение творческих занятий.

  2. Индивидуальные беседы и трудовые дела.

  3. Вклю­чение воспитанников в такую деятельность, которая вызы­вала бы потребность и необходимость обдумывания своих действий и поступков и предвидения их последствий

Самым идеальным результатом воспитательной работы в будущем, можно считать такое развитие личности, при котором будет полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!