Дидактические игры по ознакомлению детей с жанровой живописью
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется ……пейзажем!
«Из чего состоит пейзаж»
Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях, частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
«Собери пейзаж»
Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету, (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
«Жанр живописи»
Цель: Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).
«Части суток»
Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток.
Утро Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете, Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу | День День работал целый день Переделал много дел; И жалел под вечер, Что заняться нечем | Вечер Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес. День погрустил немного и исчез | Ночь Звёзд полно - и в небе, и в воде. На земле - ни огонька нигде. Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли |
Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, част суток; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).
«Времена года»
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов.
«Картина»
Цель: Развивать коммуникативные навыки, стимулировать речевую активность; воспитывать доброжелательные взаимоотношения.
Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» Они берутся за руки, и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога.... | У второго - синее Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки - кружева. Первые проталинки, Первая трава. | На картине третьего Красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, Голубая есть... Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака. | А четвёртый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды... Всюду бусы - ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! |
«Перспектива» Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
Описание игры: детям предлагается разложить силуэты на картинной плоскости с учётом перспективы.
«Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
«Да-нет»
Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Ведущий может отвечать только Да и Нет. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство).
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
«Что было? Что будет??»
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
«Художественный салон»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся. Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«Найди ошибку»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка - смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре - составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» A.A. Пластова: «Перед вами репродукция картины A.A. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов), вышли косари - старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине - белоствольные берёзы, они написаны в центре картины (ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».
Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).
Если видим на картине чей - то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и весёлый чей - то глаз,
Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, пап или мам, может, дедушка и я
Нарисованы в картине, может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется….портрет!
«Составь портрет сказочного героя»
Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.
Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
«Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).
«Найди ошибки в портрете»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
Описание игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
«Узнай по профилю»
Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.
Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
«Семейный портрет»
Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
«Придумай и собери портрет»
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.
Если видишь на картине чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт.
И поэтому картина называется -….натюрморт!
«Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод и т.д. Необходимо отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта
«Составь натюрморт»
1вариант
Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)
2вариант
Цель: Научить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)
«Жанр натюрморт»
Цель: Закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках; учить находить его среди других жанров и обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.
Материал: репродукции картин по разным жанрам.
«Смотри внимательно»
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: В течение десяти секунд воспитатель показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают опять этот же натюрморт. После этого педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображённые на натюрморте, разговаривают с ними.
«Симметричные предметы»
Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
«Мозаика-натюрморт»
Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.
Материал: изображение натюрморта, разрезанное на мозаичные части.
«Волшебная палочка»
Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз, два, три - говори!» - назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.
«Говорящие предметы»
Цель: формировать коммуникативные навыки, развивать диалогическую речь.
Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.
Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»
«Измени и посмотри»
Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.
Материал: репродукция картины (натюрморт).
Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.
«Выставка картин»
Цель: стимулировать речевую активность дошкольников, развивать связную речь.
Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:
почему эти произведения размещены таким образом;
какое произведение понравилось и почему;
что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом.
Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.
А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
«Живая картина»
Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его. Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.
«Реставрация – дострой изображение»
Цель: развивать образную память, воображение.
Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.
«Ищу друзей»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами на картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: детям на картине нужно найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
«К нам пришел волшебник» «Я слушаю»
Цель: учить детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и предлагает прислушаться внимательнее, какие звуки там можно услышать, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я слышу».
«К нам пришел волшебник» - «Я ощущаю запах»
Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
«Кто, о чем говорит?»
Цель: учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитатель предлагает выбрать объекты и представить, о чём они могли говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чём говорит?»