ДИАЛОГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКА.
Темп нашей жизни, новые технологии, возможности применить свои знания в разных областях на международном уровне предъявляют новые требования к результатам овладения
иностранным языком. Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы,
привели к пересмотру методов и технологий обучения иностранным языкам. Школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
ФГОС главный упор делает не на освоение теоретических основ языка и грамматики, а
на формирование коммуникаций, на способность учащихся установить контакт с
собеседником, на изучение языка в процессе общения.
Таким образом, основной целью предмета «Иностранный язык» становится развитие
иноязычной коммуникативной компетенции в диалоге культур . Кроме того, изучение ИЯ
должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее
осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами ИЯ,
включение школьников в диалог культур. В результате изучения иностранного языка
обучающийся должен овладеть межкультурной компетенцией, основными составляющими
которой являются: знание и понимание собственной культуры, осмысление картины мира иной
социокультуры, умение видеть сходство и различие между общающимися культурами и
владение навыками межкультурного диалога, предполагающего готовность к решению
конфликтов.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Человеку в современном обществе необходимо знание иностранного языка на уровне, который позволит ему реализовать себя и добиться успеха.
Данная тема очень актуальна в настоящее время и каждый учитель заинтересован в том,
чтобы его ученики не потеряли интерес к предмету, осознавали важность иноязычного
общения, были активными участниками этого общения не только на уроках, но и во внеурочное время.
В этой работе остановлюсь на наиболее эффективных на мой взгляд подходах и методах, которые я использую в своей практике.
Планируя свои уроки я всегда ставлю вопросы: чему научатся ребята? как
организовать процесс обучения? к какому результату придут учащиеся? Какие перспективы
развития личности заложены в урок (тему, модуль)?
Можно выделить некоторые эффективные подходы для развития коммуникативной
компетенции.
1. Нетрадиционные формы проведения занятий:
1) урок-экскурсия (страноведческий материал представлен в виде презентации или,
если есть возможность воспользоваться Интернет ресурсами, онлайн экскурсий ведущих
музеев мира, веб камеры вещающие в режиме реального времени [10]. Урок может быть
подготовлен в соавторстве с детьми, когда они предлагают страны и города, интересующие их
больше всего. Но, наряду с ознакомительной задачей, ученики учатся представлять своё
государство, провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности
русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование
культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру
представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран
изучаемого языка.
2) урок защиты проектов–позволяет обучающимся представить «конечный
продукт» своей деятельности в виде презентации, буклетов, постеров, рекламных роликов,
которые разрабатываются индивидуально, в паре или в группе. Такой вид деятельности даёт
возможность ученику:
- примерить на себя роль лидера или исполнителя;
- пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию,
факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и
заключения;
- развивает коммуникативные навыки работы с разными группами;
- находить компромисс при решении поставленных задач. Если выпускник школы
приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к
жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.